Обзоры
ATI All-in-Wonder 2006 PCI Express Edition: дверь в мир цифрового TV

ATI All-in-Wonder 2006 PCI Express Edition: дверь в мир цифрового TV


Компания ATI Technologies в очередной раз обновила продуктовую линейку комбинированных устройств. All-in-Wonder 2006 PCI Express Edition с под-держкой технологии Avivo сочетает в себе графический адаптер на ядре семейства Radeon X1000, ТV-тюнер с поддержкой цифрового стандарта DVB-T, видеозахватчик и FM-приемник.

ATI Avivo – новейший набор видеотехнологий ATI, применяемых на всех этапах обработки видео: от его захвата и сжатия до отображения декодированных и постобработанных данных. Большую роль в создании Avivo сыграла реальная перспектива перехода на HDTV, что потребует реализации быстрых и качественных алгоритмов кодирования, пригодных как для трансляции, так и для экономного хранения существенно «потяжелевшего» от высокого разрешения цифрового видео. По мнению ATI Techno-logies, на смену «дивидишным» форматам придет H.264, который окажется не по зубам даже самым быстродействующим центральным процессорам, и без помощи высокопроизводительных графических чипов обойтись будет практически невозможно. Итак, на этапах видео-захвата, кодирования, декодирования, постобработки и вывода на экран Avivo, в частности, позволит:

  • автоматически менять уровень входного сигнала для достижения максимального динамического диапазона на аналого-цифровом преобразователе (АЦП) и получения реалистичной по яркости/контрастности картинки;
  • обеспечить аппаратное шумоподавление для устранения незначительного «снега» на экране;
  • использовать 12-битовый АЦП захвата вместо обычного в таких случаях 10-битового. Следует заметить, что в тестируемой модели разрядность АЦП так и осталась для нас загадкой: чип ATI Theater относится к 200-му семейству, хотя и отличается от базового идентификатором;
  • упростить кодирование-декодирование видеоконтента в формате H.264;
  • улучшить адаптивный деинтерлейсинг и задействовать встроенные в чипы серии X1000 аппаратные фильтры шумоподавления.

Кроме того, уже на этапе вывода изображения технология Avivo предполагает аппаратное выполнение функций гамма- и цветокоррекции, предоставляет возможность интерполировать исходное разрешение (вверх или вниз) для согласования с разрешением, поддерживающим устройство отображения, и др. Однако вернемся к нашему тестовому образцу.

ATI All-in-Wonder 2006 PCI Express Edition: дверь в мир цифрового TV
ATI All-in-Wonder 2006 PCI Express Edition: удачное сочетание цены, производительности и функциональности

К ATI All-in-Wonder 2006 PCI Express Edition, кроме антенн TV и FM, можно подключить монитор по интерфейсу DVI-I. Все остальные разъемы (выход на D-sub15, SCART и S-Video In) подсоединяются к модульному гнезду платы через короткий патч-кабель. В комплекте есть и переходная колодка со входом для композитного видео и двухканального звука (RCA).

Помимо традиционного аналогового телевещания (до 125 кабельных или эфирных каналов) данная плата в европейской версии способна принимать и цифровой сигнал стандарта DVB-T. Среди других «умений» радиочасти All-in-Wonder 2006 PCI-E – встроенный FM-радиоприемник.

Прежде чем перейти к результатам тестирования, заметим, что экземпляр карты получен нами в качестве «квалификационного образца». Поэтому мы старались не обращать внимания на ряд огрехов, не влияющих на общую оценку ее работоспособности.

При приеме эфирного сигнала мы не заметили особого различия между «силиконовым» тюнером карты и «обычным», а учитывая мультистандартность (есть каналы и в PAL, и в SECAM, и с поддержкой стереовещания) киевского телевидения, можем порекомендовать начинать с расширенного режима поиска каналов: в дальнейшем это позволит скорректировать формат вещания и подстроить частоту приема.

ATI All-in-Wonder 2006 PCI Express Edition: дверь в мир цифрового TV
Выходы SVGA и SCART подключаются к модульному гнезду видеоплаты, к разъему S-Video In переходника подсоединена колодка с композитными и аудиовходами (RCA)

Гораздо лучше комбинированный тюнер карты справляется с приемом DVB-программ. Вещание в Киеве ведется на 51-м эфирном канале и в настоящий момент представлено программами Inter+, TRK и стереофонического музыкального OTV. Во всех трех случаях картинка отличалась четкостью, хотя не обошлось и без артефактов оцифровки: в Live-режиме просмотра смущали негромкие щелчки, сопровождавшиеся еле заметным «подергиванием» изображения. Исходя из того что при установке временного сдвига на любой, даже минимальный период, данный эффект исчезал, и зная, что карта достаточно серьезно обрабатывает сигнал при записи/воспроизведении на жесткий диск, мы не беремся возлагать вину на продукт: и вещание ведется в экспериментальном режиме, и образец устройства инженерный.

Еще одно наблюдение касается уровня использования системных ресурсов. При работе в аналоговом режиме приема на тестовой системе (Intel Pentium D 2,8 GHz, 2 CPU, 1 GB RAM) прирост загрузки ядра процессора составил всего около 10% (задействовались в равной мере оба ядра). Во время приема цифровых каналов увеличение загрузки по сравнению с режимом выключенного TV-приема было столь незначительным, что определить его не представилось возможным.

В заключение нам остается только предложить несложный арифметический подсчет, являющийся при прочих равных условиях еще одним стимулом для покупки карты: даже если ориентироваться на рекомендуемую стоимость базовой модели на таком же ядре (Radeon X1300 Pro 256 MB PCI-E, $169), то в сумме с TV Wonder PRO PCI ($59) она окажется выше, чем у ATI All-in-Wonder 2006 PCI Express Edition ($199).

На смену MPEG2 – формат H.264?

ATI All-in-Wonder 2006 PCI Express Edition: дверь в мир цифрового TV

На сегодняшний день формат H.264 – один из наи-более прогрессивных алгоритмов компрессии. Это самый перспективный кодек, который вместе с некоторыми другими является частью спецификации HD DVD- и Blu-ray-носителей и также будет использоваться в цифровом телевизионном вещании. Стандарт ITU-T H.264 очень близок к ISO/IEC MPEG4 Part 10 (стандарт ISO/IEC 14496–10). Описываемые в нем методы в целом не очень отличаются от тех, которые были определены стандартом MPEG4, хотя и содержат несколько новых требований. Так, в стандарте H.264 установлена обработка видеопоследовательностей без предварительного разделения на видеоплоскости. Изменения коснулись и алгоритмов компенсации движения. Обращаем внимание еще на две характеристики: в H.264 может быть обеспечена бoльшая точность представления векторов движения и определен альтернативный способ увеличения масштаба опорных фреймов, используемых для предсказания. Допускается точность, равная 1/4 (как в стандарте MPEG4) или 1/8 макроблока. Для масштабирования опорных фреймов предназначен алгоритм многоточечной интерполяции.

Все вышесказанное позволяет ожидать от применения алгоритма компрессии H.264 ощутимого роста эффективности: то же качество изображения (как с обычным MPEG4) можно получить с архивом в среднем на 30% меньшего объема.


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: