Обзоры
Steve Jobs / Стив Джобс
123

Steve Jobs / Стив Джобс

Steve_Jobs_i00

Фильм Steve Jobs вызвал критику еще до выхода на экран. Семья Стива Джобса, его коллеги и друзьям обвинили Дэнни Бойла в том, что он показал искаженный образ создателя Apple, сконцентрировав внимание на самом темном эпизоде его биографии. Да, это так, но благодаря такому подходу режиссер смог показать Джобса-человека – несовершенного и меняющегося с течением времени.

Steve Jobs / Стив Джобс

Жанр биографичный фильм
Режиссер Дэнни Бойл
В ролях Майкл Фассбендер (Стив Джобс), Сет Роген (Стив Возняк), Кейт Уинслет (Джоанна Хоффман), Джефф Дэниэлс (Джон Скалли), Майкл Сталберг (Энди Херцфельд), Кэтрин Уотерстон (Крисанн Бреннан), Сара Снук ( Андреа «Энди» Каннингем), Адам Шапиро (Аветис Теванян), Перла Хэйни-Джардин, Рипли Собо, и Макензи Мосс (Лиза Бреннан-Джобс в разном возрасте), Джон Ортис (Джоэл Пфорзхаймер) и др.
Компании Legendary Pictures, Scott Rudin Productions
Год выпуска 2015
IMDb, КиноПоиск

Формально считается, что фильм базируется на авторизированной биографии Стива Джобса, написанной Уолтером Айзексоном, но это не совсем так. Дэнни Бойл и Аарон Соркин, непосредственно работавшие над сценарием фильма, выбрали всего три эпизода из книги и объединили их историей непростых отношений Джобса со старшей дочерью, которых он стыдился в последние годы своей жизни.

1984 г. – презентация Apple Macintosh. 1988 г. – презентация NeXT Computer. 1998 г. – презентация iMac. Лизе Бреннан-Джобс соответственно 5, 10 и 19 лет. Фильм зажат рамками локаций, в которых происходило представление важных для Apple и всей индустрии компьютеров, хотя самих выступлений Джобса на сцене в нем нет. Только подготовка, споры с коллегами и друзьями, перепалки с подчиненными, пикировки с соперниками. Steve Jobs – это два часа непрерывных диалогов, не выходящих за пределы гримерок, коридоров, подмостков выставочных центров и концертных залов. Стив Джобс раздает приказы, общается с журналистами, спорит с программистами, утверждает фотографии, запоминает слова, которые должен произнести со сцены и параллельно с этим общается с людьми, сыгравшими важную роль в его жизни: Джоном Скалли, уволившим его из Apple, Стивом Возняком, создавшим первые компьютеры Apple, Джоанной Хоффман, маркетинговым директором Apple и Next, которая одна из немногих могла противостоять харизме и напору Джобса, своей дочерью Лизой и ее матерью.

Помните длинные фехтовальные сцены с изощренной хореографией в «Пиратах Карибского моря»? Нечто подобное Бойл и Соркин проделывают с диалогами. Словесная пикировка не прекращается ни на секунду, Джобс перепрыгивает с темы на тему, меняет партнеров по спаррингу, стремительно перемещается по сцене, успевая отбить удар в одном месте, сделать выпад в другом. Такая насыщенная текстом канва требует внимания, но и позволяет актерам раскрыть свой талант на полную. По большому счету, Steve Jobs – это камерный киноспектакль в исполнении нескольких хороших актеров. И они действительно великолепно справляются со своими ролями.

Я не знаю, сколько наград соберет фильм Steve Jobs, но Майкл Фассбендер точно заслуживает самого главного приза. Хотя актер совершенно не похож на своего прототипа (те же Эштон Кучер в Jobs и Ноа Уайли в Pirates of Silicon Valley намного ближе к оригиналу), он буквально за первые пять минут захватывает ваше внимание своей неуемной энергией, харизмой, тем самым «полем искажения реальности», свойственным настоящему Джобсу. Фассбендер блестяще показывает не только напористость и самоуверенность создателя Apple, но и его ранимость и неуверенность в себе, его обиду и его надежду. Говорят, после возвращения в Apple в 1998 г. Джобс изменился, и Фассбендер очень точно отражает эту метаморфозу.

Но этого раскрытия главного героя и исполнителя не случилось бы, не окружай его столь же талантливые актеры второго плана. Кейт Уинслет, играющая Джоанну Хоффман, становится великолепным партнером Фассбендера по словесному спаррингу. Ей помогают не менее опытные Сет Роген и Джефф Дэниэлс. Реальный Возняк хотя и отметил некоторые отличия в манере ходить и говорить, в целом остался доволен исполнением Рогена. Мнение Джона Скалли о его экранном воплощении неизвестно.

На Steve Jobs стоит идти, основательно подготовившись, иначе вам будут просто непонятны некоторые события, происходившие на IT-рынке в конце 80-х и 90-х годов. Как минимум стоит знать историю Apple и платформы Wintel, а лучше перед просмотром все-таки прочесть книгу Уолтера Айзексона «Стив Джобс». Во-первых, она сама по себе заслуживает внимательного изучения, во-вторых, так вам будет легче уловить многие важные детали, которые упоминаются в картине буквально одной фразой.

Дэнни Бойл снял очень эмоциональную и трогательную историю о предпринимателе и человеке, неидеальном, но старающемся воплотить свой идеал. Порой путающим приоритеты, грубом, неуправляемом, заносчивом, чрезмерно требовательным, но и ранимом, и умеющим прощать и хоть и неуклюже, но просить прощения. Возможно, Бойл несколько драматизировал события для придания им киношного накала, но таковы уж законы Голливуда. Сухая биография оставила бы зрителей равнодушными, Steve Jobs же заставляет сопереживать. И это важно.

Как важно и то, что ведущие режиссеры вновь обратили внимание на байопики, причем байопики о выдающихся ученых, изобретателях и бизнесменах. The Imitation Game об Алане Тьюринге и The Theory of Everything о Стивене Хокинге в начале года, и вот теперь Steve Jobs. Отличный старт, ждем продолжения.


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: