
Если прочитать заголовок, можно подумать, что Atomfall до сих пор не определился, кем хочет быть. Кризис идентичности? На самом деле, это лишь эхо комментариев игроков, которые с нетерпением ждали релиз 27 марта. Мы отбросили предубеждения, двинулись вглубь зоны отчуждения в Виндскейле и теперь готовы ответить: стоит ли эта игра вашего внимания?
Содержание
Добро пожаловать в постапокалиптическую Британию!
Мы оказываемся в Британии 1962 года, но не той, которую изучали на уроках истории. Сразу после катастрофы 1957 года на атомной станции Виндскейл все изменилось. Атомный взрыв привел к огромному радиоактивному загрязнению, которое накрыло юго-запад Англии, а местные жители вынуждены приспосабливаться к новым условиям жизни.







Во время игры ощущения полной изоляции смешиваются с едва заметными остатками старой Британии. Постапокалиптический ландшафт поражает своей красотой, но выглядит немного искусственно. Например, на поверхности всегда светит солнце, и это диссонирует с тягуче-хоррорным вайбом бункерных приключений.
Этот мир — не просто пустая руина, а место, где идут войны за ресурсы, где видоизмененные флора и фауна препятствуют прогулкам по лесам, а фанатики и культисты пытаются взять под контроль каждый остаток цивилизации. Поэтому не ждите тихих чаепитий в старых пабах.
Если вы знакомы с такими играми, как S.T.A.L.K.E.R. или Fallout, то этот мир будет для вас знакомым. В то же время чувствуется особый британский колорит — здесь не только ужасы постапокалипсиса, но и четкие маркеры нашего географического и социально-культурного приключения.
В Atomfall использованы классические механики выживания, где вам нужно собрать необходимые материалы для изготовления лекарств, коктейлей Молотова, настоек и т.д. Огнестрельное оружие представлено вполне привычным набором от пистолета до снайперской винтовки. С него можно «сбить» ржавчину в процессе прохождения.








Atomfall пробуждает дух исследователя в игроке. Здесь вам придется не только искать ресурсы, но и бороться с ужасными существами и раскрывать тайны карантинной зоны. Каждый шаг в этом мире — это шанс получить новые знания о катастрофе и ее последствиях.
Кто я в Atomfall?
Собственно, короткий вступительный ролик в стиле диафильма вводит нас в курс дел, выдавая толику информации… и все. Просыпаемся мы в каком-то богом забытом бункере с амнезией. Перед нами ученый в скафандре, переживающий не лучшие свои времена. Он просит сделать ему перевязку. А для этого вручает рецепт по изготовлению перевязки и мы занимаемся первым крафтом. Помогши ему, покидаем стены бункера и перед нами открываются удивительно красивые пейзажи старой доброй Англии.
Однако сделав пару неуверенных шагов вперед, видим совсем другую картину: британский Чернобыль, который выдает киношный синий луч в космос и собирает над собой мрачные облака. Наверное, это ноосфера. А может, нет?










Далее заброшенные частные дома, затянутые колючей проволокой заборы и мужик у костра в металлическом баке, играющий на гитаре. Хм, S.T.A.L.K.E.R. Shadow of Windscale? Вайбы похожи.
В диалогах с персонажами мы можем выбирать реплики, исходя из их эмоциональной окраски. Иногда это может помочь, а иногда и отвлечь NPC от нас. Коммуникацию можно свести к минимуму. Интроверт вы или экстраверт — об этом вспоминают даже в финале игры.
Кстати, о самом сюжете. Он здесь классический: протагонист без памяти, закрытая пустошь со своим уставом и упорные попытки главного героя выбраться отсюда. Но ваше настроение может измениться под влиянием встреч с ключевыми персонажами.
Одним из них является герой трейлеров: классическая красная телефонная будка. Таинственный голос, который будет пытаться «вести» нас по известным только ему тропам и конечной цели: «Оберон» должен быть уничтожен! Почти как Карфаген и эту мантру он повторяет с упорством буддистского монаха.
Мне сразу вспомнился Эндрю Райан. Была мысль, что нам покажут этого серого оператора-кардинала и с этим будет связан какой-то сюжетный твист. Узнаем об этом только чисто эмпирическим путем.
Но и с точки зрения визуального фасада, выбор визитной карточки Британии удачный. И да, она похожа на Тардис. Оммажей на «Доктор Кто?» хватает. И на другие культовые вещи: Bioshock, Skyrim и даже немного «Ведьмака».












Несмотря на некоторые заимствования, игра предлагает и свои интересные решения. Например, мы не проходим задания, а ведем расследование. Собираем зацепки и вырисовываем в голове полноценную картину жизни этой зоны отчуждения.
Квесты в Atomfall интересные, хоть многие из них шаблонные: «возьми-найди-принеси». А есть и те, которые приведут вас чуть ли не к потрясающему финалу фолк-хоррора «Плетеный человек» или позволят провести настоящее расследование загадочного убийства в местной церкви.
Йодная профилактика
В Atomfall есть опция просто получать фан в стиле GTA, только без автомобильных погонь. Вместо копов здесь солдаты военной фракции «Протокол». Собственно, это британские военные, которым поручили держать в железном кулаке весь периметр карантинной зоны. Действия их местами спорные: трудовые повинности гражданских больше выглядят как крепостничество, а местный капитан Симс дает вам свободу передвижения по поселку, но хочет получить определенные показания о местных. Быть его ушами или нет — выбирает сам игрок.
Выбор — ключевой момент всего, ведь отправить на тот свет можно любого NPC: от сюжетно важного до обычного статиста. Это развязывает руки, но и довольно быстро надоедает и хочется играть кого-то более интересного. У нас же тут RPG как никак.











Возможность набора классических level-up’ов изменили на навыки в стиле Бер Гриллза, потому что в первую очередь нам надо выжить в этой местности, которая не то чтобы очень радостно встречает нас.
Находя стимуляторы обучения можно прокачивать четыре разные ветки: ближний/дальний бой, навыки выживания и здоровье. Многие из них недоступны по умолчанию и для их открытия нужно найти тематическую литературу, т.н. пособия. Жизненно, что и говорить.
На качество вашей игровой жизни влияет и классический крафт. То, что вы собираете своими руками. По рецептам, которые можно обменять или найти.
Несколько слов о торговле. Она здесь происходит по принципу бартера. Игровой валюты нет. Есть условные чаши весов, где вы предлагаете свою взятку, а у продавца должно быть что-то сопоставимое. И тогда можно закрывать сделку и бить по рукам.
Если хочется драться, это можно делать и голыми руками (что не сильно эффективно, но эффектно), а также с помощью необычных подручных вещей: крикетной доски, топора и так далее. Это ирландская палка, но ведь здесь The Great Britain!
Об огнестрельном оружии мы уже говорили. Без откровений, как-то даже скучновато. Но вот ржавые вещи выглядят аутентично. От создателей Sniper Elite странно было бы ждать плохой реализации стрельбы. Она здесь действительно хорошая.









Каждый выстрел чувствуется и ты уже мысленно думаешь куда недругу полетит другая пуля. Сразу вспоминается V.A.T.S., но нет — у нас тут суровый реализм. Думайте сами. Это будет актуально для поздних этапов игры, когда надо будет искать слабое место в броне врагов. Сбив их с ног, конечно, хочется в стиле Леона Кеннеди подбежать и провести эффектную «вертуху», тыкнув кнопку F. Но нет, разве бросить топор между глаз.
Еще немного о железе: можно орудовать металлоискателем и находить зарытые сокровища. Занятие не то чтобы интересное, но освежает игролад, хоть прямо на него и не влияет.
По-настоящему спасают простой фонарик и интересный фантастический гаджет, который может перераспределять электроэнергию в нужную сторону, таким образом открывая ранее закрытую дверь или отключая вражескую турель от сети.
Все дороги ведут в Interchange
Начав игру в маленьком бункере, мы доберемся до огромного подземного комплекса под названием Interchange, который оказывается почти полностью обесточенным и соединяет все наземные локации между собой. Один из первых главных квестов — это поиск всех дверей в него со стороны внешнего мира.
Чтобы двигаться по сюжету нам нужно быть «вдохнуть» жизнь в эту Черную мессу, которая кишит опасными соседями: солдаты, бандиты, дикие зомби, колонии странных синих спор. Да, кажется разработчики игр и киноделы что-то таки знают о грибковом апокалипсисе. И прямо намекают нам на это.











Враги, которые нам встречаются на пути разнообразны и имеют разные ареалы обитания. Разбойники обычно находятся где-то в отдаленных районах как можно дальше от столичного поселка, который держит под контролем «Протокол». Напоминают они сразу и банду Джокера, и цирковых мимов, и даже один показался похожим на главного героя сериала и комикса «Неуязвимый».
Кстати, здесь также можно собирать комиксы и бить садовых гномов! Мы в Англии, напоминаю. Как таковой пользы от этого нет, разве что как способ коллекционирования и получения достижения. Помните «знаки вопроса» на карте третьего Ведьмака? Интересно, но не обязательно.
А вот обязательной частью программы будет знакомство с бардами! Нет, не с Лютиком, к сожалению. А с B.A.R.D. — гигантскими автономными ретрофутуристическими роботами. С ними самые сложные и ожесточенные битвы, потому что при неправильном планировании вы быстро отправляетесь к праотцам. Они грозные противники, как и, например, опасный вид зараженных.








Сотрудники подземного комплекса удачно косплеят «Терминатора» и хладнокровно идут на Вы, так сказать. А если они экипированы в бронежилеты, то это только добавляет драйва.
Есть и стаи синеглазых крыс, которых надо своим тяжелым сапогом обучать манерам. Среди прочего: рой диких ос и стаи воронов, которые быстро агрятся на игрока и с немым карточкой «За Хичкока!» летят в вашу сторону.
А в лесу и окрестностях разрушенного замка заждались друиды, которые образовали на этих землях настоящий культ. И их намерения вовсе не добрососедские. Это своего рода «монолитовцы» из Сталкера, «Культ дерева» из сиквела Алана Уэйка или жители одного испанского поселка, который посетил полицейский из Ракун-сити.
Графика и атмосфера Atomfall и атмосфера Atomfall
Графика в Atomfall — не next-gen, который творит графическую революцию у вас на глазах. Даже не current-gen, а past-gen по гамбургскому счёту, так сказать. Но здешний игровой движок может создать правдивую атмосферу упадка цивилизации.
Вы сразу попадаете в мир, где каждый пытается сказать, что все пошло не так. Но люди остаются людьми и пытаются воссоздать свой мирный быт до аварии и карантинных ограничений.
Освещение здесь звезд с неба не хватает, но световые эффекты, даже такие простые как свет фонаря, способны создать сильный эффект напряжения. В длинных бункерных коридорах чувствуется атмосфера даже не серии Metro, а иногда будто это «Чужой» Ридли Скотта. Иногда этот фонарь может стать вашим худшим врагом, когда из-за него вас заметит толпа солдат или мутировавших зомби.







А вот скайбоксы (небесная твердь и облака) здесь выглядят, как из середины 2000-х. Это немного выбивает из колеи, потому что вокруг есть неплохой детализированный и прорисованный мир: сельские и индустриальные ландшафты изображены качественно.
Подземные уровни — не впечатляющие «коридоры» эпохи п̶а̶л̶е̶о̶л̶и̶т̶у̶ F.E.A.R. с новомодными шейдерами и slo-mo, а что-то вроде Metro. То как проработан Interchange заслуживает отдельного уважения.
И если детализация окружающего мира производит неплохое впечатление, то некоторая неуклюжесть анимаций NPC может немного подпортить общее впечатление.
Паркур здесь также очень упрощен в отличие от неожиданно приятной Avowed. Анимация торможения ногой вас будет откровенно раздражать, как и невозможность вертикально перемещаться там, где вам заблагорассудится.
Не могу не написать и о еще одном «минус»: отсутствие каких-либо вариантов быстрого движения между локациями. Да, они не гигантские. Это не S.T.A.L.K.E.R 2: Heart of Chornobyl с площадью, более чем 7 кв. км. Вероятно это было сделано умышленно, чтобы мы прониклись миром через такие путешествия.








Звуковой аккомпанемент в Atomfall не отличается чем-то интересным, разве что финальная песня в титрах немного запоминается. Но в конце концов, дарк-эмбиент и шепот английского ветра дополняют атмосферу.
В целом, атмосферность мира в Atomfall является его серьезным преимуществом, что делает каждое мгновение исследования этого разбитого мира достойным внимания. Атмосфера конца света, где каждый день может быть последним.
Оптимизация и технические моменты Atomfall
С технической точки зрения Atomfall довольно удачно балансирует между доступной графикой и хорошей производительностью, что позволяет игре хорошо работать даже на средних ПК. Это большой плюс для тех, кто не имеет компьютера за все деньги, но хочет наслаждаться игрой.
Что интересно: на странице в Steam до сих пор есть только минимальные системные требования:
- ОС: Windows 10/11
- Процессор: Intel Core i5-9400 °F
- Оперативная память: 16 GB
- Видеокарта: GeForce RTX 2060 (6 GB)
- DirectX: 12
- Свободное место: 60 GB (63.91 GB, если быть точным)
Рекомендованные требования пока не представлены. Автор этих строк без проблем запустил игру на следующей конфигурации: AMD Ryzen 7 2700, 2×8 GB DDR-4 и Zotac Geforce GTX 1080 Ti. На ультра-настройках в разрешении 1080p — 60 fps с включенной вертикальной синхронизацией. Без каких-либо просадок даже в самых ожесточенных баталиях.
В Atomfall нет украинской локализации. Да, студия Rebellion значительно меньше своих коллег из Ubisoft, например. Поэтому удивляться отсутствию нашего языка не стоит. Хотя нет, стоит! Чехи из Warhorse Studios с их недавним ААА-проектом показали как надо это делать правильно. Надеюсь, что украинские игроки оценили это и отблагодарили создателей покупкой игры. Это лучший способ инвестирования в будущие локализации игр.
Диалоги в оригинальном звучании слушать приятно (британский акцент у некоторых NPC просто роскошный!). Стоит заметить, что без субтитров или английского языка уровня intermediate и выше будет трудновато. Это может вызвать языковые барьеры и искажение сюжетных тонкостей.
Квесты, или как они здесь называются «зацепки», дают себя пройти без проблем и топтаний на месте. Был момент в игре, который удалось пройти, просто посмотрев вверх. Возможно, кому-то это поможет. Не благодарите.
В целом, Atomfall не страдает от багов или проблем с оптимизацией. Она позволяет наслаждаться внутриигровым миром, не тратя время на борьбу с техническими неполадками.
Цены
Atomfall предлагает несколько версий игры для покупки:
- Standard Edition (925 гривен) включает саму игру и базовый набор припасов.
- Deluxe Edition (1 315 гривен) она давала ранний доступ за три дня до мирового старта, будущие DLC (которые уже создаются), а также базовый и расширенный наборы припасов.


Atomfall доступна и для владельцев подписок ПК Game Pass и Xbox Game Pass Ultimate.
Для ПК-игроков есть опция приобретения Quarantine Edition за 97,95 Евро, которая доступна исключительно через Rebellion Shop. Это издание включает все, что есть в Deluxe Edition, а также дополнительно: футболку с Плетеным человеком, графический роман от известных британских комиксистов 2000 AD, саундтрек, постеры и открытки.
Учитывая размах игры, ее атмосферу и большое количество предлагаемого контента, цены на первые два издания не выглядят необоснованными. Не забываем и о высокой реиграбельности, ведь открыть все финалы этой истории — это желание, которое возникнет уже во время первого прохождения игры.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: