Text Mode OFF

Мысль изреченная есть ложь.

Наши деды и прадеды по очевидным причинам предпочитали личное общение, лишь иногда отдавая должное эпистолярному жанру. Родителям уже обычно хватало разговоров по телефону – однако только в случаях, когда встреча невозможна. Мы же с вами так прочно привыкли к электронным коммуникациям, что чаще всего удовлетворяемся только ими, но при этом совершенно не замечаем присущих им ограничений. И частенько расплачиваемся за это – непониманием, нервотрепкой, конфликтами, ссорами.

Проблема с электронным общением проста, как гвоздь. Она заключается в том, что вы не видите и не слышите своего собеседника. Следовательно, вы никак не можете знать, как он реагирует на сказанное вами, какие эмоции он вкладывает в свой ответ и с каким выражением он его про себя «произносит» в процессе написания. И в результате читаете его по-своему, расставляя собственные акценты и воспринимая не совсем тот смысл, который был заложен изначально. А в наиболее тяжелых случаях – совсем не тот.

Почему так происходит? На наши коммуникативные способности очень большое влияние оказывают визуальное восприятие собеседника и его голос. Слова, речь, язык – это замечательный способ на некоторое время объединить умы нескольких человек для постижения ими единого смысла – однако для того, чтобы этот механизм работал так, как задумано, мы должны быть уверены, что все участники процесса понимают друг друга правильно. А здесь играют роль даже такие, казалось бы, мелочи, как выражение лица, направление взгляда, тональность и мелодика голоса. И без них частенько бывает просто невозможно определить, правду ли говорит человек, не подшучивает ли над вами, не пытается ли сказать совсем не то, что думает на самом деле? Особенно – если этот человек вам совершенно незнаком, и вы никогда в жизни его не видели «живьем».

Вспомните, ведь наверняка многие из вас знакомились и общались заочно в Сети – в форумах, чатах, переписке в ICQ либо E-mail. И потом, встретившись со своим собеседником в реальном мире, непременно удивлялись и поражались тому, насколько он непохож на созданный вами образ, который вы всякий раз представляли в ходе вашего диалога. Как сказал когда-то мой друг, «в реале все по-другому». (Кстати, уже сама эта фраза – отличная иллюстрация проблем взаимопонимания «в текстовом режиме». Я могу поспорить, что большинство прочитает в ней слово «все» как «всё» – хотя в оригинале подразумевались как раз люди, т.е. «все».)

Общеизвестно, что мы воспринимаем окружающий мир через призму собственного ума – и видим его не таким, каким он есть на самом деле, а исключительно под своим, субъективным углом зрения. Мы просто не умеем иначе. Но это еще полбеды. Хуже то, что когда мы пытаемся излагать свои мысли в виде речи либо текста, то иногда просто не замечаем, насколько косноязычны бываем, и как сложно на самом деле выразить собственные соображения таким образом, чтобы они трактовались одинаково верно всеми без исключения. Ведь после того, как они изречены, их под своим углом зрения читает совсем другой ум, трактует их по-своему, обдумывает и пишет ответ. В наиболее запущенных случаях на это накладываются еще и особенности грамматики и синтаксиса, присущие каждому из собеседников, чем еще сильнее уменьшают шансы каждого быть понятым верно. Теперь, надеюсь, вы понимаете, почему я так не люблю безграмотность, буде она «по незнанию» или наоборот, намеренной?

К чему это я все, на самом деле. В ходе работы и общения в Сети я не раз замечал, как легко, словно спички, вспыхивают конфликты при виртуальном общении – и какими пустячными, казалось бы, причинами они бывают вызваны. Иногда, чтобы полностью снять проблему, достаточно бывает снять трубку и позвонить человеку, с которым только что ожесточенно переругивался в почте либо в аське – «войсом» вопрос решается в 5 секунд. Ну, а если проблема действительно серьезная, тогда тем более нужно отложить в сторону все электронные «костыли» и обязательно назначить личную встречу – только в ходе очного диалога станет понятно, удастся ли ее решить в принципе, какие мотивы движут вашим собеседником и что может мешать достижению компромисса.

И еще, маленькое дополнение. Мы не можем передать всю гамму чувств и эмоций с помощью текстовых сообщений, однако обозначать хотя бы базовые – обязательно должны. Для этих целей и были придуманы смайлики – текстовые обозначения наиболее часто употребляемых выражений лица. Конечно, они тоже трактуются каждым по-своему, и им не место, например, в деловой переписке – но в остальных случаях они могут здорово пригодиться. Лучше уж так, с помощью двоеточий и скобок, чем совсем без ничего.

Так что если вы хотите, чтобы вас действительно понимали – не ограничивайте себя виртуальным общением. Лучше побольше звоните и почаще встречайтесь – конечно, если это возможно. А если все же  пишете, то старайтесь взвесить каждую фразу, каждое слово, избегайте неоднозначных выражений и двусмысленностей. И всякий раз представляйте себе – как может прочитать и трактовать это сообщение ваш собеседник? Поймет ли он вас? Поймет ли он вас правильно?..

И, конечно же, улыбайтесь почаще. 🙂 Пусть даже виртуально. 🙂