Статьи Авто 03.12.2021 в 12:13 comment views icon

Первые серийные электромобили 1980-1990-х годов: вспоминаем предшественников Tesla S и Cybertruck

author avatar
https://itc.ua/wp-content/uploads/2022/07/Roman-Melnychenko-96x96.jpg *** https://itc.ua/wp-content/uploads/2022/07/Roman-Melnychenko-96x96.jpg *** https://itc.ua/wp-content/uploads/2022/07/Roman-Melnychenko-96x96.jpg

Роман Мельниченко

Автор статей, тест-драйвов и обзоров

Они прокладывали путь для Tesla Model S и Nissan LEAF! Пусть начало нынешней эпохи электрокаров принято отсчитывать со времени дебюта этих двух моделей, но в реальности серийные электромобили существовали еще за 20-30 лет до них. Внимание: именно серийные электромобили! В отличие от штучных концептов и «лабораторий на колесах», выпущенных в единичных экземплярах, нижеописанные электрокары производились десятками, сотнями, тысячами. Что это были за электромобили? Вот вам «теплая ламповая» история – про электрокары из «теплых ламповых» времен 1980-1990-х годов.

GM EV1: теория заговора против электромобиля?

Электромобиль GM EV1 мог стать пророком, открыв новую эру электрической мобильности еще в 1990-х годах. Но стал примером «теории заговора» против него. Хотя все начиналось вполне успешно. В 1990-м году на Авто-Шоу в Лос-Анджелесе дебютирует концепт-кар GM Impact, который был построен на двух ключевых идеях: электрический привод и тщательно выверенная аэродинамика. Похоже, публике концепт понравился – со временем компания GM решается запустить проект в серию под обозначением GM EV1.

Сейчас не стоит задача разобрать «вселенский заговор» против электромобиля GM EV1 (тем более, этому был посвящен отдельный документальный фильм). В данном случае стоит задача зафиксировать сам факт существования такого электрокара, который был выпущен в количестве 1 117 экземпляров – 660 электромобилей «первого поколения» и еще 457 единиц «второго поколения».

Итак, в середине 1990-х годов собрано порядка 10-12 тыс. заявок на GM EV1. Но уже на этом этапе что-то пошло не так: представители GM обзванивают потенциальных клиентов и рассказывают про потенциально небольшой запас хода электрокара. Количество заказчиков уменьшается, но все-таки в 1996 году электрокар GM EV1 запускают в серийное производство. Под капотом установлен электромотор мощностью чуть больше 100 кВт (137 л.с.), а свинцово-кислотные аккумуляторы емкостью около 16 кВтч могут обеспечить запас хода до 100 км. Такой электромобиль набирал максимум 129 км/ч и мог разогнаться до сотни примерно за 9 секунд.

Это было т.н. «первое поколение» электромобиля, поскольку также выделяют и «второе поколение»: спустя пару лет выпуска, модель GM EV1 получила новые аккумуляторы, уже типа NiMH – сначала от Panasonic (около 19 кВтч), а затем от Ovonic (около 26 кВтч). Увеличенная батарея позволила радикально нарастить запас хода – вплоть до 240-260 км на одном полном заряде. Правда, также потребовалась и масштабная переделка кузова под новые аккумуляторы. Что стало поводом отозвать электромобили GM EV1 «первого поколения» для их переделки во «второе поколение». А затем произошли и вовсе странные события: компания GM отозвала практически все экземпляры модели EV1 и пустила их под пресс. Остались считанные уцелевшие электрокары, причем многих из них (экспонаты в музеях и на выставках) выведены из строя и не могут передвигаться.

Что собой представлял электрокар GM EV1 вообще? Вкратце – это 2-дверный 2-местный электромобиль с передним приводом. Но если говорить детально, то это лаборатория на колесах! Электромобиль GM EV1 является революционером даже по нынешним временам: алюминиевая пространственная силовая конструкция и внешние навесные панели кузова (он не боялся коррозии), идеально выверенная аэродинамика (коэффициент аэродинамического сопротивления 0,195) , мощное зарядное устройство на 6,6 кВт, специальные энергосберегающие шины. А экспериментальные версии на базе электрокара GM EV1 и вовсе могли бы удивить даже Илона Маска: различные гибриды, удлиненный вариант с 4-местный салоном, газотурбинные варианты, пр.

Курс Frontend від Mate academy.
Frontend розробник може легко створити сторінки вебсайту чи вебдодаток. Тому після курсу ви станете затребуваним фахівцем у сфері, що розвивається.
Інформація про курс

Даже сам по себе GM EV1 был революционным электрокаром: под компактным 4,3-метровым кузовом скрывалось масса передовых наработок. Но, словно этого было мало, электромобиль GM EV1 стал основой для других смелых экспериментов: удлиненный 4-местный вариант, гибриды и газотурбины, топливные ячейки. А также…

Пикапы Chevrolet S-10 EV и Ford Ranger EV: за много лет до Cybertruck

Наличие технической составляющей от электрокара GM EV1 привело к неожиданному результату – созданию электрического пикапа Chevrolet S-10 EV. Причем он получил передний привод, фактически под капот пикапа установили начинку от легкового электрокара: электромотор (85 кВт или 115 л.с.), понижающий редуктор, зарядное устройство на 6,6 кВт. А еще электромобили GM EV1 и Chevrolet S-10 EV роднит, что пикап также получал несколько типов аккумуляторов за время своего выпуска: емкость 16-29 кВт, запас хода 70-140 км.

Мимо вечного конкурента не могла пройти компания Ford, что в итоге нам подарило электрический пикап Ford Ranger EV. Но уже с классической компоновкой – электромотор спереди и привод на задние колеса. В остальном все было похоже: невысокая мощность (порядка 65 кВт или 90 л.с.), аккумуляторы емкостью 22-26 кВтч, запас хода 100-130 км на одной полной зарядке. Словом, они были сравнимы по техническим характеристикам, но в чем компания Ford явно выиграла, так это в объеме производства: всего было выпущено порядка 1 400 экземпляров пикапа Ranger EV против около 500 единиц S-10 EV.

Два неожиданных серийных электромобиля из 1990-х годов – пикапы Chevrolet S-10 EV и Ford Ranger EV. В отличие от электромобиля GM EV1, изначально разработанного как электрокар, здесь мы наблюдаем более простой вариант: фактически замену ДВС на электромотор в рамках уже существующей модели. И таких примеров существует немало. К примеру…

Toyota RAV4 EV: первый электрический кроссовер

Да-да, именно так был сделан первый электрический кроссовер Toyota RAV4 EV: внутрь его кузова «вживили» электромотор мощностью 50 кВт (68 л.с.) и аккумулятор типа NiMH номинальной емкостью 27 кВтч. Запас хода достигал 150 км, что было немало по тем временам. А еще электрический кроссовер Toyota RAV4 EV стал одним из первых электромобилей (если не первым вообще), в конструкции которого присутствовал «тепловой насос». С конца 1990-х и до начала 2000-х годов компания Toyota выпустила порядка 1,5 тыс. штук RAV4 EV.

Курс Frontend від Mate academy.
Frontend розробник може легко створити сторінки вебсайту чи вебдодаток. Тому після курсу ви станете затребуваним фахівцем у сфері, що розвивається.
Інформація про курс

Но на этом история не закончилась! Поскольку в 2010-х появился наследник – электрокар Toyota RAV4 EV, созданный на базе третьего поколения модели RAV4. Электрокар ожидаемо вырос – не только в размерах, но и в технике: аккумулятор 42 кВт, электромотор 115 кВт (156 л.с.), разработка совместно с Tesla.

Мир знает сразу два поколения электромобиля Toyota RAV4 EV. Причем даже «первенец» из 1990-х годов разошелся тиражом под 1,5 тысячи. И про японцев дальше

Nissan Altra EV и Nissan Prairie Joy EV: электрические универсалы-минивэны

Если быть точным, то первым в этой парочке был минивэн Nissan Prairie Joy EV – он вышел в 1996 году. Правда, таковых было выпущено всего порядка 30 штук. Зато, согласно данным производителя, электромобиль Nissan Prairie Joy EV стал первым случаем применения аккумуляторов типа «Литий-Ион» с цилиндрическими ячейками.

А что касается электрокара Nissan Altra EV (также встречается название Nissan R`nessa EV), то данный экземпляр вышел несколько позже – в 1997 году – зато отметился куда более заметным выпуском: порядка 200 единиц. Под капотом скрывался электромотор на 61 кВт (83 л.с.), а запас хода составлял до 130 км.

До появления массового электрокара Nissan LEAF, компания оттачивала свои навыки создания электромобилей на мелкосерийных вариантах – таких, как Nissan Altra EV и Nissan Prairie Joy EV. Аналогично поступали и другие…

Volkswagen Golf CitySTROMer: предвестник ID-линейки

Что было до Volkswagen ID.3 и ID.4? Правильно, Volkswagen e-Golf. А что было до него? Правильно, Volkswagen Golf CitySTROMer. А что было до него? Озадачил?

Изначально, в 1972 году, был электрический вариант микроавтобуса Volkswagen T2. Внутрь кузова установили аккумуляторов на 850 килограмм, из-за чего попутно пришлось усиливать днище. В итоге электрический микроавтобус затягивал на 2,2 тонны – и при этом получил электромотор мощностью лишь 16 кВт…

Но идея не прошла почем зря: в 1976 году электрический привод подружили с легковым автомобилем Volkswagen Golf первого поколения. Таких автомобилей сделали лишь пару-тройку штук – так, чисто эксперимент. Однако уже в 1981-м последовало его продолжение в виде электромобиля Volkswagen Golf CitySTROMer (на основе Golf первого поколения), который был выпущен тиражом 25 экземпляров. Затем в 1985-м последовал следующий электрокар Volkswagen Golf CitySTROMer (на основе Golf второго поколения), произведенный в количестве 70 единиц. Наконец, в 1993-1996 гг. на базе Golf третьего поколения выпускается новый вариант Volkswagen Golf CitySTROMer с запасом хода под 90-100 км – тираж последнего достиг 120 экземпляров.

Компания Volkswagen интересуется темой электромобилей вот уже полвека – с 1970-х годов. Общий объем выпуска электромобилей Volkswagen Golf CitySTROMer перевалил за две сотни. И раз уж речь зашла про европейцев…

Citroen C15 Electrique, Saxo Electrique, и многие другие электро-«французы»

А завершим наш материал подборкой французских электромобилей, которые были выпущены тиражом в несколько тысяч экземпляров. Начало было положено фургоном Citroen C15 Electrique в конце 1980-х годов: электромотор номинальной мощностью 10 кВт и пиковой до 18 кВт, максимальная скорость 90 км/ч, запас хода 70-100 км, набор аккумуляторов в кузове. До начала 1990-х годов таких фургонов изготовили порядка 400 штук. Но дальше – больше!

Слабый электромотор и скромный запас хода не были проблемой для сугубо городских автомобилей – поэтому схожую электрическую технику изначально получил Citroen AX, а затем «близнецы» Citroen Saxo и Peugeot 106. Номинальная мощность электромотора составляла 10-11 кВт, пиковая мощность достигала 20 кВт или 27 л.с., аккумулятора типа NiCd емкостью около 10 кВтч хватало примерно на 100-120 км. Эти маленькие французы брали не выдающимися характеристиками, а массовостью: было выпущено около 6400 электрокаров.

На самом деле история Citroen Saxo Electrique начинается с электрической версии фургона С15 (кстати, также существовал и электрический вариант более крупного фургона С25), дальше история продолжается в электрической модификации Peugeot 106, плюс не забываем о модели АХу нее тоже была электро-версия. Суммарный объем выпуска этих электромобилей исчисляется тысячами штук.

В итоге: почему эра электромобилей не началась еще тогда, в 1980-1990-х годах?

Тут сразу несколько причин. Во-первых, все вышеперечисленные электромобили могли предложить лишь ограниченный запас хода: нормой было около 100 км, а запас хода в 200-250 км уже считался достижением – прям как сейчас 500 км запаса хода. Во-вторых, практически все вышеперечисленные электромобили не продавались, а сдавались в аренду/лизинг. Что в итоге позволило GM вернуть назад свои электрокары EV1 и далее сотворить с ними все, что угодно. Хотя, к примеру, Toyota RAV4 EV продавались в частные руки после завершения лизинга. В-третьих – высокая цена: если сейчас мы уже близки равенству ДВС-автомобилей и электрокаров (скоро разберем на примере Nissan LEAF), то в 1980-1990-х годах их цена отличалась в два-три раза. И явно не в пользу электрокаров.

Вышеперечисленные модели – далеко не все примеры мелкосерийных электромобилей, с чего начиналась нынешняя эра электрической мобильности. Можно вспомнить MINI E – но это уже история 2000-х годов. Можно вспомнить фургон Ford Ecostar – но это история сугубо про коммерческий транспорт. А что вспомните вы из примеров серийных или мелкосерийных электрокаров 1980-1990-х годов? Ждем ответов в комментариях!

Продолжается конкурс авторов ИТС. Напиши статью о развитии игр, гейминг и игровые девайсы и выигрывай профессиональный игровой руль Logitech G923 Racing Wheel, или одну из низкопрофильных игровых клавиатур Logitech G815 LIGHTSYNC RGB Mechanical Gaming Keyboard!


Loading comments...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: