Обзоры
Секреты успеха, или Как сделать компанию преуспевающей

Секреты успеха, или Как сделать компанию преуспевающей


Распространено мнение, что успех страны на мировых рынках обеспечивается прежде
всего за счет природных ископаемых. Особенно это утверждение популярно среди граждан
стран СНГ. Россия — счастливчик, у нее есть газ, нефть, алмазы! Украина — окраина,
в недрах которой нет ничего, и потому она обречена на прозябание, последние места
в рейтингах по уровню жизни и т. п. Оптимисты в нашей державе давно говорят о
возможности выхода Украины на международный рынок технологий и Hi-Tech-товаров,
мол, это ресурсы не менее ценные, чем нефть и руда, но реалисты, а тем более пессимисты,
с ними не согласны.

Не замечать очевидных вещей, увы, свойственно человеческой природе. Так и передо мной многие "очевидные вещи", с которыми я познакомился во время своей поездки в штаб-квартиру компании Oki, вдруг предстали совсем в ином свете.

Oki — инновационная компания


Да, уважаемые коллеги, изобретения приносят
деньги. Но многие ли из нас, постсоветских предпринимателей, делают на это ставку
или хотя бы четко осознают в своей бизнес-практике?

Япония продемонстрировала всему миру, что интеллект, знания, изобретательность и стремление к совершенству не просто приносят деньги — они могут стать основой благополучия целой нации! И Oki относится к числу тех компаний, которые на своем опыте показывают "как это делается". Именно такие фирмы создали современную японскую экономику. Президент Oki Data Микихико Маэно сегодня спокойно говорит: "У нас просто не было другого выхода, ведь в нашей стране нет никаких природных ресурсов, как и у вас, в Украине". Конечно же, выбор был, он есть всегда. Я частенько замечал, что когда умный человек методом скрупулезного анализа приходит к тому или иному выводу, на вопрос "А как вам удалось?.." он отвечает, что у него просто не было другого выбора. Выбор же есть всегда.

Секреты успеха, или Как сделать компанию преуспевающей
Николай Пахомов, региональный
директор, и Генри Сэшу, генеральный менеджер по продажам Oki, у входа в
центральный офис Oki Data

Образованная в 1881 г. Oki Electric Industry сразу начала двигаться по пути изобретений и инноваций. Многие из них выходят за тематические рамки этой статьи, поэтому я упомяну только основные вехи, которые привели к созданию Oki Data и сделали ее лидером на рынке принтеров. В 1932 г. был разработан прототип принтера — печатающее устройство для телетайпа.

В 1974 г. Oki изобрела факсовый аппарат, использующий термобумагу, она также первой создала персональный принтер, светодиодную технологию печати и даже мобильный телефон — в этом сегменте Oki на начальном эта-пе внедрения GSM-телефонии лидировала в США с долей более 60% рынка, но затем решила уйти.

Провозглашение идеи персонального лазерного принтера (с последующим выходом на рынок модели OL 400 в 1989 г.) не является научным открытием планетарного масштаба, но с технической и маркетинговой точек зрения это именно изобретение. Для этого были необходимы и современное производство, и научные лаборатории, и лидерство в технологиях, и предвидение в области печати документов.

Секреты успеха, или Как сделать компанию преуспевающей
Даже центр R&D напоминает
улей. Разработка новых продуктов в инженерном департаменте Oki

Когда у потребителя появилась возможность наряду с персональным компьютером приобрести
еще и бесшумный, качественный, достаточно компактный принтер — это буквально
взорвало рынок офисной печати. В борьбу за потребителя, помимо Oki, включились
остальные лидеры принтерного рынка, и в результате сегодня в мире насчитывается
уже около 8 млн монохромных устройств!

В 1998 г. Oki изобрела метод однопроходной цветной печати. К этому времени, впрочем, как еще и сегодня, цветная печать в офисах, в основном, осуществлялась с использованием цветных лазерных (читай — многопроходных) принтеров. Лист бумаги, на котором печатается цветное изображение, "прокручивается" внутри устройства для последовательного нанесения четырех красок, соответственно, четыре раза. Другими словами, как принято говорить, печать выполняется в несколько проходов. Oki предложила делать это за один проход и к тому же применила свою LED-технологию, прекрасно зарекомендовавшую себя в монохромных принтерах в качестве более экономичной и перспективной альтернативы лазерной. Уже первые продукты Oki практически по всем основным характеристикам превосходили цветные лазерные принтеры того времени.

Сегодня в мире насчитывается всего около 2 млн цветных лазерных и светодиодных принтеров, что составляет 10% общего количества таких устройств. В Oki полагают, что через 3—5 лет ситуация в корне изменится и цветные принтеры обгонят черно-белые и станут доминировать. Эти расчеты строятся на теории рыночной диффузии профессора Е. Роджерса, уже не раз оправдывавшей себя на практике на разных товарных группах, начиная от стиральных машин и заканчивая персональными компьютерами и DVD-плеерами. Соответственно, в Oki готовятся к серьезной рыночной борьбе гигантов, в которой цель компании — это 20% рынка цветных принтеров.

Oki — глобальная компания

Секреты успеха, или Как сделать компанию преуспевающей
Генри Сэшу демонстрирует
результат работы цветного "баннерного" принтера — уникального
устройства для принт-шопов и рекламных агентств, которое появилось на свет
только благодаря однопроходной LED-технологии

Феноменально, но 85% продаж японской компании осуществляются за пределами собственной страны. Принтеры производятся на заводах в Таиланде и Китае и оттуда отправляются к своим заказчикам в 100 стран мира. Еще в 1972 г. было зарегистрировано дочернее предприятие в США, а сегодня в составе Oki 22 структурные единицы в разных странах, в том числе и в Украине. В Европе у нее уже больше сотрудников, чем в Японии. Как отражение международной природы бизнеса, в совет директоров Oki Data входят американец и европеец, что не совсем типично для японской компании.

Многие ведущие японские корпорации активно осваивают зарубежные рынки, но даже на их фоне успехи Oki впечатляют. Знаю не понаслышке, что и гораздо более крупные фирмы из других отраслей экономики не имеют такого глобального присутствия во всех европейских странах и настолько эффективного и отлаженного менеджмента.

Как удается самой "закрытой" нации мыслить и действовать так глобально в вопросах бизнеса, науки и технологий? Ответив на этот вопрос, мы разгадаем один из секретов успехов японской экономики. Я же лишь констатирую яркий положительный пример компании, с чьей жизнью мне удалось познакомиться изнутри, и сегодняшнее сходство нашей восточноевропейской страны с абсолютно "другой", азиатской державой, которая еще 60 лет назад была отсталой, разрушенной войной и невзгодами, с массой внутренних и внешних проблем, на "задворках" миров.

Oki — целенаправленная компания

Секреты успеха, или Как сделать компанию преуспевающей
Кстати, об изобретениях и
бизнесе. Это устройство идентификации личности по сетчатке человеческого
глаза производства Oki сегодня как никогда востребовано и банками, и аэропортами,
и другими предприятиями с ограниченным доступом

Есть ли у вас цель? А есть ли у вас план ее достижения? Предвижу улыбку: конечно, есть, а как же! А знают ли о них ваши коллеги, ваши подчиненные, разделяют ли они их? Как часто с ними обсуждаются именно цели, методы и средства?

Признаюсь, меня поразило и заставило задуматься то, что в беседах со многими людьми внутри Oki, работающими на разных должностях, направлениях, в разных странах, они придерживались общих корпоративных ценностей, одного терминологического лексикона, одинаковых приоритетов в бизнесе, и у них были точные и осознанные общие цели!

Эти люди предпочитают отказаться от многого, так как понимают, что за всем не угнаться. Они понимают, что "удар" может быть только концентрированным, что у каждого в жизни свое место и свое предназначение.

Удивительно, но теория и факты из жизни, буквально как в учебнике, переплетаются и подтверждают друг друга.

Oki Data — принтерная компания. В Oki отказались от штурма потребительского рынка, отказались от сегмента струйных принтеров — из двух направлений, монохромного и цветного, главные силы брошены на направление, за которым будущее, — цветное.

Ярким результатом такого подхода стало то, что когда в 2000 г. компания переориентировалась на выпуск в первую очередь цветных принтеров, уже в следующем, 2001 г., продажи увеличились в три раза. А к концу 2003 г., кроме растущих продаж, "концентрацию" оценил и фондовый рынок — акции Oki Data выросли на 20%.

На фоне успехов последних лет цель компании, кроме завоевания 20%-ной доли на рынке цветных принтеров, выражающаяся, естественно, еще в целом списке более конкретных показателей, кажется предсказуемой и выполнимой.

Вместо заключения

Рекламный буклет — это далеко не история успеха, а история успеха — это далеко не рекламный буклет. Я надеюсь, что в этой небольшой статье мне удалось передать не только свои впечатления от знакомства с успешной компанией, но и рассказать о корпоративном профиле Oki, а самое главное — сформулировать ключевые факторы ее успеха. Изобретать, работать исходя из убеждения, что знания, технологии и опыт не менее ценны, чем материальные природные ресурсы. Не только мыслить, но и действовать глобально, пусть иногда входя в противоречие с известным правилом. Строить бизнес, основываясь не на национальных, а на общечеловеческих принципах. Всегда концентрироваться на чем-то одном, идя порой на неизбежные и сознательные жертвы во имя достижения цели и ради высокого звания первопроходца и лидера.


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: