Почему Майкрософт не хочет зарабатывать в Украине?


Вроде бы глупый вопрос — любая коммерческая структура по своей природе стремится к получению прибыли и изучив новый рынок сбыта вырабатывает стратегию его завоевания. Но есть ли у Майкрософт такие планы в отношении Украинского рынка или мы имеем исключительно присутствие «для галочки»? Давайте попробуем разобраться.

 

Итак с одной стороны имеется коробочный продукт WINDOWS 7 HOME PREMIUM (RETAIL) с рекомендуемой ценой около 140$ (примерно 1120грн) — который можно позиционировать как рекомендуемую на сегодняшний день массовую домашнюю операционную систему. С другой стороны мы берем среднюю зарплату украинца, которая по общей статистике варьируется от 1400 до 1800грн (не будем принимать во внимание зарплату в Киеве, как не отображающую общую картину по Украине). То есть получается что для среднего украинца надо отдать большую часть своей месячной зарплаты для приобретения лицензионной копии. А что мы имеем в отношении наших зарубежных соседей? Для США стоимость этого пакета равняется 120$ — при минимальной зарплате 1200$ (9600грн) — что при покуаке составляет 1:10 часть месячной зарплаты. Для Европы получается примерно то-же соотношение зарплаты к стоимости продукта как и в США — 1100евро к 110евро за данную ОС. Напрашивается вопрос — в каком из трех приведенных выше регионов будет больший процент приатства? Правильно думаете — именно там где меньшая денежная возможность легально приобрести продукт. Ведь давно известна прописная истина — в большинства случаях человек ворует тогда, когда не имеет возможности купить. А как видно из сравнения цена для нашего региона неадекванта платежеспособности большей части населения. Можно конечно в защиту Майкрософт привести существование версии WINDOWS 7 HOME BASIC, которая как раз и предназанчена для развивающихся рынков — но ее цена всего на 40$ (320грн) ниже цены HOME PREMIUM – около 100$ (800грн). Но все равно соотношения стоимости дже этой упрощенной версии (ограничена поддержка памяти до 8Гб, неполный набор AERO интерфейса, не поддерживает многопроцессорные конфигурации — только многоядерные) к зарплате среднего украинца явно неадакватно. Для любого продукта всегда имеется нижняя ценовая граница, после доведения до которой он становится (на определенном рынке) массовым — так было с ноутбуками — пока цена не достигла психологической отметки ниже 1000$ эти продукты не были достаточно массовыми. Зато после появления моделей ниже это планки рынок ноутбуков вырос во много раз — сложно даже представить во сколько выросли прибыли компаний их производящих на фоне возросшего спроса, даже при учете понижении зарабатываемой маржи на каждой конкретной единице товара.

То же самое можно повторить и с операционными системами от Майкрософт — понятно что о соотношении стоимости к зарплате в 1:10 не стоит и говорить, но достаточно сделать стоимость базовой версии для развивающихся рынков (7 HOME BASIC) – порядка 50$ (400грн) — и продажи возрастут в 50 и более раз. Учитывая то что сама себестоимость производства носителей и упаковки мизерная — Майкрософт может с легкостью установить данную цену и продолжать зарабатывать миллиарды. Контраргументом могут послужить известные случаи — когда более дешевую версию программного обеспечения для одного региона продавали в регионе не предназначенном для ее продажи, тем самым ломали установленную иерархию всей линецки продуктов. Но в случае Украины и России есть простой и эффективный способ борьбы с такой возможностью — это продажа по спецстоимости только локализованных продуктов без встроенного английского языка (что в принцыпе качается русско-украино язычных и 7 HOME BASIC и 7 HOME PREMIUM) — что сделает невозможным использование этих продуктов на развитых экономически рынках. Кроме того на данный момент не существует ни одной программы реально интересной программы лоялности для малых и крупных сборщиков ПК на территории Украины. Для примера — ноутбук одной конфигурации с предустановленной ОС (7 HOME BASIC или 7 HOME PREMIUM) и без оной — будет отличаться по цене в продаже всего на 25-35$. И этот факт очень стимулирует продажи лицензионной ОС — это станет еще более очевидным если сравнить количество лицензионных ОС на ноутбуках и стационарных компьютерах на территории Украины и России. Из этого можно сделать вывод что для крупных сборщиков существует спеццена на OEM версии которая ниже ретейла на 60-70%. Но без внедрения таких спецусловий для малых и крупных сборщиков на нашейтерритории невозможно сделать продажи компьютеров с предустановленной ОС массовыми — так как разница между предустановленной OEM и коробочной RETAIL версией олтичается в Украине всего на 10-15%!

Вроде бы все логично и с точки зрения получения не кратковременной прибыли и с точки зрения долгосрочной стратегии для нашего региона, но что выбрала компания Майкрософт сегодня?

На данный момент компания Майкрософт устраивает «крестовые походы на ветрянные мельницы» — громогласно заявляя об огромном уровне пиратства на развивающихся рынках и подключая правоохранительные органы для устраивания показательных рейдов. (Самая большая ирония последних — в самих правоохранительных органах используется на 99% пиратское ПО).

Я думаю после прочтения становится понятно что у Майкрософт есть выбор — или дальше проводить политику «устрашения расправой», не увеличивая при этом круг потенциальных клиентов и получать прибыль от небольших продаж плюс от выигранных судебных исков — или начать строить отношения с конечными потребителями и сборщиками путем ценового компромиса — ориентируясь на реальную финансовую возможность жителей Украины и других стран с развивающейся экономикой.

Время покажет…