Обзоры
Snowden / «Сноуден»

Snowden / «Сноуден»

Snowden / «Сноуден»


Одни считают его предателем, нанесшим своей стране непоправимый ущерб. Другие – героем, вынесшим на суд общественности один из самых важных вопросов современности: можно ли ради безопасности жертвовать личными свободами граждан и базовыми демократическими принципами. Третьи – фанатиком, принесшим себя в жертву. Четвертые – глупцом, бросившим высокооплачиваемую работу ради эфемерных ценностей. Но все сходятся в одном, Эдвард Сноуден – последний идеалист, сделавший свое сенсационное разоблачение, руководствуясь лишь собственными убеждениями и общечеловеческими ценностями. Биографический фильм Оливера Стоуна Snowden пытается еще раз рассказать хорошо известную благодаря медиа историю самого крупного разоблачения XXI века.

Snowden / «Сноуден»

Жанр биографический фильм
Режиссер Оливер Стоун
В ролях Джозеф Гордон-Левитт (Эдвард Сноуден), Шейлин Вудли (Линдси Миллс), Скотт Иствуд (Тревор Джеймс), Николас Кейдж (Хэнк Форрестер), Тимоти Олифант (агент ЦРУ), Закари Куинто (Гленн Гринвальд), Джоэли Ричардсон (Джанин Гибсон), Рис Иванс (Корбин О’Брайан), Том Уилкинсон (Юэн Макаскилл), Мелисса Лео (Лора Пойтрас), Бен Шнетцер (Дэниел Сол), Кит Стэнфилд (Патрик Хейнс), Эдвард Сноуден (играет самого себя) и др.
Компании Endgame Entertainment, Open Road Films
Год 2016
IMDb, КиноПоиск

Основой для фильма Snowden стали вовсе не материалы The Guardian и документальный фильм Лоры Пойтрас, как самые достоверные источники о действиях Сноудена, а достаточно посредственная и местами надуманная книга российского адвоката Анатолия Кучерены «Время Спрута». У этого опуса, кстати, есть еще и продолжения «Дети Каина» и «Поцелуй Иуды», что хорошо демонстрирует их непредвзятость и достоверность. Еще одним источником вдохновения для Оливера Стоуна стала книга британского журналиста Люка Хардинга The Snowden Files: The Inside Story of the World’s Most Wanted Man. Кстати, это уже вторая книга Хардинга, легшая в основу байопик, первой стала WikiLeaks: Inside Julian Assange’s War on Secrecy, по которой сняли картину The Fifth Estate. У этих фильмов действительно есть кое-что общее – далеко не всегда они оперируют фактами, выдавая за реально происходившие события авторскую фантазию.

Вплетение выдумки в хорошо известную, отлично задокументированную историю – очень странный прием, ведь вывести такое кино на чистую воду проще простого, но Оливера Стоуна это, похоже, не останавливает. И Эдвард Сноуден, бесспорно талантливый IT-шник, становится в его фильме просто хакером-гением, в рот которому заглядывает чуть ли не вся верхушка ЦРУ и АНБ в полном составе. А уж рассказы о том, что Сноуден принимал участие в разработке программной системы, позволяющий принимать решения об атаке боевых дронов, звучит вообще странно. Сноуден был отличным системным администратором и консультантом, при чем здесь программные продукты? К тому же, это противоречит рассказам самого Сноудена о боевых дронах в фильме Лоры Пойтрас. Впрочем, ладно если бы эти выдумки помогали фильму, но нет.

Как не помогло картине Стоуна и участие в ней целой плеяды отличных актеров. Оскаровская лауреатка Мелисса Лео, обладатель «Золотого глобуса» Том Уилкинсон, модные Шейлин Вудли и Закари Куинто, талантливый Джозеф Гордон-Левитт, опытные Николас Кейдж, Тимоти Олифант, Рис Иванс. Оливеру Стоуну удалось собрать действительно отличный актерский ансамбль, который, к сожалению, почему-то не играет. По отдельности каждый из актеров неплох, но все вместе они не могут передать и толики эмоций своих прототипов, которые мы видим в документалке Лоры Пойтрас Citizenfour.

Вообще, после Citizenfour, вышедшего в 2014 г. и совершенно заслуженно принесшего своему автору Оскар, говорить что-либо еще об Эдварде Сноудене просто бессмысленно. Snowden Стоуна выглядит на фоне документального фильма Пойтрас затянутым, невнятным, слишком аморфным и абсолютно вторичным. Мало того, что некоторые эпизоды Snowden просто кадр в кадр копируют Citizenfour, так при этом они еще и умудряются переврать происходившие в реальности события.

При всем моем уважении к автору Platoon, Wall Street, Born on the Fourth of July, JFK и Natural Born Killers, последней крупной оригинальной работой режиссера, заслужившей целую охапку премий, был Alexander, вышедший аж в 2004 г. Да и премии эти были «Золотой малиной», а совсем не Оскарами. А заявления Оливера Стоуна в декабре 2014 г. вообще заставляют усомниться в его вменяемости. Как и желание снять «правдивый» фильм про В.Ф. Януковича, спонсируемый ЦРУ заговор в Украине и толпы хорошо вооруженных неонацистов на Хрещатике. Похоже, целенаправленная критика собственного правительства завела режиссера куда-то не туда, а может, просто возраст берет свое.

Одним словом, Snowden – совсем не тот фильм, ради которого стоит жертвовать двумя часами своей жизни. Если же вам все-таки интересна жизнь и поступок Эдварда Сноудена, посмотрите лучше уже несколько раз упоминавшийся здесь документальный фильм Citizenfour. Картина проглатывается буквально на одном дыхании, а реальный Сноуден, его убежденность и искренность буквально завораживают. Сноуден собственной персоной появляется и в финале стоуновского Snowden, вот только выглядит этот эпизод слишком наигранно и неестественно, впрочем, как и весь фильм Оливера Стоуна.

3
Оценка ITC.UA
Плюсы: Хорошие актеры; интересная история
Минусы: Вторичность; выдуманные эпизоды, вплетенные в биографическую картину; затянутость
Вывод: Оливер Стоун, похоже, разучился снимать хорошие игровые фильмы