Компания Rolls-Royce рассказала о планах оборудовать корабли автономными системами управления.
Как отмечается, по статистике, за последнее десятилетие было потеряно свыше тысячи крупных судов, и по меньшей мере 90% из этих аварий произошло по вине человека.
«Наш аргумент во введении беспилотного водного транспорта — такой же, как и в случае беспилотных автомобилей: компьютер лучше сосредотачивается на работе, у него быстрее реакция и он находит более оптимальное направление движения. Он сможет безопасно маневрировать большим кораблем в окружении даже небольших лодок», — утверждают в Rolls-Royce.
Однако не только безопасность является преимуществом беспилотников. По расчетам компании, внедрение автономных систем управления позволит судам на 15% сократить потребление топлива, которое сейчас расходуется на поддержание систем жизнеобеспечения, например, приготовление пищи для экипажа. Кроме того, выбор более оптимального курса с учетом погодных условий уменьшит износ судовых двигателей.
«Буксиры, паромы и небольшой морской транспорт — это тот тип судов, которые, по нашему мнению, пригодны для автономного управления, — заявил Кевин Даффи, директор Rolls-Royce по морской технике и технологиям. — Сейчас ситуация такова, что они требуют оплачиваемой работы людей, которые могут совершать ошибки».
С целью разработать беспилотные системы для кораблей Rolls-Royce объединилась с Intel.
Создание технологии автономного управления для водного транспорта происходило в несколько этапов. В первую очередь исследователи определились с техническими характеристиками будущей системы: было принято решение задействовать практически те же лидары, радары и камеры, что сегодня устанавливаются на беспилотных автомобилях. «Практически» — потому что автономной системе, используемой в корабельных беспилотных системах, нужны гораздо более чувствительные датчики; в отличие от беспилотников на дорогах, ей необходимо считывать информацию не только о том, что расположено поблизости, но и идентифицировать даже небольшие объекты, находящиеся на горизонте.



Затем исследователи перешли к проектированию систем вычисления. Использование более чувствительных датчиков (в том числе — камер с более высоким разрешением) не позволило обойтись компактными автомобильными компьютерами. Также ситуацию усугубило то, что полученную с датчиков информацию системе предстоит некоторое время хранить на физических носителях — данные будут загружаться в облако в лучшем случае раз месяц, когда корабль зайдет в порт.
В результате, беспилотные корабли Rolls-Royce будет оснащать целой серверной комнатой.
«Речь идет о терабайтах данных в день», — отметили в компании.
После этого разработчики перешли к последнему этапу — созданию ИИ, который возьмет на себя управление кораблем. По словам Rolls-Royce, нейросеть натренировали на 5 млн изображений, состоящих из множества фотографий различных судов, посторонних предметов в море и береговых линий.
Разработанную технологию компания планирует протестировать уже в ближайшее время, оборудовав для этого беспилотными системами 19 паромов. Их запустят у «достаточно предсказуемых» берегов Норвегии.
В ходе испытаний на борту будет присутствовать экипаж, контролирующий то, как компьютер снимается с якоря, держит намеченный курс и становится на причал; учитывает погодные условия и придерживается расписания.
https://www.youtube.com/watch?v=VC7fZvM-NXI
Стоит заметить, что полностью автономные корабли Rolls-Royce намерена запускать в пределах вод только одной страны. Если же речь идет о международных водах, то в таком случае беспилотники оснастят также системой переключения на ручное управление.
При этом капитан автономного судна, которому предстоит следить за движением корабля в международных водах, общаться с портовыми диспетчерами и проходящим мимо водным транспортом, будет «руководить» им удаленно — по спутниковой связи из специальной комнаты на суше, оборудованной всеми необходимыми системами управления и множеством мониторов, которые позволяют в режиме реального времени отслеживать, что происходит вокруг корабля.
Напоследок отметим, что по мнению экспертов, не все суда можно отправлять в автономное плаванье без экипажа: так, некоторые корабли перевозят нестабильный опасный груз, который должен всегда находиться под присмотром.
Источники: WIRED, hightech.fm
- На сегодняшний день в Мировом океане плавает около 100 тыс. крупных судов, а объем перевозимых ими грузов, согласно данным Конференции ООН по торговле и развитию, будет расти примерно на 4% в год.
- Международная морская организация, регулирующая торговое судоходство в мире, еще не приняла каких-либо постановлений и рекомендаций относительно использования автономных кораблей.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: