Статьи
Сможет ли Volkswagen «съесть» Tesla?

Сможет ли Volkswagen «съесть» Tesla?

Сможет ли Volkswagen «съесть» Tesla?


Может казаться странным, писать подобные заголовки в начале 2020 года, когда капитализация и акции Tesla бьют рекорды, компания ведет строительство очередной «гига-фабрики», наконец-то способной насытить Европу электромобилями среднего класса – Model 3 и Model Y. Да еще и строительство запланировано не «где-то там», а в Германии: словно издевка над группой Volkswagen, которая закончила 2019 год на позиции мирового лидера по производству автомобилей. Вот только речь идет про обычные ДВС-авто, а электрокаров немцы произвели немного: недавно заявили о выпуске 250 тыс. единиц электрифицированных автомобилей. За шесть лет. Всех моделей вместе взятых. Да это еще и в сумме – электрокары и подзаряжаемые гибриды. Однако…

Три «козырные карты» Volkswagen в борьбе с Tesla

На первый взгляд кажется, что группа Volkswagen «далеко позади», «проспала рынок электромобилей», и т.д. Но в реальности за последние 2-3 года немцы сделали несколько важных шагов в направлении электротранспорта. Если хотите – это первые удары, которые «проспала» компания Tesla в мире электрокаров.

Первый удар случился с выходом электромобиля Audi e-tron. Компания разработала электромобиль «с нуля», что избавило его от проблем «переходных моделей», созданных на основе ДВС-автомобилей. К примеру, здесь изначально очень грамотно расположен тяговый аккумулятор: он буквально интегрирован в днище электромобиля и настолько тонкий, что его влияние на уровень пола в салоне практически неощутимо. Еще пример: в Audi e-tron появилось жидкостное охлаждение не только тягового аккумулятора, но также электромоторов, причем даже изнутри, а ведь ранее подобное встречалось только на электромобилях Tesla. Добавьте к этому отменный комфорт подвески, идеальное качество сборки салона, известное и престижное имя Audi…

Сможет ли Volkswagen «съесть» Tesla?

Но главный удар по позициям Tesla был даже не в «этом вот всем», а в мощности быстрой зарядки – электрокар Audi e-tron мог принимать ток мощностью до 150 кВт, что обеспечило ему титул рекордсмена в данной категории. Таким образом, впервые кто-то другой создал электромобиль не просто одного уровня, а даже в чем-то превосходящий Tesla в специфических вопросах электромобилей. Именно там, где электрокары Tesla привыкли быть лидерами.

Второй удар оказался еще заметнее, имя ему – Porsche Taycan. Впервые был создан электромобиль, который мог оказаться быстрее и динамичнее Tesla Model S в самых производительных P-версиях. Спор вышел за пределы понятия «разгон 0-100 км/ч» (поскольку не только этой одной цифрой измеряется понятие «быстроты» автомобиля/электромобиля) и дошел до тестовых заездов на гоночных трассах. Но главная суть даже не в этом, а в том, что электромобиль Porsche Taycan получил аккумулятор с рабочим напряжением около 800 вольт – вдвое выше того, что сегодня применяется в большинстве электрокаров. Новый аккумулятор и в целом энергосистема электромобиля, рассчитанные под работу с напряжением 800 вольт, обещают ряд преимуществ: очень быстрая зарядка аккумулятора (до 350 кВт), более мощные инверторы и электромоторы. Да, следует признать, что сегодня нет массовых станций быстрой зарядки, которые могут работать с мощностью 350 кВт. Также можно достичь высокой мощности электромоторов и другими способами. Да и пока лишь Porsche Taycan использует энергосистему с рабочим напряжением 800 вольт. Словом: это технология из будущего, которая пока не находит себя в настоящем. Однако подобная технология у группы Volkswagen уже есть, а у конкурентов – нет.

Даже если признать, что Porsche Taycan является носителем дорогих технологий будущего, у Volkswagen есть что предложить и массовому сегменту рынка – речь идет об электромобилях семейства ID.

Сможет ли Volkswagen «съесть» Tesla?

Первенец Volkswagen ID.3 стал третьим ударом по позициям Tesla: массовый и относительно недорогой электрокар, который построен на специальной электромобильной платформе МЕВ. Причем не только электромобиль, но и сама платформа является товаром: группа Volkswagen заявила, что будет продавать МЕВ всем партнерам-клиентам. Первый уже есть – это Ford.

Электромобили Volkswagen ID.3 (и семейство ID в целом) должны стать по-настоящему народными: запланировано каждый год производить 300 тыс. электрокаров, уже в 2023-м год должен быть выпущен первый миллион. Неплохо для компании, которая свои первые 250 тыс. электрифицированных автомобилей выпускала шесть лет, правда? А ведь на данной платформе еще планируются электрокары SKODA и SEAT. Плюс ждем электрический кроссовер и седан среднего класса, электрические фургоны и вэны…

Понимаете, группа Volkswagen мыслит совершенно другими масштабами. Если запуск в серию – то сразу сотнями тысяч и на разных заводах по всему земному шару. Если разработка электромобилей, как кардинально-нового продукта – то сразу с несколькими моделями и в нескольких направлениях. К примеру, уже известно, что энергосистему с рабочим напряжением 800 вольт получат перспективные электрокары Audi: это позволит снизить «цену входа» для данной технологии, сделает ее более массовой. В свою очередь, компания Porsche покупает акции фирмы Rimac и начинает тесное сотрудничество. Потому, что у Rimac есть, что предложить: очень мощные электромоторы и коробки передач для них. Наконец, упомянутые выше быстрые зарядки на 350 кВт для Porsche Taycan также вскоре станут реальностью: группа Volkswagen не зря вошла в проект зарядной сети IONITY.

Сможет ли Volkswagen «съесть» Tesla?

В итоге все это позволило Герберту Диссу, руководителю группы Volkswagen, в начале 2020 года заявить о готовности конкурировать с Tesla. А расчетливые немцы «слов на ветер» не бросают. Особенно, когда на кону стоит будущее огромной компании.

Tesla наносит ответный удар

Первая реакция Tesla на все вышеописанные события напоминала метание загнанного зверя: попытка поднять мощность скоростных зарядок, гонки на несерийном электромобиле Tesla Model S, лишь бы побить Porsche Taycan. Компания Tesla привыкла делать «шумиху» вокруг своего имени и привыкла, что любое заявление воспринимается как «лучшее» – потому, что Tesla реально была лучше в разработке и производстве электромобилей. Ах да, акции Tesla и рекордная стоимость компании… Ну, биткоин тоже быстро рос в цене

К чести Tesla, компания опомнилась и взяла себя в руки. Ответы Volkswagen и другим автомобильным брендам, посягающим на «электромобилизацию имени Tesla» становятся все более взвешенными – и все более сильными. Упомянутое выше строительство завода в Германии является лишь одним из подобных примеров: наверняка у компании Tesla была возможность выбора места производства нового завода – но совсем недешевая Германия была выбрана в том числе, чтобы «насолить» традиционным авто-производителям. Это лишь символизм, но он дорогого стоит.

А вот новая фабрика в Китае – это уже не символизм, а трезвый расчет: благодаря данному заводу, компания смогла выйти на самый крупный автомобильный рынок планеты. Есть и второй плюс: правильная и компактная организация производственного процесса – взгляните на разницу организации работы на заводе компании в США и на завод в Китае.

Сможет ли Volkswagen «съесть» Tesla?

Да и в целом – компания становится более трезвой изнутри. Вот лучшие доказательства: покупки производителя аккумуляторов и конденсаторов Maxwell, а также компаний Perbix и Grohmann Engineering (обе производят роботов и оборудование для линий сборки). Наверняка это покупки позволять Tesla вот-вот продвинутся в разработке аккумуляторов, а также решить вопросы с качеством сборки и окраски своих электромобилей. Таким образом – технологии, которая компания не успевает разрабатывать (в силу недостатка инженеров, технологов, дизайнеров) попросту приобретаются на стороне (вот уже чего, а уж недостатка в финансировании у Tesla нет).

Похоже, в ограниченных конструкторских возможностях, компания Tesla желает сосредоточиться на самом важном: разработке новых платформ, электромоторов, преобразователей энергии, пр. Речь идет о платформе Plaid, которая должна объединить три мощных электромотора и новый аккумулятор, также увеличенной емкости. Больше деталей пока нет, но наработки по данной платформе уже есть: впервые данная техника была заявлена в момент дебюта прототипа Tesla Roadster II, а затем появилась на экспериментальной версии электрокара Tesla Model S, который выступал в рекордных заездах по трекам. Наверняка платформа Plaid ляжет в основу не только «заряженных» версий Tesla Model S актуального поколения, но также и станет основой для следующего поколения модели. Аналогично должно произойти со сменщиком кроссовера Tesla Model X. Вопрос лишь в том, когда все это произойдет – складывается впечатление, что Tesla не может «тянуть» сразу несколько масштабных проектов.

Зато компания уже способна играть в стратегии. При открытии китайского завода появилась информация о поиске местных дизайнеров и формировании дизайн-студии. Заявление было подкреплено скетчем компактного хэтчбека, спереди визуально напоминающего Model 3, однако с компактной задней частью. Электромобиль напоминает BMW 3-серии Compact (помните такие модели еще до появления 1-серии?) и явно нацелен на конкуренцию с Volkswagen ID.3 или даже с грядущим небольшим электрокаром Audi, который также наверняка будет построен на аналогичной платформе МЕВ.

Сможет ли Volkswagen «съесть» Tesla?

Данный скетч является не только примером того, каких электромобилей от Tesla можно ждать в будущем. Но также это примером того, что компания Tesla учится реагировать на конкуренцию и оттягивать внимание потенциальных клиентов от конкурентов.

И все-таки кто «круче»: Volkswagen или Tesla?

Вызов Tesla в вопросах электромобилей заставил немцев разрабатывать новые технологии и строить новые заводы. Но когда Volkswagen развернется в полную силу на рынке электромобилей – а поверьте, это произойдет в ближайшие 3-5 лет – то сможет уверенно занять лидирующие позиции, как это произошло в мире обычных автомобилей по итогам 2019 года.

Что будет с Tesla? Компания останется: уж слишком велики масштабы работы, объем вложенных денег, ежегодный выпуск электрокаров, имеется несколько заводов, будут новые. Мало того: если ранее казалось, что компанию со временем выкупит кто-то из мировых автомобильных гигантов, то теперь видно, что у Tesla достаточно сил для «самостоятельного плавания».

На фоне тотальной конкуренции Volkswagen и Tesla возникает вопросы не про абсолютного победителя схватки, совсем нет. Уже возникает вопрос иного толка – что будет с другими производителями автомобилей, кто не успеет вовремя «переобуться» в электромобили? А что вы думаете: кто имеет шансы выжить в новом мире тотальной электромобилизации?


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: