Боевые корабли информационного века: DDG-1000

Рельсовые пушки и “умные” ракеты — все это хорошо, но на современных боевых кораблях уместно смотрятся только ракеты и традиционная артиллерия. Для морских сражений будущего разрабатываются принципиально другие суда и об одном из таких ниже пойдет речь.

 

 

Все началось с 1980-х, когда в американском и советском флоте стандартной стала система вертикального запуска ракет. Участки палубы, раньше занимаемые артиллерийскими башнями теперь уступили место массивам ракетных шахт. Это дало возможность инженерам поэкспериментировать с дизайном корпуса корабля. Так, в США появилась программа SC-21 (Surface Combatant for the 21st century) — надводная боевая единица 21-го века. В рамках этой программы разрабатывалось сразу несколько принципиально новых классов кораблей — от специализированных кораблей для атаки наземных целей, несущих более 500 ракетных шахт для одновременного запуска крылатых ракет «Земля-Земля», до вполне вменяемых эсминцев и крейсеров ПВО нового поколения.

В прочем, дизайн у всех даже на эскизах был весьма экзотическим.  Развал Советского Союза, относительно мирные 90-е и администрацию Дж. Буша младшего пережило всего несколько проектов. В настоящее время до начала воплощения в металле дожили только универсальные эсминцы DDG-1000 (с упором на поддержку наземных операций) и такие же универсальные десантные корабли  LCS (littoral combat ship) модульной конструкции, позволяющие быстро переделать судно под задачи конкретной миссии. Первые даже получили свой собственный класс — Zumwalt class destroyer,  в честь головного корабля серии USS «Zumwalt».

Программа разработки эсминцев нового поколения за 20 лет успела сменить название 3 раза, каждый из которых сопровождался уменьшением финансирования, изменением требований и удешевлением проектируемого корабля. По результатам военного бюджета на 2010 год утверждены к постройке три эсминца класса Zumwalt. Основная задача — артиллерийская поддержка наземных операций. Первый из этих кораблей — DDG-1000 (собственно Zumwalt) уже заложен.

Внешний вид этого корабля производит такое же впечатление, какое производил самолет-невидимка F-117 Stealth в начале 90-х. Дизайн корпуса эсминца выполнен по схожей технологии и выглядит весьма футуристично. Особенности именно такой конструкции носа корабля обусловлены низким уровнем отражения радиоволн от профиля корпуса. И, вероятно, должны вызывать смешанные чувства паники и страха у оператора вражеского радара, ибо кораблей с таким профилем в настоящее время нет.

Стоит заметить, что когда эскизы этого чуда показывали Сенату США на голосовании по утверждению финансирования, сенаторы тоже были удивлены. Они потребовали создать специальную комиссию, которой поручили изучить, сможет ли такое нечто вообще плавать. Ответ комиссии был неоднозначным — «в целом сможет». С оговоркой, что при кормовой волне существует вероятность ухода носа под воду. Проверка путем масштабного моделирования макета корпуса (в ванной) это не подтвердила.

В движение корабль приводят две турбины Rolls-Royce Marine Trent 30 по 36 мегаватт каждая. Кстати, эти турбины — морской вариант авиационных турбин, устанавливающихся на…самолет Boeing — 777. Резервное питание обеспечивают дизельные генераторы суммарной мощностью 78 мегаватт. Изначально все корабли серии  SC-21 (эсминцы, крейсера и десантные суда) планировалось оснащать сверхпроводящими электродвигателями в качестве основных, а питать от бортового ядерного реактора. Но, как уже было сказано, жадный Сенат пожалел денег — сказали, что 4 млрд долларов за один корабль — это и так много. Да и сверхпроводящие моторы на боевом корабле в то время были чем-то из области научной фантастики.

Водоизмещение «эсминца» составляет 14500 тонн, что больше чем у самых массовых современных ракетных крейсеров ПВО класса Ticonderoga. Из авиации есть 1 вертолет и 3 беспилотника вертикального взлета и посадки.

Кроме запоминающейся внешности (по заверениям разработчиков, на радаре это похоже на рыболовное судно), корабль имеет и другие интересные особенности. Например, уровень шума, который он будет издавать, сравним с таковым у атомной подводной лодки класса Los Angeles — одного из самых тихих кораблей в мире. Вооружение будет состоять из 20 вертикальных пусковых шахт на 80 ракет, установки ракет ПВО ESSM, установки для пуска противолодочных ракет ASROC,  двух 155 мм артиллерийских орудий системы AGS с боекомплектом на 920 снарядов и двух скорострельных 57мм орудий ПВО.

Отдельной статьи заслуживает артиллерийская система нового поколения AGS — advanced gun system. Коротко — это пушки и снаряды нового типа, использующие для выстрела энергию расширения газов легче воздуха, вместо пороховых газов в обычной пушке. Результат — более высокая начальная скорость снаряда и, как следствие — дальность, кучность, пробивная способность и т.п. Система находится на стадии испытания на действующих боевых кораблях и заявленная начальная скорость снаряда уже достигает 4-5 скоростей звука. Главный недостаток — неоднородность образования смесей этих самых легких газов и разная начальная скорость снаряда при каждом выстреле. В прочем, эту проблему собираются решить за ближайшие пару лет.

Вообще, артиллерийская поддержка с моря после Второй Мировой Войны ,оказывается, всегда была для американцев проблемой. После списания линкоров класса Iowa морская пехота внезапно оказалась без поддержки тяжелых корабельных орудий. Эсминцы и авиация не давали такого эффекта как 16» (406 мм) орудия. Так что, со времен войны на Тихом океане американские линкоры возвращали в строй много раз. Они вступали в каждый крупный вооруженный конфликт с участием США. Линкоры в качестве кораблей артподдержки применялись в Корее, Вьетнаме и даже в первой войне в Персидском заливе. Альтернативы 16» пушкам за 50 лет так и не нашлось. Последние два линкора времен Второй Мировой были окончательно списаны только в 2006 году! Развитие системы AGS — это вялая попытка их заменить.

 

 

Так же интересна компьютерная система корабля. В единую сеть объединены системы радиолокационного оборудования и сопутствующих устройств, все виды вооружения, энергетическая система, двигательные установки и системы обеспечения живучести корабля. Все это выводится на интегрированный командный пункт и большинство систем управляется компьютером. Повышенная автоматизация означает сокращение команды людей на борту. Этому кораблю при размерах крейсера требуется всего 140 человек…слава роботам! Работает единая компьютерная система под управлением операционной системы Lynuxworks’ Lynx RTOS. Микрософт сюда не пускают.

В общем, кораблик вышел интересный. Ожидается, что первый эсминец вступит в строй в апреле 2013 года, а остальные 2 — в 2015 ил 2016 годах. Это при условии сохранения финансирования на текущем уровне. Судя по обнародованной недавно программе развития морских вооружений США эсминцам и универсальным десантным судам нового поколения ближайшие 5 лет быть. Посмотрим, чем ответят на это Китай и Россия.