Обзоры
Рецензия на фильм «Матрица: Воскрешение» / The Matrix Resurrections

Рецензия на фильм «Матрица: Воскрешение» / The Matrix Resurrections

Рецензия на фильм «Матрица: Воскрешение» / The Matrix Resurrections

«Матрица: Воскрешение» (The Matrix Resurrections) – последняя большая кинотеатральная премьера 2021 года, которая оставляет очень неоднозначное впечатление. Почти двадцать лет назад возвращение Нео и Тринити казалось невозможным. Однако Лана Вачовски оживила франшизу, посвятив четвертый фильм непобедимой силе любви между персонажами Киану Ривза и Кэрри-Энн Мосс.

«Матрица: Воскрешение» / The Matrix Resurrections

Жанр научная фантастика
Режиссер Лана Вачовски
В ролях Киану Ривз (Томас Андерсон / Нео), Кэрри-Энн Мосс (Тиффани / Тринити), Яхья Абдул-Матин II (Морфеус), Джессика Хенвик (Багс), Джада Пинкетт Смит (Ниоба), Ламбер Вильсон (Меровинген), Джонатан Грофф (Агент Смит), Даниэл Бернхардт (Агент Джонсон), Приянка Чопра Джонас (Сати), Нил Патрик Харрис (психоаналитик) и др.
Компании Village Roadshow Pictures, NPV Entertainment, Silver Pictures, Warner Bros.
Год выпуска 2021
Сайт IMDb
Где посмотреть кинотеатры

В 1999 году братья Вачовски выпустили «Матрицу», которая изменила взгляд на научную фантастику в кинематографе. Конечно, это далеко не первый сюжет о противостоянии людей и машин, да и киберпанк к тому времени уже был в почете (кинокритики сразу подметили, что в работе Вачовски проскальзывали идеи из Ghost in the Shell). Несмотря на это, картина стала новаторской – зрители со всего мира пришли в восторг от экшн-сцен с замедлением, наблюдая за тем, как главный герой уворачивается от летящих пуль. С тех пор буллет-тайм ассоциируется с Нео, который научился обходить систему (хотя техника комбинированной съемки, с помощью которой добиваются эффекта заморозки времени, появилась еще задолго до релиза фильма).

В мае 2003 года вышла вторая часть «Матрицы», а в ноябре подоспела третья картина – их приняли не так радушно, как первый фильм, в котором не было ни повстанцев из Зиона, ни многочисленных контактов с персонажами, которые стали воплощением программ. Кстати, в том же году появилась «Аниматрица» (The Animatrix) – анимационная антология, которая расширяет знания о мире, где искусственный интеллект создал симуляцию реальности.

Финал «Матрицы» разделил поклонников творчества Вачовски на два лагеря. Одни были в восторге от философии франшизы, другие хвалили только первую часть, отказываясь принимать продолжение. Очевидно, что «Матрица: Воскрешение» вызовет еще больше споров и, вероятно, смутит даже тех, кто смог полюбить всю трилогию.

В начале 2000-х казалось, что вопрос с «Матрицей» окончательно закрыт – общаясь с прессой, братья говорили, что они не планируют снимать продолжение. Вачовски переключились на другие сюжеты, написав сценарии к фильмам «V – значит вендетта» (V for Vendetta) и «Вторжение» (The Invasion). Затем они адаптировали аниме «Спиди-гонщик» (Speed Racer), придумали и срежиссировали «Облачный атлас» (Cloud Atlas), «Восхождение Юпитер» (Jupiter Ascending). И не стоит забывать о том, что Вачовски создали фантастический сериал «Восьмое чувство» (Sense8).

За это время оба кинематографиста совершили трансгендерный переход, став сестрами Вачовски. Также в их жизни произошло печальное событие, которое повлияло на возвращение «Матрицы». У режиссеров умерли родители, и личное горе подтолкнуло Лану Вачовски найти утешение в воскрешении любимых героев. Выступая на Берлинском международном литературном фестивале, Лана призналась: «У меня больше не было мамы и папы, но внезапно появились Нео и Тринити, возможно, два самых важных персонажа в моей жизни».

Идею поддержали продюсеры Warner Bros., однако Лилли Вачовски к возрождению франшизы не присоединилась. А вот Киану Ривз и Кэрри-Энн Мосс откликнулись на предложение, дав согласие на участие в проекте.

Вот еще, что очень важно – перед просмотром фильма «Матрица: Воскрешение» было бы неплохо вспомнить события из предыдущих лент. В новой картине появится большое количество визуальных отсылок (особенно к культовым сценам из первой части), также по ходу развития сюжета прозвучат имена персонажей, которые сыграли важную роль в сопротивлении машинам. Ну и, конечно, стоит отталкиваться от того, что все мы поверили в смерть Нео и Тринити.

А теперь кратко о сюжете нового фильма, в котором появляется знакомый нам Томас Андерсон (Киану Ривз). Он разработчик игры про матрицу, и его продукт пользуется большой популярностью. Создается впечатление, что у Андерсона есть все для комфортной жизни, однако он испытывает экзистенциальный кризис. Герой ощущает сильную печаль и видит то, чего не существует. Томас посещает психоаналитика (Нил Патрик Харрис), который помогает ему вернуться к нормальному существованию. Но синие таблетки уже не помогают, а реальность смешивается с необъяснимыми видениями.

Что сразу бросается в глаза – это яркие цвета фильма, которые отличаются от темно-зеленых кадров из предыдущих картин. Также меняется тон повествования – в сценарии появляются шутки, которые заигрывают со зрителями, угадывая их комментарии после сеанса. Один из ключевых персонажей, якобы обсуждая игру, говорит Андерсону, что Warner Bros. хочет продолжения трилогии, и это непременно произойдет – с создателями сюжета или без них. А программисты, анализируя релиз, угадывают, что сделало его таким успешным: экш, запутанный сюжет или эстетика панка из конца 90-х.

Если говорить о новых персонажах из «Матрицы: Воскрешение», то здесь все довольно плохо. Яхья Абдул-Матин II, Джессика Хенвик и Джонатан Грофф получают важные роли, но их герои становятся заложниками ассоциаций, которые остались после просмотра предыдущих фильмов (заменить знакомые лица, сыгравшие ключевую роль в развитии истории, не получается).

Что касается второстепенных персонажей, то они остаются невнятной массовкой. А Джада Пинкетт Смит, возвращаясь к роли Ниобы, растворяется под толстым слоем грима, который не добавляет убедительности к ее действиям.

Понятно, что никто не может быть важнее героев Киану Ривза и Кэрри-Энн Мосс, которые вновь встретят друг друга. Даже если в новой «Матрице» не нравится абсолютно ничего, при виде Нео и Тринити уровень скептицизма резко снижается – все-таки очень радостно наблюдать за их воссоединением. Очевидно, что в четвертом фильме Лана Вачовски делает ставку на чувство ностальгии, а также на веру в любовь персонажей – это чувство, как и раньше, становится главной движущей силой в искаженной реальности.

Увы, любви героев оказывается недостаточно, чтобы перекрыть спорные моменты в сюжете (а их хватает с головой). К тому же в «Матрице» хочется увидеть увлекательный экшн, но вместо этого мы получаем неинтересные драки, смонтированные не лучшим образом (у нас есть с чем сравнивать – раньше франшиза восхищала зрителей постановкой боев от Юаня Хэпина, который обучал актеров искусству восточных единоборств).

Как и ожидалось, Лана Вачовски использует легендарный буллет-тайм, но даже этот прием, а также кадры из старых фильмов, не могут сгладить двойственное впечатление, которое остается после завершения сеанса.

Возможно, четвертая «Матрица» рассчитана лишь на тех, кто просто хочет увидеть знакомых героев, не обращая внимания на обстоятельства встречи. Или же все не так плохо, просто для мощной постановки не хватило еще одной сестры Вачовски, которая раньше вносила свой существенный вклад во франшизу.

3
Редакция ITC.UA
Плюсы: Киану Ривз и Кэрри-Энн Мосс вернулись к своим ролям; завязка с Томасом Андерсоном; срабатывает чувство ностальгии; шутки, которые наперед озвучивают комментарии зрителей
Минусы: новые персонажи блекнут на фоне старых героев, а второстепенные фигуры остаются просто массовкой; неинтересные драки; спорные моменты в сюжете
Вывод: после просмотра четвертой «Матрицы» остается крайне неоднозначное послевкусие. С одной стороны, видеть возвращение Нео и Тринити очень радостно. С другой стороны – ключевые моменты франшизы больше не срабатывают.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: