В Киеве прошел Startup Crash Test 10

Состоявшийся в пятницу первый в этом году Startup Crash Test, мероприятие на котором молодые компании (стартапы) представляют свои проекты, собрал 230 посетителей. Перед началом презентаций представителей стартапов, на сцену поднялся Игорь Семенов, консультант по инвестициям в BayView Innovations, который рассказал о том, что должны иметь молодые компании, чтобы привлечь инвестиции. По словам Игоря, перед тем как вкладывать деньги в стартап, инвестор будет пытаться найти ответы на вопросы касающиеся того, какую проблему пытается решить проект, сможет ли его команда завершить начатое, чем предлагаемое решение лучше существующих и т.д. Основным критерием оценки проекта являются команда, продукт, рынок и бизнес-модель. Для одних инвесторов главными могут быть такие критерии как продукт и рынок, а для других — хорошая команда.

При этом в большинстве случаев ставка делается именно на команду, так как при наличии квалифицированных сотрудников продукт можно переделать и адаптировать под существующие реалии рынка. Под понятие «хорошая команда» подходит коллектив из 2-3 учредителей, имеющих соответствующий опыт и квалификацию, успехи в других проектах, а также готовых рисковать, к примеру, бросить работу ради развития своего стартапа. По словам Игоря, ни один инвестор не захочет вкладывать деньги в проект, если его учредители не будут готовы работать над ним полное время, а будут пытаться реализовать его задним числом.

К главным составляющим успешной команды стоит отнести деловую хватку, опыт операционной работы и знание индустрии. В свою очередь, успех продукта будет зависеть от его инновационности, уникальности, способности решить большую проблему, сложности копирования, защищенности интеллектуальной собственности, а также от единичности. Последний пункт Игорь объясняет тем, что лучше иметь один успешный продукт, чем работать сразу над несколькими посредственными. Чтобы добиться положительных результатов, команде стартапа также важно правильно выбрать рынок. Для нового проекта лучше всего подходит быстрорастущий рынок с объемом больше $500 млн, в таком случае на самоокупаемость можно будет выйти через 12-18 месяцев. Также можно сконцентрироваться на новом рынке с большим потенциалом роста, но тут для достижения самоокупаемости может потребоваться до 5 лет. Еще одним вариантом для стартапа является нишевый рынок, но при выходе на него риск состоит в его небольших размерах, поэтому не остается места для маневра, если возникнет желание или необходимость изменить первоначальную идею.

Бизнес-модель стартапа должна быть построена таким образом, чтобы стоимость продаж продукта не превышала доход от продаж и чтобы расходы на привлечение одного пользователя не превышали доход от него. В целом, жизнеспособная бизнес-модель должна основываться на балансировании стоимости получения новых пользователей и способности их монетизировать, при этом второй параметр должен быть больше первого. Если говорить о венчурных инвесторах, то для них главное — это масштабируемость бизнеса. При такой модели стоимость привлечения каждого нового пользователя должна понижаться (операционная прибыль увеличивается по мере роста дохода), а затраты на продажи и маркетинг на одного пользователя должны быть меньше валовой прибыли.

После завершения доклада Игоря Семенова, на сцену поднялись представители инвестиционных фондов eVentures Capital Partners, Decarta Capital, Vivex Invest, P&G Group и бывший руководитель компании «Квазар-Микро» Богдан Купич, которые рассказали о своей работе со стартапами.

В рамках Startup Crash Test 10 было проведено шесть презентаций, три в формате «флэш питч», когда выступающему предоставляют всего 90 секунд для доклада, и три пятнадцатиминутные, включающие вопросы экспертов и вопросы из зала.

Первыми были проведены короткие презентации, в рамках которых представили такие стартапы:

Qrbuttons — в основе этого проекта лежит идея с размещением на упаковках продуктов QR-кодов, которые смогут считываться специальными приложениями на мобильных телефонах через встроенную камеру (сейчас таких программ существует достаточно много для разных платформ). При этом, в самом коде предлагается размещать ссылки на различную маркетинговую информацию, к примеру, на Twitter компании или на веб-страницу с какой-нибудь акцией.

Taxi 2.0 — данный проект пока находится на стадии идеи, но его основатель Виктор Федосюк, обещает реализовать действительно инновационную службу такси, которая кроме высокого уровня обслуживания будет предлагать клиентам возможность заказа онлайн, использование Интернета прямо в дороге и другие преимущества цифровых технологий.

MindShare — представляет собой веб-сервис, своеобразную надстройку над популярной системой микроблогов Twitter, которая добавляет к ней дополнительную функциональность. В частности, пользователю предоставляются рекомендации учетных записей, которые могли бы быть ему интересны.

Секцию пятнадцатиминутных презентаций открыл стартап под названием Kabanchi, который ставит перед собой цель облегчить выбор и покупку продуктов питания. Реализовать это планируют с помощью онлайн сервиса, который будет содержать детальную информацию о продуктах (включая их фотографии в высоком качестве), а также предоставит возможность создавать списки покупок. Представитель проекта Егор Анчишкин рассказал, что пока речь не идет о заказе и доставке продуктов на дом, пользователь сможет сформировать список необходимых покупок, а потом приехать и забрать подготовленные продукты у одного из партнеров Kabanchi. Таким образом покупатель сможет сэкономить время на посещение магазина, а продавец получит еще один канал продаж.

Следующую презентацию провел стартап под названием Divine, создатели которого разработали плагин для Adobe Photoshop плагин способный автоматически конвертировать изображения .psd в HTML, таким образом облегчая верстку дизайна для сайта. В данный момент разработчики готовят две платные версии плагина (personal и extended), а также планируют в ближайшем будущем запустить онлайн сервис со схожими возможностями.

Завершил десятый Startup Crash Test проект под названием Rinogo, который представляет собой Интернет-АТС, которая предназначена для небольших компаний. По утверждению представителей этого стартапа, простое создание голосового меню позволит обойтись без секретаря и легко направить звонящего на нужного сотрудника.

Следующий Startup Crash Test состоится в последнюю пятницу февраля, на нем будут выступать проекты связанные с электронной коммерцией.