Подробно изучив черты личности, связанные с реакцией на грамотность письменной речи, американские психологи пришли к выводу, что интроверты острее переживают опечатки, а менее доброжелательные люди — грамматические ошибки. Результаты работы публикует журнал PLOS One.
В исследовании, авторами которого являются психологи из Мичиганского университета Джули Боланд и Робин Куин, приняли участие 83 добровольца. Технической основой проведения эксперимента послужила краудсорсинговая платформа Amazon Mechanical Turk для поиска людей, готовых выполнить определенную работу. Задача, поставленная перед участниками эксперимента, заключалась в отборе претендентов на роль соседа для совместного снятия квартиры на основании полученных ответов на соответствующее объявление.
Тексты одних ответов содержали намеренно допущенные опечатки, которые трудно было не заметить – например, abuot вместо about, в то время как другие были наполнены омофонными грамматическими ошибками – например, your вместо you’re. Ну и, наконец, последние ответы, написанные без единой ошибки.
Результат оказался весьма предсказуем: письма с ошибками и опечатками в целом производили худшее впечатление, формируя негативный образ их авторов в голове участников эксперимента. Любопытно, что опечатки воспринимались обычно хуже, чем прямые ошибки. При этом никаких связей с возрастом, уровнем образованности, частотой использования электронных средств связи или привычкой к чтению исследователи не обнаружили.
Это уже не первое исследование Джули и Робин, посвященное реакциям на огрехи в тексте, но корреляция между чертами характера читателя и враждебной реакцией на ошибки была установлена только сейчас.
Благодаря специальному опросу удалось оценить «большую пятерку» черт личности каждого из участников — экстраверсию, доброжелательность (способность прийти к согласию), сознательность (добросовестность), открытость опыту (интеллект) и нейротизм (эмоциональную лабильность). Оказалось, что выраженность некоторых черт заметно коррелирует со степенью негативной реакции на ошибки в тексте.
Авторы исследования считают, что их работа указывает на важную роль характера человека не только в том, какие лингвистические «продукты» он «выдает», но и в том, как воспринимает речь других.
Источник: nplus1.ru
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: