Одним из самых частых военных запросов для волонтерского сбора является приобретение авто. Темно-зеленые пикапы постоянно встречаются в социальных сетях в благотворительных постах, ведь машины аналогично дронам являются расходным материалом на войне. Также в новостях часто встречается информация о передаче Украине бронированных автомобилей от разных стран. По нашим дорогам могут ездить австралийские Bushmaster, немецкие Dingo и Bergepanzer 2, американские Humvee и британские Mastiff, Husky и Wolfhound.
В этом материале мы разберемся почему автомобиль может быть полезнее танка, и какие бронированные машины производит отечественная промышленность.
Основное предназначение бронированной машины
История бронированных машин начинается со времен Первой мировой, на сегодня этот вид техники имеет кардинально другой внешний вид. Если в войнах прошлого эффективнее были танки, то в современных военных конфликтах более ценна высокая маневренность и способность противодействовать партизанской тактике действий.
Такими характеристиками обладает бронированный автомобиль – самый легкий вид транспорта из класса боевых бронированных машин. Он стоит на вооружении сухопутных войск и условными «старшими братьями» бронированного автомобиля являются бронетранспортеры и бронированные машины пехоты. Отдельно выделяются защищенные автомобили MRAP – машины, основная цель которых – защищать экипаж от подрыва на минах и атак из засад.
Бронированные автомобили получили широкое применение уже после Второй мировой войны. Увеличение количества локальных конфликтов без четкой линии фронта, часто в сложных географических условиях (например, в горах или пустыне) стали факторами развития этого класса авто.
Сложность логистики тяжелого вооружения и его низкая маневренность обусловило появление бронированного автомобиля, который первоначально появился как модификация гражданского грузовика. Первым примером такого авто стала Mamba APC, которая в 80-е годы 20 века стала ключевым транспортом для миротворческого контингента ООН.
Однако бронированное авто может строиться не только на гражданском шасси, переоборудованном для военных задач (современный пример израильские Plasan SandCat), но и на уникальном шасси, которое разрабатывалось специально для боевых действий (американский Oshkosh L-ATV).
Каким бы ни было шасси, автомобиль выполняет одинаковые задачи: перевозка личного состава, огневая поддержка действий тактических мобильных групп, специальные, разведывательные, поисково-спасательные задачи, охрана и патрулирование, сопровождение колонн.
В украинских реалиях бронированные автомобили применялись с начала АТО, сейчас их можно увидеть не только на фронте, но и в прифронтовых зонах, где нужна эвакуация мирного населения или разминирование только что освобожденных от оккупантов территорий.
Высокая маневренность и проходимость бронированного авто позволяет преодолевать пересеченную местность, а вооружение и повышенная защищенность – выполнять боевые задания с меньшим риском для личного состава.
Украинские бронированные авто
На вооружении Вооруженных Сил Украины используются разные варианты бронированных авто и многие из них производятся в Украине. Одними из таких производственных предприятий являются ООО «Украинская бронетехника» и НПО «Практика».
Первое предприятие с 2015 года занимается выпуском трех видов авто – СБА «Варта», СБА «Новатор» и авто типа MRAP на шасси грузовика ЗИЛ-131 «Варта-Редут».
Второе предприятие известно бронированными авто с мощным названием «Казак», а также совместной разработкой с автомобилестроительной корпорацией «Богдан» – ББМ «Барс-8».
Именно «Барс-8» с февраля 2019 года является вторым бронеавтомобилем, успешно завершившим программу государственных испытаний, после «Казак-2». Эта модель может преуспевать даже на зарубежных рынках, ведь является опытным образцом для испанской компании, занимающейся разработкой мобильной минометной системы.
СБА «Варта» и СБА «Новатор» могут оснащаться пулеметами 7,62 мм, 12,7 мм, поэтому они могут играть роль машин поддержки пехоты и обороны блокпостов.
«Барс-8» имеет разные модификации, влияющие на возможный тип установленного вооружения. Были представлены версии со 120-мм мобильным минометным комплексом и разнообразными разведывательными комплексами.
Также украинская оборонная промышленность может гордиться полностью уникальной разработкой тактической боевой колесной машины «Дозор-Б».
Разработка машины принадлежит Харьковскому конструкторскому бюро по машиностроению и официально представлена в 2007 году. Она создана как многоцелевое защищенное средство для транспортировки личного состава, оружия и военного оборудования весом до 2 тонн. И именно эта машина стала основой для польской «Oncilla».
В 2013 году польская компания «Миста» купила у Украины лицензию на производство бронемашины «Дозор-Б», и первая «Oncilla» была выпущена с конвейера Киевского бронетанкового завода. По состоянию на май 2021 года ВСУ имеет 11 машин этого варианта и 10 в классическом «Дозор-Б».
Дозор-Б имеет наиболее многочисленные вариации вооружения. На бронеавтомобиль может устанавливаться 12,7-мм зенитная пулеметная установка, 30-мм автоматический гранатомет КБА-117, ПТКР «Стугна», 130-мм противотанковый ракетный комплекс «Барьер», гранатометы, боевой модуль «Вий».
Сравнительные характеристики бронированных автомобилей приведены в таблице:
Характеристики | Варта | Новатор | Барс-8 | Козак 2 |
Шасси | МАЗ-5434 | Ford F-550 | Dodge Ram | Iveco Eurocargo |
Вес, тонн | — | 8,845 | 8 | 15 |
Скорость км/ч | 90 | 120 | 110 | 100 |
Двигатель, к.с. | 380 | 300 | 385 | 279 |
Броня |
6 кг/8 кг тротилового эквивалента |
ПЗСА-4 | Stanag 4569 | Stanag 2 |
Экипаж | 2 | 2 | 2 | 2 |
Десант | 8 | 3 | 8 | 13 |
Сегодня бронеавтомобили помогают Вооруженным Силам противостоять российскому вторжению. Служба безопасности Украины неоднократно распространяла фотографии из освобожденных городов Харьковщины, где зафиксированы служебные «Варта» и «Новатор».
Дополнительно парк бронеавтомобилей пополняется силами волонтеров. В фонде «Вернись живым» сообщали о приобретении 11 американских автомобилей LC79 APC-SH Fighter2. Учитывая поддержку западных партнеров, можно надеяться на достаточное количество бронированных автомобилей для выполнения боевых задач. Но мы всегда помним о силе единства и доната на ВСУ – оставляем краткое напоминание о ежедневном шаге к Победе.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: