Случайные столкновения с птицами редко приводят к серьезным авариям, однако остаются одной из постоянных причин поломок и повреждений самолетов, нанося авиаперевозчикам серьезный ущерб. По данным Международной организации гражданской авиации (ICAO), только в 2011-2014 годах было зафиксировано более 65 тысяч столкновений. Аэропорты всего мира всеми средствами стараются отогнать «пернатых» подальше от загруженных воздушных трасс: одни привлекают «на службу» хищных птиц, другие задействуют громкие пугающие звуки.
Совершенно иной подход к решению этой проблемы предложили Адитья Паранжапи из Имперского колледжа Лондона и его коллеги из США и Кореи. Ученые создали миниатюрные беспилотники двух типов: первые способны зависать на большой высоте и следить за обстановкой над аэропортом; вторые — действуют сообща и отгоняют птиц подальше.
Отметим, что для дронов второго типа разработан специальный «пастушеский» алгоритм, созданный с учетом известных законов поведения стаи и коллективной реакции птиц.
«Чтобы отогнать стаю птиц, нужно действовать предельно осторожно, — объяснил Сун-Йо Чунг, исследователь Калифорнийского технологического института и соавтор исследования. — Если расположить дрон слишком далеко, траектория полета стаи не изменится. Если слишком близко — существует риск напугать птиц и рассеять стаю, а поведение птиц поодиночке хаотично и непредсказуемо».
Как сообщается, ученые успешно протестировали систему, отогнав «пернатых» от небольшого аэродрома близ кампуса корейского института KAIST.
Авторы отмечают, что их решение не только позволит обезопасить большие перегруженные аэропорты, но и может стимулировать строительство и развитие малых аэродромов, нужда в которых будет расти по мере распространения индивидуальных летающих средств передвижения. Кроме того, система поможет защититься в случае опасного распространения инфекций, таких как птичий грипп, изолировав «пернатых» внутри пораженного болезнью района. Наконец, дроны менее дорогостоящие и более надежны в повседневном использовании, нежели, к примеру, обученные соколы.
Статья авторов проекта была опубликована в журнале IEEE Transactions on Robotics.
Источники: Naked Science, The Drive
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: