Обзоры
BioShock 2
8

BioShock 2

Антиутопия
«Человек – выбирает. Раб – подчиняется», – пафосно заявил Эндрю Райян (Andrew Ryan) и умер от травмы, не совместимой с жизнью. Его тело лежало в луже крови на дорогом паркетном полу. Стены шатались и издалека, из глубин города Rapture, слышались гулкие перекаты взрывов.

Паспорт

Жанр FPS / RPG

Разработчик 2K Marin

Издатель Take-Two

Издатель в СНГ «1С»

Сайт www.bioshock2game.com

Возраст 18+

О разработчике

2K Marin Внутреннее подразделение Take-Two, созданное специально ради разработки продолжения BioShock. Сиквел вышел, но дальнейшие планы студии пока не известны

Игры нет

Сайт www.2kgames.com

Оценка

Идея Доказать, что история BioShock нуждается в продолжении

Графика Устаревшая

Звук Отличное бульканье и атмосферный саундтрек

Игра Идеальный сиквел, но… ждали большего

Итог 4.5 / 5

Rapture, как и раньше, завораживает
Обращение Софии к народу
Здравствуйте, доктор Тененбаум!
Картинки на стенах затейливы
Обними меня, Папочка
Станция апгрейда оружия
Алтарик

Если вы помните эту сцену, то наверняка не забыли и большинство особенностей первой части BioShock. С одной стороны, проект Irrational Games действительно соответствовал тезису «игра как искусство», пытаясь использовать идеи, которые ранее рисковали применять только в литературе и кино. Игра-антиутопия критиковала философию объективизма и капитализм.

С другой стороны, с точки зрения обывательских и жанровых стандартов BioShock выглядела не так уж и привлекательно. Стрелять, например, было не очень удобно, и как шутер игра доставляла мало удовольствия. А разрекламированный моральный выбор – спасти маленьких девочек или убить? – оказался формальным. Помним и проблемы с «провисающим» сюжетом, да и финальные уровни казались попросту ненужными.

Так что перед 2K Marin стояла сложная задача: расплести клубок преимуществ и недостатков и сделать сиквел, который одновременно и сохранит интеллектуальный посыл первой части, и избавится от досаждающих ошибок в гейм-дизайне. Из задуманного, скажу сразу, многое получилось.

BioShock 2 начинается в 1968-м году, спустя десять лет после известных событий. Обитатели мрачного подводного мегаполиса латают дыры, живут в трущобах и сидят на диете из консервированных бобов. Но Rapture живет. Смерть Райяна не привела к анархии, потому что бразды правления подхватила сектант-социалистка София Лэмб (Sofia Lamb). Теперь она правит утопией нищих и по-своему пытается исправить ошибки прошлого. В полном соответствии со своим мировоззрением, леди промывает мозги горожанам по радио, превратив Rapture в коммуну.

У Софии есть определенные планы, которые откроются по ходу игры. Для их осуществления Лэмб нужно много маленьких девочек – Сестренок (Little Sisters), и детишек начинают воровать из прибрежных городов. В это же время где-то на нижних уровнях Rapture внезапно приходит в себя один из первых Пап (Big Daddies), модель серии Дельта (Subject Delta). Последние десять лет его официально считали мертвым – после выстрела в голову обычно не выживают. Дельта – протагонист BioShock 2, и у него свои счеты с Софией Лэмб. В сюжет также вовлечены родственные связи, несколько предательств и появление некоторых старых знакомых. В целом сценарий и отлично объясняет происходящее и хорошо мотивирует игрока.

Геймплей сиквела проще всего охарактеризовать следующей фразой: такой должна была быть оригинальная BioShock. По сравнению с Джеком (Jack), главным действующим лицом первой части, Дельта гораздо более сильный герой. И это заметно по его арсеналу. Например, Папа брезгует прикасаться к разводным ключам. Его оружие ближнего боя – гигантское сверло, закрепленное на предплечье. А еще Дельта и не подумает воспользоваться Tommy Gun или револьвером, предпочитая стреляющую заклепками пневматическую винтовку и четырехствольный пулемет. Все пушки можно апгрейдить. Скажем, полностью усовершенствованный дробовик превращается чуть ли не в инструмент воли Одина – мощнейшую двуствольную дуру с шестизарядным барабаном, которая стреляет молниями и «разрывной» дробью. В общем, теперь возня с пушками действительно приносит удовольствие.

При этом геймдизайнеры почти не изменили плазмиды, «магию» BioShock. Они знакомы по первой части и все так же имеют три уровня мощности. Скажем, воспламеняющий Incinirate сперва лишь поджигает противника, а впоследствии начинает работать в качестве самого настоящего огнемета. Как и раньше, действия плазмидов можно и нужно комбинировать с применением того или иного вида оружия и/или боеприпасов. Тактик уничтожения врагов десятки: замораживайте цель и просверливайте насквозь, натравливайте гадов друг на друга и разряжайте дробовик им в спины и т. д. Нужно заметить, что отстреливать, поджаривать и топтать врагов в BioShock 2 гораздо веселее, чем в оригинале. Сиквел таки стал хорошим шутером.

Все в порядке и с моральным выбором. В Rapture легко найти Сестренок, собирающих ценный ресурс Адам (ADAM необходим герою для развития характеристик и покупки плазмидов). В первой части, помните, все казалось просто: Сестренку одной кнопкой разрешали убить (получали больше Адама) или спасти (в этом случае порция Адама меньше). Теперь же попытка быть добрым Папочкой, как и в настоящей жизни, заставит игрока попотеть.

Дело в том, что убить Сестренку можно сразу – надо только отобрать девочку у защищающего ее папочки-конкурента. Но плохие поступки приведут к плохому концу. Желаете хорошей концовки? Приготовьтесь драться и выберите вторую опцию – удочерить. Дельта посадит девочку на плечо, и они вместе отправятся собирать Адам.

Чтобы освободить Маленькую Сестру, нужно выкачать ценный ресурс из двух мертвецов. Но едва девочка спускается на пол и принимается за дело, как со всех сторон сбегаются враги. Жители-мутанты Rapture ненавидят делиться Адамом и попытаются сделать все, чтобы вам помешать. Девочка ковыряется шприцом долго, и выстоять против нападающих порой сложно. В такие моменты, кстати, особенно ценно становится умение игрока подготовить оборону: взломать камеры наблюдения и турели, расставить в «узких» местах ловушки-растяжки.

Если все завершится благополучно, Сестренку нужно будет проводить к спасительному для нее вентиляционному лазу. И тут игроку снова дадут выбор: спасти или убить. Второй вариант, как уже сказано, плохо отразится на карме. Первый? Оставит с жалким количеством Адама. Да, быть хорошим тяжело. Что любопытно, моральные дилеммы BioShock 2 на этом не заканчиваются.

На своем пути Дельта встретит троих персонажей, каждый из них даст герою свой мотив для их же убийства. Поводы разные, однозначных не ждите. Инициированный вами суд Линча может оказаться правильным поступком, а может – не совсем. И все эти решения, начиная со спасения девочек и заканчивая смертными приговорами, влияют на героев и концовку. Финал напрямую зависит от череды ваших выборов. Структура сюжета тут очень удачна. Заключительные часы игры наиболее интересны. Так что если не копать особенно глубоко, BioShock 2 – идеальный сиквел с усовершенствованным геймплеем. При этом заметно, что авторы искренне уважают оригинал, на что указывает масса деталей. Например, во время одной из прогулок по дну океана можно наткнуться на хвост самолета, на котором разбился Джек. 2K Marin даже поправила надоедливый респаун врагов. Уровни по-прежнему невозможно зачистить до конца, но исчезло ощущение того, что игра выпускает мутантов из-за ширмы раз в две минуты. Город вообще начал казаться живым. В трущобах Rapture, в грязных маленьких квартирах кто-то ходит, возится, ссорится, спит…

Но BioShock 2 тоже не совершенна. Прежде всего это заметно по картинке: бросаются в глаза размазанные текстуры, лишняя угловатость. То ли версия Unreal Engine, что была в руках 2K Marin, уже устарела, то ли амбициозная команда пожертвовала общим качеством графики ради внушительных и богато декорированных уровней с тысячами любопытных деталей.

А еще игра не слишком-то внимательно относится к поднятой ею же самой тематике. Казалось бы, какое раздолье: рассмотрите заложенные в сюжет BioShock 2 идеи социализма. Покажите, почему все коммуны рано или поздно разваливаются. Но нет. Сюжет игры сентиментален, умен, несомненно хорош, однако при этом сводит все серьезные вопросы к проблемам семьи и сектантства. Это уже не «Бойцовский клуб», а какие-то «Унесенные ветром». Да, для многих сгодится и такая история, просто… От BioShock ждешь большего.


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: