
Все мы хотя бы раз в жизни проходили тест на коэффициент интеллекта (IQ). Кто-то — в школе. А кто-то — из простого любопытства. Значение выше 70 определяет, что человек точно не идиот. А если IQ равен 160 баллов — поздравляем, следующий Эйнштейн! Но этот тест очень спорный и не раз критиковался, поскольку рассчитан лишь на оценку общих умственных способностей. Поэтому существует много других методов для определения уровня интеллекта. И вот недавно ученые опубликовали результаты нескольких исследований, которые оказались неутешительными: у людей разного возраста обнаружили проблемы с концентрацией и рассуждением, решением проблем и критическим мышлением. Как оказалось, эта тенденция наблюдается несколько последних десятков лет. Неужели человечество действительно неумолимо тупеет?
Раньше было лучше? А вот и нет!

Жил-был себе такой новозеландский исследователь и философ Джеймс Флинн. Именно в его честь назвали эффект Флинна. Суть этого явления в том, что примерно со второй половины 20-го века наблюдался стабильный рост среднего IQ у представителей нескольких поколений. Это продолжалось примерно с 1930-х до 1970-1980-х годов. Интеллект увеличивался на 3-5 балла каждые 10 лет в развитых странах. Причинами для этого, как считается, были более качественное питание, уменьшение размера семей, доступность образования, хорошая медицина, равенство между мужчинами и женщинами, необходимость приспосабливаться к техническому прогрессу даже в повседневной жизни.
Но вот что интересно: примерно с 1990-х годов во многих развитых странах эффект Флинна начал исчезать и даже наблюдалось обратное явление. Так что, шутки про «зуммеров», возможно, не такие уж и смешные?
Например, исследование, проведенное в Норвегии, показало падение показателей IQ у мужчин, рожденных после 1975 года.
Некоторые ученые пришли к выводу, что дисгеническая рождаемость (когда люди с низким IQ или нежелательными генетическими характеристиками рожают больше детей по сравнению с людьми, которые имеют более высокий IQ или более желательные генетические черты), а также влияние внешней среды могут быть двумя самыми серьезными причинами.
В таблице ниже можно увидеть одно из исследования, где сравнивали то, как определенные факторы влияли на эффект Флинна и обратный эффект Флинна. Оценки показаны по шкале от 1 до 9, где 1 означает, что причина совсем менее важна, а 9 — очень важна. Это помогает понять, насколько эксперты считали каждый из приведенных факторов значимым для объяснения изменений в IQ (как положительных, так и отрицательных).
Исследователи использовали административные реестры Норвегии, где были данные о когнитивных способностях мужчин, проходивших военную службу. Проанализировали IQ-тесты трех когорт (в статистике — группа людей, которая имеет общую определяющую характеристику) — рожденных в период с 1962 по 1991 год. Это была огромная выборка, которая включала аж 730 тысяч мужчин. Но ученые не просто сравнивали разные семьи, но также и родных братьев из одной семьи. Потому что братья имеют схожие гены и совместное воспитание, похожий уровень достатка и образование их родителей. Поэтому если разница в IQ между братьями зависела от года рождения, это означало, что причина была не в определенных генах, а в окружении.
Ученые сравнили, как менялись IQ-оценки внутри семей, и увидели, что тренд эффекта Флинна и его обратное движение можно полностью объяснить внутрисемейными изменениями. Это означает, что факторы, которые повлияли на IQ, менялись со временем и действовали на каждого из братьев по-разному, в зависимости от того, в какой год они родились
И вот что интересно: в таблице выше можно увидеть факторы, потенциально повлиявшие на снижение коэффициента интеллекта внутри семьи: миграция, снижение образовательных ценностей, ухудшение образования и школьной системы, телевидение и СМИ
Интересно, что как положительные причины (ответственные за повышение IQ) были также указаны компьютеры, смартфоны, телевидение и СМИ. Но наибольшее значение положительному эффекту Флинна внутри семей эксперты придали здоровью, питанию, и хорошему образованию.
Если коротко, вот что удалось установить: братья, рожденные раньше, имели более высокий показатель IQ. Коэффициент интеллекта мужчин, рожденных в 1991 году, был в среднем на 5 баллов ниже, чем у их братьев, родившихся в 1975 году

Но сами данные, на которых базируется это исследование, имели много противоречий и вызвали много вопросов. Во-первых, не все участники проходили тестирование во второй раз. Например, в 1980 году тестировали 93% ребят, а в 1991 — только 83%. И именно те, кто не проходили тест, часто имели более низкий IQ, особенно если их старший брат также имел низкий показатель интеллекта. Это создало предвзятость: если из выборки выпадают люди с низким IQ, кажется, что средний IQ выше, чем на самом деле.
Поэтому ученые разработали Байесову модель для пар братьев, которая учла корреляцию в их способностях, чтобы оценить и исправить предвзятость оригинального теста.
Результаты показали, что и положительный и отрицательный эффекты Флинна не связаны с состоянием семей (например, с иммиграцией или большим количеством детей). Зато есть определенная зависимость между окружающей средой (имеются в виду образование, питание и здоровье) и годом рождения этих мужчин.
Где же скрыто «выжигатель мозгов»?
Как упоминалось выше, изменение окружающей среды во время появления на свет определенного поколения людей может иметь довольно сильное влияние. Но последнее исследование показало, что проблемы с концентрацией и умением рассуждать начали проявляться с середины 2010-х годов и не зависели от возраста. И эта тенденция заметно возросла во время пандемии COVID-2019 из-за образовательных нарушений, сообщает Financial Times. Однако коронавирус негативно изменил положение вещей лишь на несколько лет. А значит то, что влияет на уровень интеллекта различных возрастных слоев, существовало значительно раньше, чем до 2019-го года.
Не существует однозначного ответа на то, почему у людей начались проблемы с когнитивными навыками, но одним из ключевых показателей является резкое снижение уровня чтения, быстрые изменения в мире (особенно технологические), и пути потребления информации и медиа.
Например, в 2022 году Национальный фонд искусств обнаружилчто только 37,6% американцев сказали, что они читали роман или рассказ в течение года. Для сравнения: в течение 2017 года этот показатель составлял 41,5%, а в 2012-м — 45,2%. Вроде бы виновник найден: люди тупеют из-за того, что меньше читают. А вот и нет. Согласно результатам исследования от 2023 года, 34% взрослых в США не умеют работать с числами. Годом ранее эта доля составляла лишь 29%.
Ну, теперь-то точно найден крайний! Это гаджеты! И тут мимо. Это не совсем, ибо технологии являются неотъемлемой частью жизни и они могут иметь положительное влияние тоже, о чем говорит вот это исследование. Видеоигры, например, помогают подросткам экспериментировать и «примерять» различные личности и опыт. Социальные сети способствовали поддержанию и улучшению социальных отношений вне сети. Все это мы уже где-то видели, и не один раз.
Например, в диалоге Платона «Федр», написанном примерно в 370 г. до н. э., он описал беспокойство Сократа тем, что изобретение письма и чтения разрушит способность молодых людей использовать память, они будут только казаться хорошо образованными и мудрыми, хотя на самом деле будут неразумными. Похожие опасения в течение последних веков касались романов, которые породили зависимость от чтения и рискованное аморальное поведение в 18 веке. Затем было беспокойство относительно негативного влияния радио, телевидения, смартфонов, видеоигр и социальных сетей.
Проблема скрыта не в самих устройствах, а в способе их использования. Неконтролируемые часы прокрастинации перед экраном в поисках «быстрого» дофамина оказались очень негативными. В одной из работ ученые обнаружили, что просмотр ТВ негативно влияет на вербальную память детей. Именно дошкольники с длительным ежедневным просмотром телевизора показали худшие результаты, и даже мали задержку речи. У студентов же «думскроллинг» вызвал проблемы с концентрацией и запоминанием информации.
С другой стороны, экшн-игры могут быть полезными для детей с трудностями в чтении и письме (дислексия), поскольку было выявлено улучшение скорости декодирования речи (процесс перевода адресатом содержания полученного речевого сообщения в привычные личностные смыслы) и кратковременной памяти.
Где же искать виновных?
- Образование. Доступ к школам и обучение есть почти везде, но качество заметно снизилось. Вместо логического мышления и решения проблем акцент сместился на зазубривание или подготовку к тестам, то есть, детей «стандартизируют», а не учат размышлять.
- Гаджеты. Ноутбуки, смартфоны, планшеты — этот бесконечный поток информации из Instagram и Netflix. Дети и взрослые теперь проводят значительно больше времени перед экранами, читают меньше, а чтение — это один из лучших способов тренировки мозга. Хотя, по правде, виноваты на самом деле не сами устройства. А то, как их используют. Такой себе обоюдоострый меч.
- Питание. Мы едим больше и лучше, чем предки. Но обработанные дешевые продукты (потому что натуральные дорожают с каждым днем), сахар и некачественные жиры заменили простые и питательные продукты, которые когда-то помогали нашим мозгам развиваться.
- Экология. Некоторые эксперты даже указывают на экологическое загрязнение — тяжелые металлы и микропластик могут влиять на развитие мозга и попадать в наши тела с водой, воздухом и продуктами. Это уже обнаруживают в различных тканях тела. Также исследование от 2019 года показало корреляцию между загрязненным воздухом и деменцией, снижением интеллекта. Влияние мелких твердых частиц (твердых частиц с аэродинамическим диаметром <2,5 мкм) вне помещения является пятым ведущим фактором риска смерти в мире: 4,2 миллиона смертей и более 103 миллионов потерянных лет жизни с поправкой на инвалидность согласно Отчету о глобальном бремени заболеваний. Мелкие и сверхмелкие частицы проникают в органы и повреждают ткани.
Посредственно об этом говорит и то, что в развивающихся странах IQ продолжает расти. Потому что там образование и питание все еще улучшаются. Выглядит так, будто мир разделился пополам: часть человечества достигла условной вершины развития, а другая только поднимается. Исследование от 2023 года в дополнение еще и предполагает, что в экономически развитых странах высокий IQ предполагает более сильный спад — возможно, потому, что там уже некуда расти.
Люди достигли лимита мощности мозга?
С одной стороны, многочисленные исследования показывают: IQ неумолимо падает с каждым новым поколением. С другой, сами тесты на уровень интеллекта давно критикуют за их ограниченность. Как отметил психолог Говард Гарднер в своей теории множественного интеллекта, интеллект — это не только логика или математические способности, которые измеряют IQ-тесты, но и эмоциональный интеллект, креативность, социальные навыки и многое другое. То есть падение IQ может отражать не общее снижение ума, а изменение приоритетов в том, какие навыки со временем стали более приоритетными. Современный человек может быть менее умелым в решении задач, но в то же время лучше адаптироваться к новым технологиям.
К тому же, мир сейчас совсем другой. Нам приходится быть мультизадачными и лавировать в ежедневных огромных информационных потоках, чего не было раньше. Чтение книг требовало сосредоточенности и анализа. Теперь мы преимущественно листаем ленты соцсетей и смотрим короткие видео. Например, за последние 20 лет среднее время концентрации внимания упал до 47 секунд. До 2012 года этот средний показатель составлял 75 секунд. А в 2004-м составлял 2,5 минуты. Из-за перегрузки информацией наш мозг теряет способность к глубокому мышлению, ему сложно.
Исследование Университета Стэнфорда выявило, что современные люди способны обрабатывать больше информации одновременно, чем предыдущие поколения. Но снижение памяти и плохая концентрация — это и есть расплата за мультизадачность.
Тип потребления информации и повседневные задачи очень изменились. Совсем не факт, что мы становимся менее умными. Зато появились вещи, которые поглощают наше внимание, но не несут пользы интеллекту. Вместо активного чтения мы перешли к пассивному потреблению контента. Там думать не надо, только листать ролик за роликом, серию за серией.
В течение последних примерно 5 лет человеческую жизнь радикально изменило появление чатботов на основе искусственного интеллекта (ИИ). К сожалению, многие воспринимают «железного дровосека» как безоговорочный образец мудрости и знаний, несмотря на то, что разработчики постоянно напоминают: ИИ может ошибаться и галлюцинировать. Мы начали перекладывать даже простые повседневные умственные задачи на ИИ-ботов. Что приготовить из определенного набора продуктов? Как ответить в диалоге? Пожаловаться на жизнь и выслушать советы? Все это и гораздо больше. Даже интимные вещи переходят под власть ИИ. В Death Stranding Хидео Кодзимы люди перестали общаться друг с другом и стали асексуалами.
Уже видны первые звоночки того, что ИИ становится не только помощником, который думает над сложными задачами, но и психологом и другом. Идеальный партнер, который умеет слушать и говорит именно то, что ты хочешь слышать, радует эго и вызывает зависимость. Все чаще говорят о так называемом «цифровом одиночестве», когда людям проще обратиться к ИИ, чем к близким.
К тому же свежее исследование Carnegie Mellon и Microsoft показало, что чем больше люди полагаются на ИИ, тем меньше они критически мыслят. Даже в креативной сфере работники, которые используют ИИ-инструменты, имеют менее разнообразные результаты для одной и той же задачи по сравнению с людьми, которые полагаются на собственные способности. Это свидетельствует, что мы «расслабляемся» и позволяем машинам думать за нас.
Трудные времена рождают умных людей. Умные люди создают хорошие времена. Хорошие времена рождают глупых людей. Глупые люди создают трудные времена.
Но ИИ может быть и инструментом развития. Например, студенты, которые используют ИИ во время обучения программированию, улучшили свои аналитические навыки. Но при условии, что они использовали ИИ как помощника, а не просто копипастили ответы. В другом исследовании проанализировали данные более 4800 разработчиков из Microsoft, Accenture и других компаний из списка Fortune 100, которые получили доступ к GitHub с Copilot. Было установлено повышение производительности: в среднем на 26% больше задач, частота компиляции кода выросла на 38,4%, негативного влияния на качество кода не наблюдалось, а менее опытные разработчики имели наибольший прирост производительности.

Итак, падение IQ (и то, оценка этого теста давно подвергается сомнениям), сокращение времени концентрации и проникновение ИИ во все сферы свидетельствуют говорят о постепенной потере некоторых навыков, например, критического и глубокого мышления. Зато человеческий мозг приобретает новые: теперь он умеет быстро обрабатывать информацию и выполнять несколько задач одновременно. Мы не тупеем, а адаптируемся.
Теперь главное научиться не позволять ИИ думать вместо нас, использовать его только как инструмент, читать больше книг и не избегать сложных задач. Мозг — это тоже своего рода мышца, которой требуется повышение нагрузок для гипертрофии.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: