Пока европейский авиастроительный концерн Airbus только разрабатывает планы по изучению эффективности совместных полетов лайнеров клином, его американский «коллега» Boeing внезапно отчитался об уже проведенном эксперименте по групповому перелету самолетов в такой формации.
По заявлению компании, эксперимент состоялся еще в 2018 году, в нем участвовали два самолета: проходивший приемочные летные испытания новый «грузовик» Boeing 777F, изготовленный для компании FedEx Express, и ecoDemonstrator, собственный экспериментальный лайнер Boeing.
По сообщению Aviation Week, во время эксперимента ecoDemonstrator летел на своих крейсерских скоростях и высоте вслед за Boeing 777F на расстоянии 1,22 километра от него. Управлял ведомым лайнером при этом автопилот — но не обычный, а способный на основе информации о полете, получаемой от самолета впереди по ADS-B, высчитывать зону, где, предположительно, должны оставаться вихревые следы, причем умеренной силы, чтобы минимизировать ухудшение управляемости самолета, и держаться в ней.
Задача испытаний заключалась не только в том, чтобы проверить теорию о возможности использовать вихревые следы ведущего самолета для уменьшения сопротивления воздуха и в качестве источника дополнительной подъемной силы для ведомого летательного аппарата, но и в апробации модели, способной точно предсказывать зону, где образуются необходимые вихревые следы, а также тестировании умения инновационной системы управления рассчитывать в реальном времени при помощи данной модели оптимальный курс и лететь по нему.
По итогам испытания, прошедшие вдоль побережья штатов Орегон и Вашингтон, были признаны успешными. Экономия топлива, по утверждению Boeing, составила 5-10%. В компании заявили, что результаты эксперимента будут использованы в последующих исследованиях, призванных заложить основу для эффективных и безопасных групповых перелетов коммерческих лайнеров в V-образной формации в будущем.
Источник: N+1
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: