Обзоры Обзоры 16.05.2009 в 06:00 comment

Empire: Total War

author avatar

ITC.UAСтажер

Репутація Наднизька

Империя наносит ответный удар
Немало англичан, офицеров Ее Величества, отстаивали честь Соединенного Королевства в Центральной Азии в XIX столетии, работая на территориях современных Пакистана и Афганистана. Они договаривались с местными лидерами, поставляли оружие и помогали созданию маленьких государств.

Паспорт

Жанр TBS / tactics

Разработчик Creative Assembly

Издатель SEGA

Дистрибьютор в Украине «Софтпром»

Сайт www.totalwar.com/empire

Возраст 16+

О разработчике

Creative Assembly Англичане, которые раз за разом пытаются сделать лучшую военную стратегию современности. У них получается.

Игры серия Total War, Viking: Battle for Asgard

Сайт www.creative-assembly.com.au

Оценка

Идея Лучший симулятор причин, процесса и последствий войны от экономических коллизий и до трупов

Графика Размах впечатляет

Звук Привычно великолепная музыка, замечательная озвучка на десятке языков

Игра Настолько же важна для серии, как Rome и Shogun

Итог 4.5/5

Cлужащие короны действовали тайно и явно, применяя силу и уговоры, стараясь не допустить экспансию России в Индию, самую богатую колонию Британской империи. Русские же изо всех сил пытались пробиться сквозь эту «защиту». События чем-то напоминали маленькую холодную войну – совсем как в ХХ столетии – оружием в основном были деньги и диалоги. За весь XIX век их армии ни разу не сошлись в бою, кровь в противостоянии чаще лилась в мелких стычках местных царьков и эмиров, казалось бы, даже не связанных между собой. Те англичане, которые позже описывали конфликт в своих мемуарах, называли эту позиционную войну просто Большой Игрой.

Новый Total War стартует примерно за 100 лет до ее начала, в 1700 году. И хотя в Empire Афганистан особой роли не играет, горячих точек хватает и без него. На выбор предлагается 12 стран на трех континентах – в Европе, Америке и Азии. И на какой бы фракции вы ни остановились, занятия обязательно найдутся.

Скажем, в центре Европы Австрия стягивает под себя немецкие земли, а Речь Посполитая обороняется, защищая собственные рубежи. На севере царь Петр прорубает окно в Европу, что очень не нравится шведам. На юге крепнет Оттоманская империя, присматриваясь к итальянским городам, а на западе Франция привычно воюет с Британией, а та, в свою очередь, сражается почти со всеми, пытаясь отстоять статус гегемона на морях. У каждого государства, как у футбольного клуба в середине сезона, – куча проблем и соперников, а также больших и маленьких целей, которых они постараются добиться за следующие сто лет.

И далеко не всегда страны прибегают к грубой военной силе.

XVIII век полон противоречий: с одной стороны, благодаря Французской революции и обретению независимости США зарождается современный западный мир, начинается эпоха демократии и просвещения. С другой – Европа необратимо вступает в эпоху колониальных войн. Столетие объединяет необъединимое: французские просветители спорят о правах человека, игнорируя вид на гильотину в окошке, а образованный монарх Пруссии Фридрих II вот-вот признает евреев вне закона. Каждый год шумят битвы, но именно в это время правители по-настоящему приступают к освоению искусства Большой Игры – тихой войны с помощью дипломатов и денег.

Гений за работой. Французы и датчане грабят торговые пути буквально под носом Британии, но ИИ ничего не предпринимает

Empire: Total War встречает нас не только посвежевшим интерфейсом, с первого же взгляда заметны серьезные изменения. На глобальной карте стало в разы больше активных объектов, а мирным юнитам типа «посол», «принцесса» и «купец» привязали к ногам по бетонному блоку и тихонько утопили в Лете. Поначалу некоторые коррекции кажутся даже нелогичными, но со временем приходит понимание, чего именно старались добиться в Creative Assembly.

Они усложнили и усовершенствовали игру, норовя увести алгоритм управления государством подальше от нудной возни с вечно недовольными городами-тамагочи. Теперь события не вертятся исключительно вокруг крупных городов, провинция отныне тоже заселена и имеет стратегическое значение – многие здания строятся за пределами столиц. Например, в районе «Галичина и Подолье», кроме большого Львова в центре, можно обнаружить пару ферм и два мелких городка – Ряшив и Камянец. При этом в самом Львове есть опера, казармы и несколько административных заведений. А на долю городков поменьше приходятся таверна, школа, церковь или прядильная мастерская. Каждый домик со временем совершенствуется, например, школа получает статус колледжа, а потом и университета.

Англичане уже чуют запах жареного
Абордаж в игре боек и бодр

Игру смело перекроили под реалии XVIII столетия – курс на глобализацию хорошо прослеживается в нововведениях. Скажем, развитие дипломатии привело к тому, что вовсе пропал соответствующий юнит, – его заменила удобная менюшка. Поговорить с окружающими теперь так же просто, как и ткнуть в пару кнопок а-ля Civilization. А трепаться с монархами о жизни придется постоянно: страны слишком крепко связаны военными союзами и старой враждой. Напади, скажем, Польша в качестве превентивной меры на агрессивную Австрию – и она окажется в войне сразу на три фронта: Австрия входит в союз с могучей Британией и сворой маленьких государств подле Нидерландов. Но ситуация круто изменится, если монарх Посполитой догадается эти мелкие государства скупить, а Британию предварительно задобрить подарками…

Подобным образом осваиваются правила Большой Игры. Геймер все так же может ограничиться задачей завоевать планету огнем и мечом, но подобная цель для Empire: Total War архаична, как легионер на хайвее. Мир изменился. Отныне гораздо интереснее использовать войска в качестве тонкого хирургического инструмента. А анестезией для успокоения недовольных стран послужат золото и улыбки послам. Пусть дипломатия и туго набитый кошелек так и не стали основным способом достижения мирового господства, однако в сравнении с предыдущими частями серии, где острый меч и большая армия решали любые проблемы, Empire: Total War сделала значительный шаг вперед.

Экономика, дипломатия и война оказались удачно сбалансированными, и в результате механика игры отражает исторические реалии честнее некоторых учебников. Например, Empire: Total War прекрасно дает понять, почему Петр I стремился к Балтийскому морю, – порты у Петербурга и Петровской слободы позволяют армии свободно действовать в северном регионе, не обращая внимания на крючкотворствующих европейцев, мешающих проводу войск. Кроме того, каждая удобная гавань – это основа новых торговых маршрутов.

За пушками нужно следить. ИИ обожает исподтишка истреблять орудийные расчеты

Последние, к слову, невозможно переоценить. На планетарных часах – полдень колониального мира. Все европейские страны с выходом к океану наперегонки спешат отхватить побольше от сокровищницы заокеанских богатств. Пяти-шести торговых путей вполне достаточно для полноценного «золотопровода», безостановочно качающего желтый металл в казну. В игре за них всегда идет ожесточенная борьба. Морские маршруты перекрывают конкуренты, агрессивные государства шумно разрывают договора, у берегов Африки и Южной Америки шныряют купцы и время от времени сходятся в ожесточенных схватках.

Кое-что из перечисленного мы уже видели в Medieval и Rome, но из 2009-го их стратегический режим кажется технодемкой. Пользуясь историческими реалиями

XVIII века, в Creative Assembly основательно перепахали игру. Новая система все еще неидеальна, однако очень близка к этому. Не хватает лишь мелочей – например, возможности обсуждать с царями третьих лиц, склоняя их к тому или иному решению. Нельзя посоветовать Нидерландам разорвать союз с маленькой Саксонией, как бы то ни было выгодно заинтересованным сторонам. Еще хотелось бы строить города самостоятельно, но, увы…

Бой где-то на Кубе

На столь грандиозном фоне преступлением выглядит отсутствие глобального мультиплеера – в онлайновом меню доступны только битвы. Выбор велик: осады, сражения обычные, морские, исторические (таковых, правда, лишь два, хотя это, скорее всего, временно), на разных картах и в разных условиях. Однако даже очень хорошая драка не сможет заменить корону, а управлять страной разрешают только в гордом одиночестве.

Ситуацию усугубляет идиотизм AI, с которым приходится играть кампанию. Компьютерный соперник за последние 10 лет, похоже, не эволюционировал ни на одну строку скриптов. Положение огорчило бы даже Дарвина: на дворе просвещенный абсолютизм, колонизация и другие слова длиннее восьми букв, а правители государств ведут себя так, будто до сих пор рядятся в тоги.

Как и во времена Rome, монархи в состоянии составить хорошую конкуренцию в войне, бодро двигая солдатиками по Европе. Искусственный интеллект строит форты, ведет себя агрессивно, изредка нападает исподтишка. Но за пределами системы отношений друг – враг он на осмысленные действия просто неспособен.

Если компьютерные противники и воюют между собой, то лениво и медленно. Если развивают дипломатические отношения, то через не хочу. А уж если берутся строить торговую империю, тогда делают это так, будто на дворе наступил коммунизм, а деньги отменили.

Штурм в процессе. Стенобитные машины – пережиток прошлого

Больше всего разочаровывает декларативность военных союзов. Голландия может иметь стопки договоров о дружбе и сотрудничестве, но первые же залпы пушек парализуют ее партнеров почище лошадиной дозы эфира. Даже Британия – огромная могучая империя с одной из лучших армий на планете – будет спокойно наблюдать, как вы годами отбиваетесь под ее носом от двух-трех атакующих королевств, игнорируя пакт о взаимопомощи.

Стратегический AI незамысловат, как юмор Евгения Вагановича Петросяна, и подобно ему выполняет только базовые функции. Это старые, почти классические грабли для серии Total War, которые сыграли камео в Rome, переместились на вторые роли в Medieval II, а теперь нахально вышли на передний план и явили себя во всей красе. Впрочем, мы-то знаем, что они со временем худо-бедно правятся патчами. Но, к сожалению, в сарайчике Creative Assembly грабли оказались не в единственном числе.

Вторая проблема Empire: Total War так же естественна для серии, как и первая, – в каждой из игр всегда обнаруживаются странные упрощения. Например, попробуйте угадать: на сколько провинций в Empire поделили Францию? Подсчитать несложно – на одну. Вся гигантская страна, которую до этого не раз пытались, но не могли завоевать соседи, уместилась в единственный район. Подчинить столицу, пройтись по области Эльзас-Лотарингия, дотянуться до пары колоний – и Франция падет. Подобные мелочи не сильно портят удовольствие от процесса, но временами заставляют брови удивленно приподняться. Штурм города-миллионника Вены выполнен, как захват села в дюжину домов. Торговые зоны Бразилии и Берега Слоновой Кости оказываются пустыми прибрежными линиями с точками выкачивания денег. И так далее.

Стычки за стены обычно долгие и, как правило, совершенно неуправляемые. Зачастую остается лишь смотреть

Creative Assembly нетрудно понять – на вылизывание каждой детали никакого времени не хватит. Хорошо, что техническая часть выполнена почти безупречно.

Empire красива настолько, насколько вообще может быть красив Total War. Это не «стратегический Crysis», не демо возможностей новых видеокарт, шумных и больших, как холодильники, а яркая современная игра, ее некоторые скриншоты заслуживают почетного места на Рабочем столе в качестве обоев.

Creative Assembly применяла эффекты не столь щедро, сколь умело. И в результате карта планеты ожила. В океанах отражается солнце, по небу плывут облака, ветерок колышет заросли елок в Молдавии. В сравнении со Старым Светом в Empire, Европа из Medieval II выглядит серой скучной пустыней, пережившей Армагеддон.

Тут надо заметить, что все упомянутое (симпатичная картинка, «странный», воинственный AI и геймплей, «модернизированный» под XVIII век) повлияли не только на глобальный стратегический режим. Тактические битвы – изюминка серии – тоже подверглись коррекции.

Из игры ушли напутственные речи командиров – Наполеон и Суворов пренебрегают ораторским искусством. Остались в прошлом стены городов, всадники потеряли статус супероружия. Эволюция войск (кстати, вы будете двигать прогресс своими руками – в игре появилось древо технологий) привела к тому, что редкая сволочь марширует на поле боя без винтовки под мышкой или хотя бы пистолета за пазухой.

Смешались в кучу кони, люди. Тут полегло примерно 1300 юнитов

Спасибо пороху, тактика боя изменилась до неузнаваемости, и практические навыки старых Total War тут не полезнее умения колоть кремниевые скребки в век нанотехнологий. Раньше все сражения в той или иной степени походили друг на друга, разворачиваясь по одной и той же схеме: 1) закидать камнями; 2) надавить пехотой; 3) вломить с фланга конницей. Рукопашники быстро связывались боем, не оставляя игроку времени подумать, а уж о том, чтобы перегруппировать дерущиеся отряды, не было и речи.

Богатство тактик Empire: Total War на этом фоне выглядит гостьей из другой серии. Большинство схваток здесь проводится на расстоянии выстрела. Пехота сходится на поле и начинает обмениваться свинцовыми приветствиями, создавая трупы до тех пор, пока слабые духом не возьмут ноги в руки. Взводы реагируют на приказы быстрее и послушнее дрессированных псов, и даже сражающиеся отряды маневрируют, как фигуристы, – легко и непринужденно.

Конница, некогда настоящее wunderwaffe, растеряла былую удаль. Легких и тяжелых всадников потеснили уланы, драгуны и прочие гусары, летучими эскадронами бьющие по тылам. Сильно возросла роль пушек. Появились новые типы юнитов, например гренадеры, заменявшие нашим прапрапрадедушкам ковровые бомбардировки. И в результате играть в Total War теперь интереснее. Тактика стала сложнее, битвы яростнее, а ситуация на поле боя меняется буквально за секунды. Достаточно сказать, что это первая Total War, в которой события разворачиваются так быстро, что использование паузы для обдумывания плана действия превратилось из блажи в необходимость.

Тактический AI способен и радовать, и огорчать. Он освоил с десяток новых фокусов и, с одной стороны, очень поумнел. Скажем, вполне в состоянии потратить уйму времени на обход через лес, чтобы молниеносной атакой вырезать орудийные расчеты в наших тылах. Однажды AI ловко спрятал сотню индейцев в рощице рядом с дорогой, устроив действительно эффективную засаду, а еще несколько раз умело истреблял мою конницу, демонстрируя сноровку опытного игрока-человека.

Но одновременно с этим интеллект Empire совершает и абсолютно бестолковые действия, не ведущие ни к чему, кроме поражения. Судя по всему, его расторопность зависит от соотношения сил на карте. Если игрок уступает в военной мощи, компьютер атакует смело и небезынтересно. Если же геймер сильнее, то с AI станется зависнуть где-нибудь на периферии, бессмысленно дробя войска. Нередко бывает, что в одном бою противник демонстрирует то дьявольскую хитрость, то ангельскую наивность. И как ни странно, такая непредсказуемость только сильнее затягивает.

Морские битвы, которые превозносил каждый второй ролик и которые присутствуют даже в заставке игры, тут есть и сделаны на совесть. Больше всего они напоминают сражения в Sid Meier’s Pirates с поправкой на количество участников. Любопытная, пусть и не очень серьезная штука, сильно, впрочем, отличающаяся по тактике от наземных битв.

Итого, нам достался очередной, привычно великолепный Total War, со знакомым набором достоинств и недостатков. Немного неловкий, немного глуповатый, но по-прежнему красивый, впечатляюще глобальный и аддиктивный. Главная причина бессонных геймерских ночей первой половины года.


Що думаєте про цю статтю?
Голосів:
Файно є
Файно є
Йой, най буде!
Йой, най буде!
Трясця!
Трясця!
Ну такої...
Ну такої...
Бісить, аж тіпає!
Бісить, аж тіпає!
Loading comments...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: