Обзоры
Randal’s Monday: день невезения

Randal’s Monday: день невезения


Randal_0

Отсылки к классике жанра стали в современных компьютерных играх чем-то вроде всеобщей обязательной повинности. Даже не говоря о популярности римейков, редкая современная адвенчура обходится без реверансов в адрес нетленных творений LucasArts и Sierra, – а то и без обвинения во вторичности со стороны критиков. Но даже на этом фоне «Randal’s Monday» выглядит особняком: «куча отсылок к гик-культуре последних 30 лет» официально числится одной из ключевых особенностей игры, а основа сюжета, на первый взгляд, практически без изменений позаимствована из американского кинофильма 1993-го года «День сурка». Что же получилось в итоге?

Randal’s Monday

Жанр Адвенчура
Платформы Windows / Mac OS
Разработчик Nexus Game Studios
Издатель Daedalic Entertainment
Сайт http://www.randalsmonday.com

Оценка

Сочная двухмерная картинка, сотни отсылок к играм и кинофильмам прошлых лет

Градус туалетно-тюремного «юмора» местами зашкаливает

От гиков – для гиков. Остальным употреблять с осторожностью

Немецкая Daedalic Entertainment, известная выпуском первосортных адвенчур, особенно многочисленных в прошлом году, взяла под своё издательское крыло творение двух испанских инди-разработчиков, потративших несколько лет на создание игры своей мечты, в которой они могли бы отдать дань памяти увлечениям своего детства – и всего поколения 80-х. По внешнему своему виду «Randal’s Monday» отнюдь не может похвастаться избыточной новизной и технологичностью: перед нами обычная двухмерная картинка, очень напоминающая по стилю собственные работы Daedalic, особенно трилогию «Deponia». Зато в художественном плане выполнена она на «отлично»: сразу убеждаешься, что именно так выглядели бы классические адвенчуры девяностых, будь они исполнены в современном HD-разрешении. Практически каждый из двух десятков местных персонажей изображён запоминающейся и самостоятельной личностью.

Но на первом плане, разумеется, остаётся главный герой игры по имени Рэндал Хикс – по сравнению с которым депониевский Руфус может показаться образцом вежливости, добродушия и альтруизма. Авторы явно не стеснялись в выражениях, когда придумывали своему протагонисту яркие характеристики: редкий грубиян, неизлечимо больной клептоманией, склонный к алкоголизму и антиобщественной деятельности, он способен приносить одни только неприятности всем окружающим, и не только начальнику или домохозяину, но и единственному другу детства. Впрочем, как можно догадаться по названию игры, основным недостатком Рэндала оказывается то, что вся его жизнь проходит исключительно по понедельникам.

Местная злокачественная «временная петля» образуется совершенно случайно – разумеется, не без помощи некоего загадочного и могущественного кольца, которое Рэндал невзначай «одалживает» у своего лучшего друга Мэтта (последний собирался подарить его собственной невесте по случаю помолвки). Проклятие настигает обоих: Мэтт безнадёжно пытается покончить с собой самыми изуверскими способами, тогда как виновник торжества каждый день просыпается в тот самый понедельник и столь же безуспешно пытается разобраться со злополучным кольцом и вернуть всё на свои места в мире, который с каждым новым понедельником всё больше сходит с ума.

Как можно судить по этой завязке, «Randal’s Monday» изобилует чёрным юмором, который понравится далеко не всем и даже скорее заставляет вспомнить такое явно неведомое испанским разработчикам явление как «русский квест» девяностых годов с его пошловатыми шутками, – в общем, проходить игру рекомендуется исключительно на пустой желудок. Зато, как и было обещано, отсылки к гик- и поп-культуре 1970–90-х годов исчисляются десятками и сотнями. Персонажи общаются между собой цитатами из «Терминатора», «Назад в будущее» и других голливудских блокбастеров прошлых лет, в один из понедельников нам предстоит пройти тест на знание вселенной «Звёздных войн» (разумеется, юмористический – близкое знакомство с трилогиями Джорджа Лукаса на самом деле не так обязательно), а редкая игровая локация не щеголяет обоями или обитателями, чуть ли не напрямую вырезанными из «Day of the Tentacle» или «Monkey Island». Наверное, Disney Interactive, ныне владеющая правами на наследие Lucasfilm/LucasArts, вполне могла бы при желании и засудить авторов «Рэндала» за плагиат.

Дух классики сполна ощущается и в игровом процессе – в безумном «чернушном» мире загадки оказываются не по-современному сложными: как правило, законы комбинирования предметов в инвентаре и применения их на активных точках игровых экранов никакой нормальной логике не поддаются. Хотя для желающих имеется система подсказок, сконструированная очень даже разумно: помощь выдаётся страждущим небольшими порциями и по особому требованию, так что всяческих спойлеров удаётся избежать. Особо следует отметить пародийные «экраны подсказок», которые демонстрируются нам во время частых поездок героя на метро (и которые вполне можно пропускать), – в это время «Randal’s Monday» услужливо снабжает нас рекомендациями по прохождению не только стандартных адвенчур, но и Skyrim, World of Warcraft и других не менее знаковых игровых проектов нашей эпохи.

С другой стороны, взаимодействие с инвентарём далеко не так удобно: «книга комиксов», под которую замаскировано хранилище подбираемого героем полезного и не очень полезного хлама, закрывается после каждого действия по комбинированию, так что употребление испытанного временем способа борьбы с нелогичными загадками – использование всего подряд на всём подряд – оказывается задачей нетривиальной и требует от игрока немалого терпения. Курсор игры по желанию принимает одну из двух форм: классическую, при котором нажатие левой клавиши мыши на активном предмете выводит мини-меню с выбором пиктограмм осмотра, разговора или действия, – и более комфортную для игры современную, при которой правая кнопка мыши отвечает за выведение описание предмета или персонажа, а за левой остаётся возможность начать разговор или позаимствовать плохо лежащий предмет для своего бездонного инвентаря.

Все игры Daedalic Entertainment сразу появляются в локализации на нескольких языках, включая русский, – и новинка здесь не исключение. Правда, русский перевод местами небрежен – но труду переводчика «Randal’s Monday», с её бесконечными цитатами и более или менее прозрачными и приличными намёками, никак не позавидуешь. Хотя, к примеру, ответ на сакраментальный вопрос «А что у тебя с рукой?» можно было бы перевести несколько более соответствующе традициям отечественного кинематографа…

В общем, если вы в душе неисправимый гик, в спальне у вас висит плакат «Звёздных войн», а в детстве вы не смогли или не успели наиграться в супергероев, – эта игра для вас. Остальным, прежде чем приступать к знакомству с приключениями Рэндала Хикса, стоит задуматься – смогут ли они в течение примерно десяти часов прохождения игры безболезненно выдержать лошадиную дозу чёрного юмора.


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: