Обзоры
Темная сторона офшоринга

Темная сторона офшоринга


Офшорный аутсорсинг становится глобальной проблемой в США, где летом текущего
года было создано новых рабочих мест в семь раз меньше, чем ожидали аналитики.
В ходе текущей предвыборной компании Джордж Буш всячески избегал обсуждения последствий
этого явления, а его советники заверяли, что экспорт рабочих мест в другие страны
сократит накладные расходы и, соответственно, улучшит финансовое положение компаний
и страны в целом. Офшоринг становится обыденным и в европейских компаниях. Forrester
Research считает, что Великобритания в течение ближайших десяти лет будет оставаться
лидером этого движения в Европе, выведя к 2015 г. за границу примерно 150 тыс.
рабочих мест IT-персонала и около 100 тыс. конторских, ориентированных на IT.

Аутсорсинг — новый этап

Темная сторона офшоринга
SOS — Stop OffShoring: количество
IT-специалистов, потерявших работу, достигнет в США к концу года около
полумиллиона человек

Многие говорят о том, что размещать заказы
в третьих фирмах и тем более за рубежом, в странах, где имеется достаточно квалифицированная
и сравнительно недорогая рабочая сила, компаниям выгодно. Но компании состоят
из людей — кому именно это выгодно?

Согласно недавнему исследованию американского Institute for Policy Studies and
United, выполненному по заказу фонда Fair Economy, в 50 организациях, которые
активно передают часть своих бизнес-процессов в аутсорсинг, средняя зарплата СЕО
на 20% выше, чем в тех, кто предоставляет рабочие места в соответствии с трудовым
законодательством США. Если в течение нескольких последних лет разрыв между оплатой
труда топ-менеджеров и обычных наемных специалистов сокращался, то сейчас наблюдается
быстрое обратное движение, и соотношение составляет уже более чем 300:1. Здесь
очевидно противоречие между интересами наемного IT-персонала, с одной стороны,
и владельцами и топ-менеджерами, с другой, а офшорный аутсорсинг, по сути, является
очередным механизмом перераспределения денег. Разумеется, как и любой другой механизм,
он продолжает отлаживаться и совершенствоваться.

Прошедшие четыре года показали, что этот рынок созрел и входит в следующую фазу
своего развития: крупные компании просто покупают своих поставщиков IT-услуг.
Так, сейчас Barclays Bank собирается приобрести 50% акций индийской Intelenet
Global Services. Незадолго до этого IBM сообщила о том, что планирует купить Daksh
eServices, а Citigroup — об увеличении доли ее акций e-Serve International с
44 до 100%.

В основном это связано с тем, что заказчики хотят застраховаться от возможных конфликтов и внедрить в удаленном коллективе собственный, привычный им стиль управления. Обучение местных руководителей часто обходится гораздо дороже, чем их замена "своими людьми", и занимает недопустимо много времени. Кроме того, такой подход гораздо безопаснее в отношении сохранности интеллектуальной собственности.

В результате имеющие достаточно средств заказчики предпочитают использовать в аутсорсинге модель captive site — "захваченного участка", открывая собственный филиал за границей и нанимая в качестве персонала местных жителей с меньшими окладом и социальными выплатами. Значительно меньше при этом и налогообложение.

В отличие от миллиардной офшорной экономии компаний из списка Fortune 500, очень
мало говорится о преимуществах аутсорсинга для рынка малых и средних предприятий,
хотя офшор должен быть привлекателен и для них. С другой стороны, существует эмпирическое
правило, согласно которому качество исполнения прямо пропорционально объему заказа.
Крупные поставщики услуг предпочитают иметь дело с крупными же заказчиками на
постоянной основе, гарантируя своим именем качество разработки. Малый бизнес часто
сталкивается с тем, что нанятый коллектив в 5-10 человек нестабилен и распадается
из-за внутренних конфликтов или его поглощения большей организацией.

После ряда проб и ошибок наиболее устойчивой оказалась схема взаимодействия через "офшор-провайдеров". Тем не менее она не гарантирует сто-процентного успеха, оказываясь по разным причинам выгодной для одних компаний и провальной для других. Сейчас тактика меняется. Очевидно, что для небольшой компании открытие собственного зарубежного филиала проблематично. Выход предложили те же слегка преобразованные "провайдеры" — теперь они создают готовые офисы в другой стране, а также управляют незнакомым законодательством и бухгалтерским учетом. Первые пробы показали, что при должной организации такой офшоринг может быть вполне успешным и выгодным для всех заинтересованных сторон.

Открытым остается только один вопрос: в каких странах размещать новые офисы?

Передел мирового рынка

К 2007 г. рыночная доля аутсорсинга бизнес-процессов (business process outsourcing — BPO) Индии может сократиться с 80 до 55%.

Gartner Group, сделавшая такой прогноз, отметила также, что при этом не ожидается появление еще одного мирового лидера. Часть заказов распределится между многими новыми странами, в числе которых называют Гану, Южную Африку, Маврикий, Фиджи, Малайзию, Филиппины и Китай (реже — Польшу). Даже Австралия и Новая Зеландия, которые раньше практически не подумывали о возможности оказания IT-услуг, сейчас составляют совместный план действий в этом направлении.

Показатели Индии пока вполне благополучны. За год, который закончился 31 марта, она заработала в этой области 12,5 млрд. долл. (почти на треть больше, чем годом ранее). Почему же ей обещана такая мрачная перспектива?

Объем мирового офшорного IT-рынка вырастет к 2007 г. примерно до 27 млрд. долл. (без собственных представительств компаний), и увеличение произойдет прежде всего за счет роста доли неквалифицированного труда. Этот сектор требует всего лишь англоговорящих служащих с базовым школьным образованием, которые в изобилии имеются в перечисленных странах.

Большую долю рынка отхватит на протяжении последующих трех-пяти лет Китай. Основная проблема здесь — слабое массовое знание английского языка. Поэтому жителям Поднебесной достанутся недорогие заказы наподобие заполнения форм, обработки данных на основе четких правил и т. п. Другими словами, западный мир теперь выводит в офшор преимущественно простые и трудоемкие IT-работы.

Индия же традиционно ориентировалась на долгосрочное сотрудничество, требующее высокого уровня образования, специализации и опыта. Фактически, освоившись здесь, западные компании начали поиск еще более дешевой рабочей силы. Кроме того, сегодня они считают, что государственная политика Индии недостаточно динамична по сравнению с другими странами этого региона — такими, как, например, Филиппины, — и не хотели бы зависеть только от разработчиков единственной страны.

И все же офшорные заказы — благо для тех стран, где они составляют заметную часть доходов государственного бюджета, обеспечивая работой десятки и сотни тысяч человек. По крайней мере, они признательны такой политике западных компаний. Чего не скажешь об IT-специалистах США и Западной Европы, положение которых было весьма завидным еще несколько лет назад.

Проблемы IT-персонала

Согласно исследованиям, проведенным в Иллинойском университете, экспорт из США рабочих мест программистов и связанных с IT служащих в ближайшие полгода увеличится на 30%, несмотря на протесты профсоюзов.

С марта 2001 по апрель 2004 г. численность персонала в IT-компаниях сократилась с 2,1 до 1,7 млн. Хуже всего дела обстоят в регионе Сан-Франциско, где работу потеряли 49% специалистов. Подобная картина характерна и для Великобритании: в середине августа в английском городе Суонси (Swansee) даже началась забастовка IT-персонала, вызванная все возрастающими темпами аутсорсинга.

Масштабы явления можно представить по данным, приведенным в таблице, которая постоянно обновляется на сайте TechsUnite.org. Всего в ней около 250 компаний, мы же приводим небольшую часть этой таблицы, содержащую наиболее известные фирмы, в которых IT являются основным направлением деятельности.

Компания 

Вынесено мест 

Сокращено мест 

Accenture 

10000 

— 

Computer Sciences Corp 

7700 

5400 

Dell 

6500 

5700 

Oracle 

6200 

— 

Intel 

4200 

4000 

IBM 

3947 

1847 

Intuit 

3000 

1200 

Hewlett-Packard 

2400 

1200 

Cisco 

2300 

— 

Unisys 

2000 

— 

Google, Inc. 

1000 

— 

Motorola 

1000 

50 

Quantum 

865 

— 

PeopleSoft 

700 

— 

Lexmark International 

500 

500 

Gateway 

450 

2000 

Microsoft 

400 

— 

Veritas Software 

370 

— 

BMC Software 

300 

— 

CA 

300 

— 

Texas Instruments 

300 

— 

Adobe Systems 

270 

— 

Lucent Technologies 

188 

— 

Yahoo 

150 

— 

Macromedia 

100 

200 

Adaptec 

75 

— 

Network Associates 

25 

10 

Но на самом деле причин происходящего несколько, и офшоринг — только одна из
них. Меняются сами представления об использовании IT. Системы становятся проще
и надежнее, требуя меньше обслуживающего персонала, а заказное ПО все чаще заменяется
готовыми решениями. Говорят и о скептическом отношении предпринимателей к сообщениям
об экономическом росте. То есть даже если экономика оправится, сокращение IT-персонала
будет продолжаться. "Компьютерщикам" волей-неволей придется смириться
с тем, что информационные технологии — вовсе не основная функция подавляющего
большинства организаций. Некоторым из них открываются новые возможности для руководства
удаленными коллективами, но те, кто не способен стать менеджерами, скорее всего,
потеряют работу.

Украина: не спеша

В Украине ситуация гораздо спокойнее во всех отношениях. Наша страна пока не получает сколько-нибудь заметной доли общемирового многомиллиардного пирога офшорного аутсорсинга, как и не сокращает рабочих мест для отечественных IT-специалистов.

Согласно недавнему опросу отечественных компаний, имеющих отношение к этому
направлению
, ситуация такова.

Годовой оборот индустрии экспортируемых программных разработок оценивается в 70—200 млн. долл. Около 90% составляют услуги (разработка под заказ), а не готовые продукты. Заказное ПО имеет 40%-ную долю, а портирование на другую платформу и бизнес-ПО — в 30%. Наиболее популярным экспортным ПО для Украины являются игры, за которыми следуют продукты в области телекоммуникаций, биллинговые системы, встраиваемые решения, ГИС и Web-приложения. Отмечалось также, что в нашей стране очень мало фирм, сертифицированных по стандартам ISO и CMM/CMMI.

Исходя из приведенных цифр и из того, что западные работодатели редко готовы тратить
на удаленных IT-специалистов более четверти от гарантированных трудовым законодательством
их стран средств, можно ориентировочно оценить количество "аутсорсеров"
— граждан Украины в 10—15 тыс. человек, работающих, за редкими исключениями,
в небольших коллективах.

Как скажутся изменения, происходящие сейчас на рынке офшорного аутсорсинга, на отечественных компаниях? Мы попросили представителей некоторых из них ответить на два актуальных вопроса: являются ли украинские офшорные компании привлекательными для покупки западными заказчиками и какие еще IТ-услуги, кроме заказного программирования, они готовы предоставлять?

Их ответы (см. врезку), на наш взгляд, можно классифицировать как осторожный оптимизм: при большом потенциале отечественных коллективов все еще довольно слабой оказывается организационная составляющая для успешной работы в области офшорного аутсорсинга.

Два вопроса к отечественным
разработчикам

1. Интересны ли украинские офсорсинговые компании
зарубежным инвесторам?
2. Расширяется ли ассортимент предлагаемых ими услуг?

Михаил Уткин,
менеджер по маркетингу компании "КМ Софт"

1. Сотрудничество между украинскими разработчиками и западными компаниями
в данный момент ограничивается покупкой вторыми наших услуг по разработке,
так как отечественные фирмы отличаются хорошим качеством продуктов, низкими
ценами и стратегической близостью к клиентам из Западной Европы. В перспективе
украинские разработчики ПО могут стать объектами для приобретения, хотя
для этого внешний имидж Украины должен быть более позитивным. Но -ситуация
меняется к лучшему. Практика покупок офшорных компаний хорошо развита в
Индии, где имеются специализированные консалтинговые компании, которые занимаются
приобретениями местных фирм-разработчиков для западных клиентов. Существует
три возможных сценария покупки: Joint Venture — создание отдельного
предприятия, в рамках которого компании обычно совместно разрабатывают продукт;
Build Operate Transfer arrangements (BOT) — локальная фирма
создает центр разработки для последующей продажи его клиенту; Captive
— иностранная компания полностью выкупает местного поставщика или самостоятельно
создает центр разработки.

2. Помимо программирования, в мире имеется спрос и на другие IТ-услуги:

Data Entry — введение данных в медицинские, страховые и налоговые
формы. Украинские компании уже довольно долго занимаются предоставлением
такого рода услуг, но введение данных — низкоквалифицированная работа,
которая оплачивается значительно ниже, чем услуги программирования;

Animation and computer graphics — украинские аниматоры и разработчики
спецэффектов в Голливуде уже обрели отличную репутацию. По некоторым данным,
до 30% компьютерной графики в американских фильмах произведено в нашей стране;

Data centres, ASP, hosting — хранение данных является перспективной
IТ-услугой, которую могут предоставлять отечественные компании, но это требует
развитой инфраструктуры и больших капиталовложений;

Financial analysis — в Украине ныне существует перепроизводство
финансовых специалистов, которые могут анализировать финансовые рынки; уже
сейчас некоторые украинские компании оказывают такого рода услуги для интернациональных
заказчиков.

Игорь Мендзебровский,
вице-президент компании SoftServe

1. Украинские компании, выполняющие заказы иностранных фирм, являются
привлекательными для последних в качестве собственных корпоративных IT-отделов.
Из-вестен опыт нескольких таких фирм, решившихся на приобретение или создание
своих IT-подразделений в нашей стране. Однако он показывает, что без знания
локальных особенностей общей организации работы, менеджмента, а также
специфики инфраструктуры и региональных различий шансы на продолжительный
успех невелики.

2. Разработка заказных корпоративных ИС составляет хотя и значительную,
но далеко не основную долю сервис-портфеля украинских офсорсинговых компаний.
Среди других важных направлений — инженерия ПО, CATT (Configuration and
Test Tool), кастомизация и сопровождение ИС, работы по исследованию и развитию
в сфере IТ, микропрограммирование, GIS-системы, разработка Web-инструментариев,
ввод и первичная обработка данных и прочее.


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: