Мнение: почему жесткие диски мертвы

Прочитал новость о том, как WD беспокоится о судьбе своего бизнеса HDD, глядя на набирающие популярность планшеты, и улыбнулся. Понятное дело, что планшеты как таковые здесь совершенно не при чем. А вот то, что компьютеры неуклонно становятся все портативнее (сначала нетбуки, а теперь планшеты, MID, смартбуки, смартфоны наконец), действительно, выглядит как смещение акцентов индустрии в сторону миниатюризации и полной мобильности, куда HDD вход заказан.

Я пишу этот постинг с ноутбука, оснащенного полноценным 2,5-дюймовым HDD. А до этого долгое время пользовался нетбуком с SSD. И знаете что? Мне доставляет ощутимый дискомфорт слышать и ощущать, как под тонкой пластиковой панелью "шевелится" очень хрупкое электронно-механическое устройство, от которого зависит сохранность моих данных. И если включенным нетбуком с SSD я манипулировал без всяких стеснений — крутил его в руках по все стороны, мог бросить на диван, резко опустить на твердый стол, и даже особо не переживать при случайном падении на пол — то ноутбук с HDD чисто психологически требует к себе большей заботы. Особенно учитывая, что в моей практике уже было две замены ноутбучного HDD, именно в результате падений устройства.

Короче говоря, в мобильных гаджетах HDD делать нечего, это уже факт. Там победила флэш-память. Осталось понять, есть ли перспектива для развития в настольном сегменте — потому что, как мне кажется, здесь напрашивается ответ "нет!"

Давайте глянем на цены. Популярный терабайтовый Hitachi HDS721010CLA332 за год упал в цене от $135 до $70, а двухтерабайтовый WD WD20EARS — с $220 до $130! Доступно? Еще бы, вполне. А теперь внимание, вопрос: а что обычные пользователи будут хранить на двухтерабайтовых дисках, какие именно данные потребуют такого объема?

Прежде чем вы начнете рассказывать мне о HD-контенте и фильмах, подумайте вот о чем. При наличии надежного широкополосного канала связи нет никакого смысла хранить локально потребляемый контент, который всегда доступен в глобальной Сети. И все современные модели приобретения контента построены так, что вы покупаете не конкретную копию продукта, а право на его использование. А откуда будет взята эта копия, уже не имеет никакого значения — хоть из торрент-трекера. Если у вас есть лицензия, это вполне легально.

Но даже это еще полбеды — самое интересное, что теперь нет смысла объемный контент покупать. В подавляющем большинстве случаев его можно взять на прокат. Именно так обстоит дело с кинофильмами в Apple TV — берете фильм "в аренду", он хранится у вас в течение месяца, потом удаляется автоматически. Если это не какой-то мегашедевр, то зачем занимать им место на HDD на более долгий срок? А даже если и шедевр, не проще ли в следующий раз, когда снова захочется посмотреть, опять заплатить $2 за месяц аренды, и не беспокоиться вопросом хранения локальной копии фильма?

Смотрите, что получается. Фильмы доступны в сети — скачал, посмотрел, удалил. С играми точно так же, лицензия на игру просто хранится в Steam, держать локальную копию не нужно (поправьте если не так). Музыка? Можно даже не скачивать, просто слушать свой плэйлист онлайн с того же Яндекса или любого другого подобного сервиса. Книги? Amazon вам в помощь. Программы? Ну, да, они пока не все "облачные", но и места на HDD занимают относительно немного.

Остается разве что контент, создаваемый пользователем — гигабайты фотографий и видеороликов из отпуска, со свадьбы или другого семейного торжества. Но опять же, при широких каналах связи совсем не обязательно хранить все это локально. Заливайте на облачный сервис, делайте красивый фотовидеоальбом, наслаждайтесь, демонстрируйте друзьям и родственникам через социальные сети. Но даже если вы не собираетесь удалять исходники с локального HDD, их объем у среднестатистического пользователя редко превышает 100-200 ГБ.

Так что, WD, мне кажется, отнюдь не планшетов вам надо бояться, нет. Бояться надо широкополосного доступа и облачных сервисов, которые уже похоронили Blu-Ray. И емкие десктопные жесткие диски — явно следующие на очереди. По крайней мере, первые удары колокола уже раздаются — пока что они могут соблазнить нас доступной стоимостью за большие объемы, но что будет дальше, когда снижать ее будет уже некуда, а объемы в десятки терабайт не будут нужны всем и каждому?