Хорошо забытое старое: пару слов о новых камерах Sony

Внезапный выпуск Sony новых моделей своих зеркальных камер, отличающихся от традиционных полупрозрачным зеркалом, шокировал энтузиастов цифровой фотографии. И действительно, тут есть чему удивиться — концепция, лежащая в основе этих устройств, применяется столь редко, что многие уже и забыли, когда это было в последний раз…

Но мы — не забыли! 🙂 Как вы думаете, что общего у новенькой, с иголочки Sony Alpha a55 и… замшелой, давно отслужившей свое Olympus Camedia E-10? Последняя использовалась в фотослужбе нашего издательского дома еще лет 8-9 назад, и на то время была достаточно прогрессивной моделью, позволяющей при относительно доступной стоимости получать неплохое (на то время) качество 4-мегапиксельного изображения, вполне пригодное для печати.

 

Интрига в том, что в E-10 также применялась особая оптическая схема, когда часть света (не скажу точно, какова пропорция) попадала на матрицу, а другая — в оптический видоискатель и на датчик автофокуса. Правда, для этого применялось не полупрозрачное зеркало, а призма, но я не настолько силен в оптике, чтобы отстаивать преимущество того либо иного подхода.

Впрочем, если копнуть еще глубже, то выяснится, что и Olympus выпуском E-10 в 2000-м году не придумала ничего нового, и похожая технология применялась, например, Canon еще в эпоху расцвета пленочных камер — в 1965 году! — в камере, получившей название Canon Pellix QL. Впоследствии она также использовалась в ряде других камер: Canon F-1 High Speed (1972), New Canon F-1 High Speed (1984), Canon EOS-1N RS, Nikon F High Speed, Nikon F2 High Speed (1984), Nikon F3 High Speed (1997).

Кстати, вы обратили внимание на количество употребления словосочетания High Speed в упомянутых камерах? В этом заключается основное преимущество технологии полупрозрачного зеркала — за счет уменьшения количества движущихся частей достигалась высокая скорость протяжки пленки. Sony Alpha A55 использует сенсор Exmor-R, также разработанный специально для быстрого считывания информации об изображении, в результате скорость серийной съемки этой модели составляет 10 к/с — очень хороший результат даже, по меркам репортерских камер!

Второй очевидный плюс, который придется как нельзя более кстати на современном уровне развития фототехнологий: постоянно работающий фазовый автофокус. Этот быстрый и надежный способ фокусировки, знакомый в работе всем пользователям DSLR, был практически недоступен (либо доступен с рядом ограничений) в режимах Live View и при съемке видео. Полупрозрачное зеркало позволяет эти ограничения устранить, и о медленной фокусировке по методу детектирования контраста в Aplha A55 и A33, надо полагать, можно забыть. Или нет?

Тут начинаются вопросы, на которые получится ответить только практическим исследованием. Ведь, с одной стороны, применение полупрозрачного зеркала неизбежно должно привести к снижению уровня света, попадающего на сенсор, и, как следствие, росту шумов. Но здесь, наконец, проявляется ключевое отличие технологии Sony от остальных, позволившее ей получить на свое изобретение патент.

Дело в том, что описанное в патенте полупрозрачное зеркало не зафиксировано, а работает так же, как и в традиционных зеркалках — т.е. при экспонировании поднимается. С другой стороны, тут мне не очень понятно — если это "полузеркало" действительно подвижное и при экспонировании изменяет свое положение, то значит ли это, что при фотосъемке на сенсор A55 попадает больше света, чем при live view и съемке видео (ведь в последнем случае для работы фазового автофокуса, очевидно, позиция зеркала изменяться не должна)?

Как выяснилось при дальнейшем изучении патента, полупрозрачное зеркало, в отличие от традиционного, предполагается поднимать при экспонировании не всегда,  а только в случае, если количество света, поступающее сквозь объектив, слишком мало, чтобы жертвовать его частью на отражение в зеркале. Если же освещение сцены достаточное и отбор небольшого процента яркостной информации не повлияет на уровень шумов и качество цветопередачи, этим можно пренебречь, и зеркало при съемке остается на своем месте. Нетривиально, правда?

Как это работает на практике — остается пока что только гадать. С нетерпением ждем Photokina, чтобы познакомиться с новинками поближе. Впрочем, коллеги с сайта DPReview уже успели не только протестировать новинку, но и вручить ей собственную "Gold Award" — и это при том, что использовать RAW-файлы для сравнения с другими камерами на данном этапе им не удалось. Впрочем, в камере реализовано такое количество инновационных функций (меня лично порадовали Auto HDR и автоматическая "усреднялка" шумов по нескольким кадрам для съемок на ISO 6400 и выше), что не приходится сомневаться: продукт у Sony получился очень и очень достойным.

Что ж — браво, Sony! Вот интересно, что же предложат на Photokina именитые конкуренты, а именно Canon и Nikon? Что-то давненько от них не слыхать действительно интересных новостей. Кто следит за фотослухами, поделитесь, что слышно? 🙂