IT-история: Packard Bell

Эта статья относится к категории "из неопубликованного". Изначально планировалось, что в материале о нетбуке Packard Bell dot M будет расширенное вступление с рассказом об истории нового для Украины бренда. Но подобный экскурс в историю, в итоге, смотрелся не слишком гармонично в традиционном обзоре продукта… С другой стороны, на полноценный подробный очерк о жизни компании, наподобие истории 3dfx, заметка "не тянет" — не та глубина изложения. Но, как мне кажется, тема все же достаточно интересна для того, чтобы опубликовать материал хотя бы в виде записи в блоге.

Недавно на рынок Украины вышел новый для нас бренд — Packard Bell, ныне являющийся частью группы Acer. История этой компании, а вернее, торговой марки интересна и неоднозначна. Первый раз это имя появилось в 1926 году — так назывался американский производитель радиоприемников, а впоследствии также телевизоров, ЭВМ и различной электроники по военным заказам. Вначале компания работала только в юго-западном регионе США, к 1950-му году выйдя на рынок всей страны. Пожалуй, в рамках обсуждаемой темы интересно лишь то, что в свое время Packard Bell являлись одним из первых поставщиков компьютерных систем. Так или иначе, но к концу 60-х годов компания практически ушла с рынка и в 1968 году в весьма упадочном состоянии (основными активами были несколько морально устаревших производственных мощностей и набор торговых марок) была приобретена технологическим конгломератом Teledyne.

В 1985 году права на это название были выкуплены у Teledyne менее, чем за $100000 группой инвесторов во главе с 32-летним израильским иммигрантом Бени  Алагемом (Beny Alagem) с целью производства под именем Packard Bell недорогих IBM PC-совместимых компьютеров. Особо подчеркнем: продаже подлежало только само название компании, интеллектуальная собственность и прочие активы "первого" Packard Bell остались принадлежать Teledyne, что не помешало, впрочем, маркетологам "второго" Packard Bell некоторое время использовать вводящий в заблуждение слоган "America grew up listening to us. It still does." ("Америка выросла, слушая нас. И продолжает (это делать)."). Кстати, стоит отметить, что ни на одном из этапов истории Packard Bell не был каким-либо образом связан ни с Hewlett-Packard, ни с Bell Laboratories, ни с Pacific Bell, ни, тем более, с автомобилями Packard. Собственно, происхождение оригинального названия достоверно неизвестно и по одной из версий, уже тогда в 1926 году основатели компании просто выбрали два хорошо звучащих и знакомых потребителям техники слова — Packard (автомобили) и Bell (телефоны). А вот новые хозяева бренда своих намерений и не скрывали. Джордж Пурсглоу, один из топ-менеджеров "нового" Packard Bell сказал в интервью Forbes: "Пожилые покупатели думают, что Packard Bell — это та компания, которая выпускала радио и телевизоры. Более молодые считают, что это те люди, которые раньше делали автомобили, или телефоны, или же это Hewlett-Packard".

 

Ключевой инновацией Бени Алагема и партнеров стал выбор канала сбыта и таргет-аудитории для своих ПК. В то время, когда все конкуренты по бизнесу в 1980-е годы боролись за корпоративных клиентов, Packard Bell устанавливали партнерские отношения с крупными сетевыми магазинами бытовой электроники и гипермаркетами, большинство из которых даже не имели опыта реализации персональных компьютеров. В магазинах Wal-Mart, Sears, Best Buy и Staples появились отдельные витрины с продукцией Packard Bell, компания специально обучала сотрудников магазинов, выделяла маркетинговые бюджеты для размещения партнерами-ритейлерами рекламы в местных масс-медиа (вместо традиционных рекламных кампаний национального масштаба), а политика по отношению к запросам ритейлеров была более гибкой, нежели у конкурентов. Соответственно, и потребителями продуктов стали, в первую очередь, частные лица, приобретающие компьютер для личного пользования в розницу.

 

Несмотря на существенные нарекания к качеству продуктов проблемы с сервисной поддержкой и вдвое больший среднего по индустрии процент возврата, Packard Bell на протяжении нескольких лет были одним из лидеров компьютерного рынка США. В первую очередь, благодаря банально низкой цене компьютеров и вышеописанному новаторскому подходу к каналам сбыта. Впрочем, стоит отдать должное и хорошему дизайну и маркетингу, с одной стороны, и удобной для начинающих пользователей (на которых во многом ориентировалась продукция) DOS-оболочке Navigator, с другой. Ну и, конечно, знакомому названию — наверняка для многих клиентов в США ассоциации с многочисленными "тезками" сыграли роль в выборе товара Packard Bell. Кроме того, компания отличилась достаточно длинным списком инноваций в масштабах индустрии: в 1987 году — первые ПК с предустановленной операционной системой и базовым набором программного обеспечения; в 1998-м — бесплатная телефонная линия технической поддержки; в 1991-м — ПК с внутренним CD-приводом; в 1994-м — первыми начали поставки ПК с процессорами Pentium… Ну и, наконец, Packard Bell также позитивно отличались большой гибкостью и вниманием к запросам партнеров — например, один из топ-менеджеров CompUSA в 1995 году с большим удовлетворением отзывался о том, что его запрос на внесение изменений в конфигурации ПК был выполнен Packard Bell в двухнедельный срок, в то время как конкуренты просили на модификацию до шести месяцев.

 

Однако, начиная с середины 90-х (после приобретения Zenith Data Systems у французов Groupe Bull и частичного объединения с NEC Computers в рамках сложной многосторонней сделки и последовавшего непродолжительного периода лидерства по объемам поставок ПК в США) компания начала проигрывать рыночную войну с Compaq и eMachines, вплоть до миллиардных убытков в 1997-98 годах. Это привело к полному сворачиванию бренда в Северной Америке к 2000 году и окончательному переезду в Европу. Впервые марка вышла на европейский рынок в 1991 году, завоевала достаточно широкую популярность теми же методами, что и в США, но как ни странно, здесь проблем с качеством продукции и, как следствие, негативного имиджа у Packard Bell Europe никогда не было.

 

В 2006 году компанию приобретает у NEC бывший владелец eMachines Джон Хюи (John Hui), за пару лет до этого продавший свою прежнюю компанию Gateway. Но в январе 2008-го контроль над 75% акций Packard Bell получает Acer в борьбе с Lenovo, тем самым объединяя "под единой крышей" сразу трех бывших конкурентов на североамериканском рынке ПК — Gateway, eMachines и Packard Bell.

 

В нынешней структуре корпорации Acer бренд eMachines занимает низший сегмент рынка, "материнская" торговая марка Acer покрывает практически все ниши в мировом масштабе, а Gateway в Америке и Packard Bell в Европе играют одинаковую роль: главными ориентирами брендов являются высококлассный дизайн и дружественность к "розничному" пользователю при разумной цене. Интересно, что 20 лет назад эти же ценности были залогом первоначального успеха компьютеров Packard Bell — так что можно лишь пожелать Acer извлечь из истории марки все лучшие уроки, избежав при этом повторения ошибок.