Ученые Массачусетского технологического института провели беспрецедентное по масштабу исследование, попросив более двух миллионов человек практически из более чем 200 стран мира решить «проблему вагонетки» в отношение беспилотных автомобилей.
Напомним, что условия классической этической «проблемы вагонетки» таковы: тяжелая неуправляемая вагонетка несется по рельсам. На пути ее следования находятся пять человек, привязанные к рельсам. Вы можете переключить стрелку — и тогда вагонетка поедет по другому, запасному пути. Но к нему тоже привязан человек — правда, только один. Каковы ваши действия?
Исследователи MIT адаптировали эту этическую дилемму под робомобили, создав так называемую «Моральную машину» — многоязычную онлайн-игру, в которой участники делают выбор, попадая в этически-спорные ситуации. Например, нужно решить, кого в экстренной ситуации должна сбить беспилотная машина: группу людей на остановке или одного пешехода, перебегающего дорогу в неположенном месте?
По результатам исследования ученым удалось выявить три основных правила эксплуатации беспилотных автомобилей, которых призывает придерживаться большинство респондентов:
- Спасти жизнь человека предпочтительнее, чем жизнь животного.
- Большая группа людей важнее, чем один-два человека.
- Сохранить жизнь ребенка важнее, чем старика.
Таковы результаты в целом по миру. В географическом плане исследователи обнаружили отдельные «кластеры», в которых по-разному решают этические проблемы эксплуатации робомобилей. Исследователи назвали эти кластеры «западный», «восточный» и «южный». Например, в «южном» кластере люди гораздо чаще считают нужным спасать жизни детей, нежели пожилых людей, в сравнении с жителями восточных стран.
При этом во всех регионах респонденты одинаково нетерпимо относятся к пешеходам-нарушителям ПДД, предпочитая дать алгоритму робомобиля право сбивать их, нежели законопослушных прохожих.
Ученые утверждают, что своим исследованием они в первую очередь хотели вызвать в обществе дискуссию насчет будущего беспилотных авто — и рады, что добились поставленной цели.
«С помощью исследования мы собрали ценную информацию о том, как, по мнению людей, машины должны решать моральные дилеммы.
Однако нашей основной целью, которой мы добились, было привлечение внимания общественности к будущему автономного транспорта», — отметили исследователи.
Источники: Science Daily, hightech.plus
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: