Обзоры Кино 16.03.2018 в 14:08 comment

Annihilation / «Аннигиляция»

author avatar
https://secure.gravatar.com/avatar/a7ff5720c3154f43d346eda1622241d6?s=96&r=g&d=https://itc.ua/wp-content/uploads/2023/06/no-avatar.png *** https://secure.gravatar.com/avatar/a7ff5720c3154f43d346eda1622241d6?s=96&r=g&d=https://itc.ua/wp-content/uploads/2023/06/no-avatar.png *** https://itc.ua/wp-content/themes/ITC_6.0/images/no-avatar.svg

Annihilation, экранизация одноименного фантастического романа Джеффа Вандермеера, принесшего своему автору Nebula Award, одну из высших премий для писателей-фантастов, должна была появиться на больших экранах еще в середине февраля. Но внезапно оказалось, что до кинотеатров картина не доедет, и во всем мире, кроме США, выйдет только на малых экранах, на стриминговом сервисе Netflix. Якобы после тестового просмотра боссы Paramount Pictures посчитали картину слишком интеллектуальной и сложной для понимания. Давайте разбираться, что же такого сложного в истории про группу ученых в зоне неизвестного происхождения, разрастающейся на Земле.

3.5
Оценка ITC.ua
Плюсы: Хорошие актеры; дизайн зверей и растительности Зоны; несколько действительно страшных эпизодов
Минусы: Излишняя прямолинейность интерпретаций; излишняя концентрация на переживаниях героини; радужный фильтр

Annihilation / «Аннигиляция»

Жанр фантастика
Режиссер Алекс Гарленд
В ролях Натали Портман (Лина, биолог), Дженнифер Джейсон Ли (доктор Вентресс, психолог), Тесса Томпсон (Джосси, физик), Джина Родригес (Аня, парамедик), Тува Новотны (Касс, геоморфолог), Оскар Айзек (сержант Кейн) и др.
Студии Skydance Media, Paramount Pictures, Netflix
Год выпуска 2018
Сайты IMDb

В так называемую «Трилогию Южного предела» Джеффа Вандермеера входят романы «Аннигиляция», «Консолидация» и «Ассимиляция», рассказывающие о событиях в Зоне Икс с трех разных точек зрения. Первый из них, собственно «Аннигиляция» – это история женщины биолога, члена 12-ой экспедиции в Зону. По сути, это дневник, в котором она описывает все произошедшие с группой события, вспоминает свое детство и взрослую жизнь, пытается делать какие-то предположения. Чем-то это напоминает легший в основу фильма Дени Вильнёва Arrival рассказ Теда Чана «История твоей жизни». По меньшей мере, «Аннигиляцию» столь же сложно экранизировать.

Дело в том, что чуть ли не основная фишка романа – это так любимая Филипом К. Диком «размытая реальность». Мы, как читатели, не можем знать, что из написанного биологом в дневнике является правдой, что галлюцинациями, что наведенным внушением (в книге это подтвержденный факт). Где автор намеренно недоговаривает, где искажает факты, где откровенно врет. В итоге мы достоверно не знаем, ни с чем столкнулась в Зоне группа ученых, ни что произошло с каждым членом отряда и с предыдущими одиннадцатью экспедициями, в одной из которых участвовал и муж героини.

Если по предыдущим абзацам вам кажется, что нечто подобное вы уже где-то слышали, то вы не ошибаетесь. Роман «Аннигиляция» похож на попурри сразу из нескольких произведений Аркадия и Бориса Стругацких. Здесь и «Пикник на обочине», и «Град обреченный», и «Улитка на склоне». Последний роман, один из самых сложных в творчестве Стругацких, в большей мере, ведь «Аннигиляция» тоже о встрече с неведомым, в принципе не познаваемым, а что это — вмешательство пришельцев, природная аномалия или ростки будущего, мы так и не узнаем. Интересно, что в «Аннигиляции» есть даже откровенный намек на источник вдохновения в виде пишущего бесконечный текст Ползуна, спускающегося в башню-туннель.

Я уделил столь много внимания роману «Аннигиляция» для того, чтобы вы поняли, насколько сложный для экранизации материал достался режиссеру и сценаристу картины Алексу Гарленду. Да, Annihilation – это вторая режиссерская работа автора сценария потрясающих Ex Machina, Sunshine, 28 Days Later, Enslaved: Odyssey to the West и DmC: Devil May Cry. Гарленд знает, как работать с непростым материалом, умеет снимать фантастику, но… в случае Annihilation что-то пошло не так.

Экранизация любого литературного произведения – лавирование между Сциллой и Харибдой. Снимешь максимально близко к оригиналу – обвинят в формальном подходе и отсутствии собственного стиля. Отойдешь от первоисточника – получишь упреки в отсебятине и искажении авторского замысла. Увы, далеко не все могут обыграть первоисточник так, как тот же Дени Вильнёв в Arrival, чтобы удовлетворить и читавших книгу, и в глаза не видевших ее. Гарленду это не удалось, он впал во вторую крайность, вместо фантастики о встрече с неведомым сняв нечто среднее между притчей о семейной жизни и нестрашным ужастиком категории B.

Онлайн-курс "PR. Basis" від Skvot.
Дізнайся нюанси різних сфер і обрери свою. У результаті навчання — матимеш стратегію бренду у портфоліо для старту кар'єри. Інсайтами та досвідом ділиться експертка, яка 9+ років у піарі. .
Детальніше про курс

Здесь нет никакой «размытой реальности», большинство событий в фильме Annihilation трактуются достаточно однозначно. Герои получили имена, в книге же членов отряда называют исключительно по профессии. Куда-то пропала башня-туннель, ключевой элемент книги, и Ползун, которого и пыталась понять биолог. Сакральный маяк, цель путешествия группы, стал совершенно нестрашным и неинтересным.

Вместо Ползуна биолог (Натали Портман) пытается понять мотивы своего собственного поведения и причины развала своего брака. Несколько странно для фантастического фильма. А все путешествие к маяку и обратно превращается в путешествие к самому себе. Да, лежащую на поверхности аналогию «познание неведомого – познание самого себя» мы, бесспорно, уловили, но ведь «Аннигиляция» была совсем о другом, о невозможности познания Зоны и причин, вызвавших ее?!

Вместо психологического триллера, где исчезновение одного за другим членов группы так и остается загадкой до самого конца, мы получили дешевый жутик с мутировавшим крокодилом и полуразложившимся медведем. Даже уход физика, который должен был бы шокировать зрителей, выглядит просто как обман со стороны режиссера. Хотя пара условно страшных эпизодов, причем совсем не связанных с выпрыгивающими из темноты монстрами, в фильме все же есть. Режиссер пытается компенсировать пустоту фильма необычными декорациями – стеклянными деревьями, симбиозом разных форм жизни, невероятными мутациями и необычным радужным фильтром. Получается плохо.

С фильтром, который должен был бы символизировать искажения света в Зоне Икс, вообще беда. Радужные разводы порядком портят спецэффекты и придают фильму вид какого-то мультика про фей для девочек детсадовской группы.

При этом я не могу сказать, что Annihilation — откровенно плохой фильм. Он неплох, просто пытается казаться чем-то большим, чем он есть без всяких на то оснований. Это не новый «Сталкер», которым его, возможно, представлял для себя Алекс Гарленд. И это несомненно не «Аннигиляция». Странная мутация, что-то не до конца оформившееся. Кстати, в Annihilation не раскрывается даже происхождение названия, хотя объяснение, данное в романе, важно для понимания происходящего.

Онлайн-курс "PR. Basis" від Skvot.
Дізнайся нюанси різних сфер і обрери свою. У результаті навчання — матимеш стратегію бренду у портфоліо для старту кар'єри. Інсайтами та досвідом ділиться експертка, яка 9+ років у піарі. .
Детальніше про курс

Интересно, что Алекс Гарленд остался недоволен продажей фильма Netflix, потому, что он, дескать, снимал картину именно для большого экрана. На котором, кстати, Annihilation благополучно провалилась.

Будет ли у Annihilation продолжение в виде экранизаций второй и третьей книг цикла, «Консолидации» и «Ассимиляции», пока неизвестно. Но вероятность такого события, судя по всему, очень невелика.

Вывод:

Annihilation в целом неплохое фантастическое кино, но имеющее мало общего с романом, легшим в его основу

Loading comments...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: