Pirelli планирует выпустить «умные шины»

ИТ-индустрия оказывает мощнейшее влияние на другие направления промышленности, в том числе – и на автопром. Количество электронных систем в автомобилях за последние 20 лет увеличилось на порядок, а уж качественные улучшения и вовсе несравнимы. За это время пройден путь от простейших по нынешним меркам ABS до целых комплексов, повышающих комфорт и безопасность езды – включая трэкшн-контроль и стабилизаторы курсовой устойчивости на «гражданских» автомобилях и даже автоматических систем парковки и контроля дорожной ситуации. И хотя некоторые узлы автомобиля до сих пор остаются «некомпьютеризированными», число таковых стремительно уменьшается.
В частности, это касается шин – компонента, не слишком то изменившегося конструктивно с момента начала рыночного внедрения радиальных шин после Второй мировой войны. Компания Schader Electronics, один из нынешних лидеров разработки и поставок систем мониторинга давления воздуха в шинах (TPMS, Tire Pressure Monitoring System), обещает в течении трех лет совершить революцию в технологиях оптимизации сцепления шин с дорожным полотном, представив в качестве серийных решений шины, способные самостоятельно осуществлять контроль своего состояния и дорожных условий и передавать эти данные бортовой электронике автомобиля.

Еще несколько лет назад шины принимали сугубо «пассивное» участие в определении динамических свойств автомобиля – в том смысле, что, наблюдение за их реальным состоянием полностью было обязанностью водителя, а поведение машины на дороге определялось инженерным мастерством разработчиков, заложивших в продукт конкретные механические и физические свойства. Первым, и очень удачным скачком в «компьютеризации» шин стали TPMS-датчики, как правило, закрепленные внутри колесного диска – благодаря ним стало возможно постоянно контролировать давление воздуха в шинах, что уже существенно повысило безопасность и удобство движения. Кстати, автор этих строк сам однажды с благодарностью вспоминал создателей TMPS, когда только благодаря своевременному сообщению от электронных систем его Ford Escape о падении давления удалось «дотянуть» 20 км на пробитом и постепенно сдувающемся колесе до шиномонтажа в глухой глубинке индейских резерваций штата Аризона (при отсутствии на автомобиле запасного колеса, с учетом месторасположения, ждать техпомощь Hertz пришлось бы несколько часов, а «цена вопроса» определялась бы отнюдь не стоимостью латки на шине)… Впрочем, у TMPS есть и недостаток, с которым тоже однажды уже пришлось столкнуться: сам датчик в его нынешнем варианте, используемом в OEM-применениях (т.е. устанавливающийся на новых авто, а не приобретаемый владельцем в качестве «апгрейда») закрепляется на колесном диске с помощью металлического «пояса» — как оказалось, длительный стресс в виде езды на скоростях около 250 км/ч по трассе Киев-Одесса эта конструкция может не выдержать и оторваться, после чего ехать становится крайне неприятно, а ближайшей остановкой становится СТО, на котором еще несколько часов будут пытаться понять, что нужно сделать с машиной :). В общем, на личном опыте могу сказать, что и технология нужная, и усовершенствования приветствуются…

В видении Schrader Electronics, следующим шагом в развитии мониторинга шин должна стать интегрированная система, которая станет не только информировать ECU автомобиля о состоянии собственно резины, но также и сможет собирать и передавать данные о дорожном полотне. Основой технологии, названной разработчиками «Cyber Tyre», является компактный сенсор, расположенный в самой структуре шины, а не закрепленный на колесном диске или клапане накачки, как нынешние TMPS. Ресиверы радиосигнала устанавливаются недалеко от колес и передают собранную информацию бортовой электронике. Благодаря новым сенсорам, технология позволит обеспечить для ABS, ESP и других электронных систем доступ к ранее «остававшимся за кадром», но важным для оптимизации управления динамикой автомобиля данным: глубине протектора шины, температуре, форме пятна контакта, нагрузке на колесо, уровню сцепления с дорожным полотном и т.п. Разумеется, Cyber Tyre сохранит и традиционную TMPS-функциональность, то есть сбор информации о давлении внутри шины.

Так как очень часто сообщения о новых технологических разработках оказываются всего лишь единичными информповодами в лентах новостей и никогда не достигают реального внедрения, не может не радовать тот факт, что Schrader Electronics рапортуют не просто о концептуальном «научном» достижении. Партнером Schrader по созданию Cyber Tyre является шинный гигант Pirelli, а первое поколение новых шин запланировано к выходу на европейский рынок уже в течении этого года. Правда, пока с меньшими возможностями: «Cyber Tyre Lean» позволят замерять и передавать на ECU информацию о давлении, температуре, средней нагрузке и количестве оборотов колеса. Не так впечатляет, но все равно неплохо. А «полноценные» Cyber Tyre партнеры обещают представить к 2013 году.