Сегодня одной из самых горячих тем отрасли телекоммуникаций Украины, да и украинской экономики вообще, является приватизация ОАО "Укртелеком". Именно с этим событием связывают окончательную либерализацию украинского рынка телекоммуникаций. Кроме того, приватизация "Укртелекома", по мнению ответственных за ее организацию госструктур (ВР, Кабмина и т. д.), должна решить не только проблему поступления денег в бюджет Украины, но и принести так необходимые для телекоммуникационной отрасли инвестиционные ресурсы на модернизацию и развитие.
Либеральная эволюция отрасли
Говоря об эволюции либерализации украинского рынка, вполне уместно разделить
ее на несколько этапов.
Становление. Вообще говоря, этот процесс характерен для всей экономики Украины и выражается в массовом создании предприятий негосударственной или "полугосударственной" формы собственности в каждой отрасли, в том числе связи. Начался он в 1992 г. и продолжается до сих пор. Здесь важнейшим фактором развития является становление таких предприятий (в данной статье не рассматривается).
Разъединение. В это же время был отчасти либерализован и государственный сектор связи — здесь на начальном этапе независимости Украины наблюдались определенные трудности, объясняемые в первую очередь особенностями переходного периода: от подчинения Минсвязи СССР — под юрисдикцию Минсвязи Украины (сегодня Государственный комитет связи и информатизации). Все остальные эволюционно-либерализационные процессы были связаны в основном с реконструкцией госструктур отрасли.
Вначале процесс "разъединения" пошел в направлении дробления отрасли — создания своего рода конкурентной среды государственных областных "телекомов" (региональных предприятий электросвязи), следствием чего стало образование 25 областных, Киевского и Севастопольского предприятий электросвязи, а также ряда других структур — например, "Укртека", отвечавшего за эксплуатацию магистральных и зоновых линий связи в стране.
Объединение. Позднее такой подход был пересмотрен в отношении госсектора телекоммуникаций, и в 1993 г., после утверждения правительством Комплексной программы создания Единой национальной системы связи Украины, начинается обратный процесс — объединение областных предприятий электросвязи. Он в основном завершился к 1995 г. созданием объединения "Укртелеком", что было закреплено законом "О связи" того же года. Законом, в частности, были определены права и обязанности "объединений в отрасли связи" (кроме "Укртелекома", было образовано еще одно объединение в области почтовой связи — "Укрпочта").
Эти процессы проходили в рамках создания единого мощного предприятия электросвязи, обеспечивающего неразрывность управления, консолидацию инвестиций, гибкость в инвестиционной политике, повторяя ситуацию в ряде европейских стран (например, в Германии имеется национальный оператор "Дойче Телеком", во Франции — "Франс Телеком" и т. д.). Отметим для справки, что Россия не пошла по такому пути — аналогичное "Укртелекому" российское предприятие "Связьинвест" так и осталось объединением 89 региональных предприятий электросвязи.
Углубление объединения. В 1996 г. государство принимает курс на приватизацию "Укртелекома". Причем на этом, еще обратимом, этапе столкнулись две концепции: приватизация "Укртелекома" как единого предприятия или как отдельных областных "телекомов", обладавших пока еще финансовой (управленческой и иной) независимостью. Победил первый подход, который, кстати, сегодня критикуется некоторыми экспертами, считающими, что продажа ряда основных областных предприятий может принести в казну больше средств, чем продажа всего "Укртелекома".
В 1998 г. процесс пошел дальше, и "Укртелеком" постановлением Кабмина был преобразован в единое государственное предприятие. В начале же 2000 г. он стал открытым акционерным обществом, в котором государство пока является владельцем 100% акций.
Вперед к приватизации. Летом 2000 г. Верховная Рада принимает закон "Об особенностях приватизации ОАО “Укртелеком”", а осенью 2000 г. Кабмин — решение о начале приватизации ОАО "Укртелеком". Порядок и последовательность приватизации "Укртелекома" определяются исключительно нормами закона "Об особенностях приватизации ОАО “Укртелеком”".
И результаты…
К приватизации "Укртелекома" мы вернемся несколько позже. Сейчас же рассмотрим некоторые итоги развития отрасли связи в Украине.
Доходы. Отрасль связи (с учетом почтовой) является одной из самых динамичных в экономике Украины, обеспечивая ежегодный прирост доходов от предоставленных услуг до 30% и более, ее доля в НВП Украины в 2000 г. составила 4,2% (в 1997 г. — 3,5%).
В то же время структура доходов отрасли электросвязи, за исключением почтовой (см. рисунок), показывает, что здесь пока превалируют телефонные услуги — на них приходится более 70% общего объема. Особый интерес вызывают новые виды услуг, такие, как сотовая связь, Internet, пейджинг и др. Как видно из диаграмм, наибольший прогресс наблюдается в области сотовой связи, оборот которой за годы независимости Украины вырос с нулевой отметки до 1,2 млрд. грн в 2000 г. (883,7 млн. грн в первом полугодии 2001 г.).
Значительно скромнее успехи так называемой компьютерной связи (в определении Госкомстата) или, точнее, в секторе передачи данных (в основном через Internet — 90% оборота в секторе) — всего 151,1 млн. грн в 2000 г. (98,2 млн. грн в первом полугодии 2001 г.). В то же время нужно отметить, что в прошлом году этот сектор электросвязи явился лидером по темпам роста в отрасли.
Количество. По степени либерализации телекоммуникационная отрасль Украины не только не отстает от развитых стран, но и значительно опережает многие из них. В первую очередь это касается количества компаний разной формы собственности, работающих на рынке телекоммуникаций.
По состоянию на начало этого года, по данным Госкомсвязи, в Украине было выдано почти 1100 лицензий на виды деятельности в отрасли телекоммуникаций (табл. 1), а во втором полугодии, по информации председателя ГКСИ Станислава Довгия, их число уже приблизилось к 1200.
Таблица 1. Количество лицензий на различные виды деятельности в отрасли связи*
* Данные в таблице сгруппированы |
Однако существуют и другие виды лицензирования, например частотного ресурса — количество выданных лицензий на радиочастоты в Украине составляет около двух тысяч. Наконец, услуги доступа к Internet предоставляют в нашей стране, по разным данным, от 260 до 280 провайдеров — этот вид деятельности в Украине пока не лицензируется. Не имеется точных сведений и о числе операторов, занимающихся телерадиовещанием, прежде всего операторов кабельного телевидения. По некоторым оценкам, примерно половина из них не имеют лицензий на этот вид деятельности. Кроме того, более 160 украинских предприятий работают в сфере производства средств связи.
Качество. Таким образом, если судить по количеству компаний, работающих на рынке телекоммуникаций Украины, сегодня здесь имеет место не только либерализация, но и, по мнению многих отечественных и зарубежных экспертов, даже "перелиберализация".
Необходимо учитывать еще один аспект — влияние компаний на рынок, в первую очередь экономическое… или финансовое. Поэтому когда рассматривается вопрос приватизации "Укртелекома", то речь идет не только о выведении из госсектора крупнейшей компании электросвязи в Украине, но и о передаче в частное управление (пока, правда, неполное) основных финансовых потоков отрасли электросвязи.
Достаточно отметить, что сегодня на украинском телекоммуникационном рынке доминирующее положение по финансовым показателям занимают сам "Укртелеком" и несколько компаний (в основном, "Утел" и UMC), в которых так или иначе (с разной долей) участвует он же (табл. 2).
Таблица 2. Совместные предприятия, организованные с участием "Укртелекома"
*Controll Ware — германский |
Именно эти компании и обеспечивают основную часть доходов отрасли — на долю
трех компаний-лидеров в прошлом году пришлось примерно 80% оборота отрасли электросвязи,
из них 50% — только на "Укртелеком". В 2000 г. доход "Укртелекома"
составил 3,4 млрд. грн (1,9 млрд. — в первом полугодии 2001 г.), СП "Утел"
— 1,4 млрд. грн (808 млн. в первом полугодии 2001 г.), СП UMC — более
800 млн. грн.
Для сравнения — на долю остальных операторов негосударственной формы собственности приходится в совокупности всего около 1 млрд. грн доходов от услуг связи.
Именно с финансовой точки зрения в первую очередь и необходимо рассматривать термин "большая либерализация" (или — приватизация, кому как нравится) — вывод "Укртелекома" из государственной сферы владения, продажи части акций в частные руки со всеми вытекающими отсюда последствиями: приход мощного инвестора, создание всеохватывающей конкурентной среды в телекоммуникациях Украины и др.
Где истоки?
Такое преимущество "Укртелекома" и компаний, в которых ему принадлежит часть акций, объясняется рядом законодательных преференций, предоставленных им ранее (в частности, собственность на технологические ресурсы).
Владения "Укртелекома". Вот некоторые из них. Во-первых, сегодня в руках "Укртелекома" сосредоточены практически все магистральные и зоновые (областные) наземные линии связи в Украине, лишь часть радиорелейных линий принадлежит Концерну радиовещания и телевидения (используются в основном для распространения телевизионного сигнала). Согласно закону "О связи", до прошлого года право на строительство и владение такими линиями имел только "Укртелеком". В 2000 г. законом "Об особенностях приватизации ОАО “Укртелеком”" в закон "О связи" были внесены изменения, которые устранили эту монополию, — сегодня строить такие линии (и владеть ими) могут любые компании. Во-вторых, "Укртелеком" владеет и основным объемом абонентских линий или, другими словами, на него приходится основная инсталлированная телефонная емкость Украины (табл. 3).
Таблица 3. Использование монтированной емкости местной телефонной связи
Источник: |
Такой "расклад" выражается следующими цифрами. Примерно 90% местного телефонного трафика в Украине осуществляется через "Укртелеком". Около 85—95% (в зависимости от направления — входящий/исходящий) международного телефонного трафика и практически всего междугородного трафика в Украине приходится на "Укртелеком" и "Утел". Именно этим двум компаниям принадлежит вся междугородная сеть Украины (междугородные АТС). Более того, сегодня основная масса украинских телефонных абонентов может выходить в мир только через эти две компании, за исключением корпоративных и мобильных абонентов, использующих, например, в Киеве сеть компании Golden Telecom или "Киевстар GSM". А им, в свою очередь, приходится арендовать каналы у "Укртелекома".
Определенная независимость имеется у операторов IP-телефонии, однако и они должны пользоваться каналами "Укртелекома" (если не имеют спутниковых). Словом, сегодня практически ни один оператор Украины не может обойтись без ресурсов (линий связи, АТС и др.) "Укртелекома". Исключение составляют лишь компании, использующие спутниковые каналы, однако и им требуется доступ к абонентам "Укртелекома".
Проблемы
"Укртелекома". Не будем подробно останавливаться на всех технологических
аспектах организации связи в Украине (это тема отдельной статьи), однако хотелось
бы отметить следующее. Невзирая на "массовость" услуг и технологий "Укртелекома"
в сфере телекоммуникаций Украины, эта организация сталкивается сейчас и с серьезными
проблемами. Практически только на ее плечах лежит инфраструктурная модернизация
сети Украины: переход к полностью цифровым сетям, построение новых волоконно-оптических
линий (ВОЛС) и пр. Основной объем инвестиций в отрасль также обеспечивается "Укртелекомом".
Достаточно сказать, что в основном в Украине работает морально и физически устаревшее оборудование — только около 20% принадлежащих "Укртелекому" АТС можно отнести к современным электронным и цифровым, недостаточен удельный вес ВОЛС, требует совершенствования система управления предприятием. Эти работы сегодня ведутся, однако не столь интенсивно, как хотелось бы, в первую очередь из-за нехватки инвестиционных средств.
Серьезное влияние на деятельность "Укртелекома" оказывает и довольно жесткое государственное регулирование тарифов, связанное прежде всего с социальными проблемами, что не позволяет компании применять гибкие тарифные схемы, в отличие, например, от тех же операторов сотовой связи. Недостаточно урегулированные на законодательном и нормативном уровне взаимоотношения операторов в Украине приводят как к хищению трафика, так и к конфликтам между операторами.
И еще о "большой" либерализации
Было бы ошибкой предполагать, что только сам процесс приватизации "Укртелекома" решит вопрос "большой" или "окончательной" либерализации отрасли телекоммуникаций. Выполнение условия приватизации "Укртелекома" в этом плане обязательно, но не достаточно. Ведь приход жестких западных менеджеров к управлению таким предприятием (на что надеются в Украине) вполне может привнести в отрасль ряд новых проблем.
Поэтому, как уже говорилось, для "окончательной" либерализации отрасль нуждается в новой законодательной базе, новом регулирующем законе, который должен, во-первых, установить новые либеральные правила игры в отрасли как в части прав и обязанностей участников рынка (в том числе и потребителей услуг), так и в части арбитража рынка, т. е. в создании независимого регулирующего органа. Сегодня таковым является Администрация связи — ГКСИ.
Кстати, те же потенциальные покупатели "Укртелекома" (например, "Дойче Телеком") прямо заявляют, что об их участии в приватизации компании не может быть и речи до установления таких правил игры — инвесторы не могут идти на непредсказуемый рынок. Пока же отрасль живет по принятому еще в 1995 г. закону "О связи", в котором вопрос либерализации практически не затронут. Новые же законопроекты "О телекоммуникациях", разработанные как Госкомсвязи совместно с Кабмином, так и депутатами, были отклонены на предыдущей сессии Верховной Рады.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: