Электрический суперкар Quant F: 1090 «лошадей», 100 км/ч за 2,8 с и запас хода на 800 км

vs03-03_0739cxs.0

Показанный на Женевском автосалоне электрический суперкар Quant F имеет ряд отличительных особенностей. Этот революционный автомобиль черпает необходимую для передвижения энергию из двух баков с разными ионными жидкостями особого состава. Вещества из баков подаются в камеру со специальной ионообменной мембраной, и в результате химической реакции вырабатывается электричество для четырех электромоторов суммарной мощностью 1090 л. с., позволяющих разогнаться свыше 300 км/ч. Эти так называемые жидкие батареи играют очень важную роль в проекте Quant F и принесли известность самому производителю – nanoFlowcell AG из Лихтенштейна.

02-SCHEMA

По сути, Quant F является дальнейшим развитием электромобиля Quant E, в котором впервые была применена столь экзотическая топливная система на ионных жидкостях. Концепт-карт Quant E дебютировал на Женевском автосалоне ровно год назад. По словам компании, электрический суперкар Quant F вполне пригоден для эксплуатации, хоть и по-прежнему имеет статус транспортного средства, находящегося в разработке. Новый Quant F – это автомобиль, который nanoFlowcell хочет поставить на конвейер, и показанный на Женевском автосалоне концепт-кар для массового рынка Quantino – более доступная версия Quant F с более низким напряжением в системе привода – наглядное доказательство серьезности намерений компании.

Преимущества технологии nanoFlowcell очевидны: ионные жидкости могут накапливать гораздо большие объемы энергии по сравнению с обычными аккумуляторными блоками, широко используемые в современных электромобилях; «перезарядка» длится минуты, а не часы. По данным производителя, запас хода Quant F составляет 800 км, что существенно больше, чем у электромобилей Tesla Motors или нового спортивного суперкара Audi R8 e-tron. Замена электролитов может быть осуществлена в течение 5 минут на специальной заправочной станции.

Производитель не раскрывает состав жидкостей, но отмечает, что они нетоксичные и негорючие.

Однако в бочке меда, как обычно, нашлась ложка дегтя. За пределами родного для компании nanoFlowcell Лихтенштейна станций, на которых можно было бы «зарядить» электромобиль Quant F, попросту нет. Компания заверяет, что существующие обычные автозаправки легко переоборудовать и возможны даже специальные решения для дома. Но реализация столь амбициозных планов по созданию необходимой инфраструктуры потребует массу скоординированных и международных усилий. Пока сложно подобрать слова для описания данной инициативы: амбициозный проект, достойный высших похвал, или донкихотская бравада.

Помимо необычной подсистемы питания, электромобиль Quant F обладает впечатляющими динамическими характеристиками. Он способен разогнаться до 100 км/ч всего за 2,8 с. Это быстрее показателя ускорения нового спорткара Ferrari 488 GTB. Кроме того, Quant F гораздо практичнее, поскольку вмещает до четырех человек и дружелюбнее к современным технологиям с набором функций, которыми можно управлять с помощью мобильного приложения. Использовав смартфон можно настроить светодиодное освещение салона. Кроме того, там есть огромный экран шириной 1,25 м, которые занимает площадь всей передней панели, который является и приборной панелью, и информационно-развлекательной системой.

Еще одной отличительной особенностью Quant F являются двери типа «крылья чайки», которые открывают доступ в салон.

Концепт-кар Quantino, показанный наряду с Quant F, отличается еще более впечатляющим запасом хода – 1000 км. В нем используется менее мощная система низкого напряжения на 48 В, тогда как рабочее напряжение в силовых цепях Quant F варьировалось в пределах 400 – 735 В. Таким образом, автомобилю приходится работать с большими токами, чтобы обеспечить требуемую мощность. К слову, она заявлена на уровне 136 л.с. (четыре электромотора по 25 кВт каждый). Максимальная скорость младшей версии – 200 км/ч. Концепт-кар Quantino также получил баки меньшего объема – 350 л (суммарно) против 500 л у старшей модели.

Источник: The Verge


  • CyPuKaT

    Моя заниженная Приора с ксеноном все-равно круче

  • phoenix o_0

    Если жидкость можно дома перезаряжать, то вполне себе ничего. Хотя тут нет простоты теслы, такая конструкция может потребовать уникального ремонта.

    • SHuawei

      я думаю что под словом перезарядка имелось в виду доливка в баки соответствующих жидкостей, недаром в статье слово перезарядка в кавычках.

      Непонятна судьба жидкости, которая получилась в процессе смешения двух, что с ней дальше происходит, возможно ли опять разделение на 2 жидкости и повторное использование?

      • AntalNikolay

        Думаю да: заганяеш в какой то ионизатор, а на выходе 2 шланга. Другой вопрос, каково отношение затраченной енергии в тому что получиться

        • SHuawei

          нашел немного инфы:

          Система состоит из двух резервуаров, наполненных электролитами, и помп, которые постоянно прокачивают рабочую жидкость вдоль ионообменной мембраны. Непосредственного контакта (а соответственно, и химической реакции) между ними нет. Состав электролитов не разглашается, однако создатели успокаивают сомневающихся в их экологичности — говорят, что реагенты можно просто выливать в канализацию, предварительно разбавив водой. Энергия, вырабатываемая батареей поступает в блок суперконденсаторов, а после передаётся на электромоторы. Отработавший электролит можо будет перезарядить от розетки, как обычные батареи, или быстро заменить свежим, как на обычной заправке.

          • phoenix o_0

            Ого, тогда годная штука. 800 км — это аргумент весомый.

          • SHuawei

            правда бак у данной модели 500 литров, т.е. занял практически все свободное пространство.

          • phoenix o_0

            Ахах, это уже не суперкар, а суперцистерна)

          • Игорь М

            Если верить фото и схемам — все под полом и в заднице авто.

          • Andrew Postnov

            а мембраны менять надо?

          • SHuawei

            А кто его знает, информации очень мало. Также в одних источниках пишут, что перезарядка сразу в авто, в других, что надо таки сливать сначала. Нигде не нашел инфы сколько циклов перезарядки выдержит жидкость.

          • Игорь М

            Если верить химии, жидкость имеет бесконечное число циклов перезарядки. Это же ионный раствор, а не аккумулятор. Вы лучше про срок жизни мембраны думайте.

          • Игорь М

            Со временем — надо. Думаю, если кататься активно, то через месяцев 8-14 надо будет менять.

          • Игорь М

            Да эту инфу и искать не надо было — это ж было и так понятно любому, кто не забыл школьный курс химии и хоть немного представляет себе работу электробатареи.
            Просто местные «знатоки» не потрудились включить свой мозг.

      • serglukyan .

        Вилили і залили нову. Стара, по ідеї, перезаряджається.

      • Игорь М

        Э… вы серьезно? Эти жидкости НЕ смешиваются. Принцип работы — как у допотопных жидких батарей, за счет ионообмена, но без смешивания жидкостей (технологии с середины 19 века шагнули до ионопроницаемых мембран). Так что, две жидкости на входе, две жидкости на выходе.

        А перезарядить можно сами жидкости. Тут (если возможности устройства позволяют) можно запустить систему отдачи энергии в обратном режиме, подключив ее к внешнему источнику электроэнергии. Либо поставить дома восстановитель электролита (упрощенный вариант, в виде большой ионнообменной камеры), подключенный к розетке.

  • Naz

    ОГО, акуеть

  • Little

    Интересно! При таком то количестве дури. Если хорошенько разогнаться с открытыми дверьми, она взлетит? 🙂

    • Farrneel

      «крылья» сами взлетят, отдельно от машины.

  • Andrew

    Парень на видео на Элвис Пресли похож. (он походу тоже электрический)

  • Новость годная, но я думаю, что не взлетит.

    • Жекан-Лимон

      Ну понятно, что не взлетит, это же не самолет.

      • Или я не уловил сарказм, или стоит поянить, что «не взлетит» — образное выражение.

        • Жекан-Лимон

          Не первый день в интернетах, знаем про «взлетит-не взлетит» и в каком смысле вы использовали это выражение, это я так пошутил.

  • gulich

    машина, подключаемая к канализации. можно дырку в сидении делать)

  • Simon482

    Могли б назвати ціну тієї диворідини чи хочаб скільки коштує проїхати 100 км.

    • Игорь М

      Не думаю, что она будео очень дорогой. Все же, ионы — это просто растворы солей.

      • Simon482

        Тут просто є цікавий момент, якщо використання тієї рідини є дешевшим за бензин чи дизель, то це може призвести до революцій в різних галюзях, наприклад, дизель генератори вимруть як клас.

        • Игорь М

          Думаю, цена упрется в цену эффективной мембраны и ее доступность где угодно. Так что, с ходу ДГ не вымрут. Но… попозже — вполне возможный вариант развития событий, что вымрут.

  • maximark

    Отличная идея заливать в бак электролит!

    • serglukyan .

      Дуже непрактична ідея — хоча б тому, що електроліт доведеться ще й виливати. А потім перезаряджати вилитий.

      • Ta_ras

        А в чому проблема вилити старий електроліт? Зроблять бак з двома отворами — і вперед. А перезарядити можна і сама заправка де цей електроліт злили.

        • Kirill Dnepropetrovets-Ts

          А зачем что-то куда-то выливать, если есть электрокар, подключающийся к любой розетке?)

          • SHuawei

            скорость перезарядки.

          • Ta_ras

            Якщо я правильно розумію, то резон в тому що злити сівший електроліт і залити заряджений можна буде за пару хвилин.
            Це типу як в теслі можна повністю акумулятор поміняти — те саме і тут тільки міняється сама рідина.

          • Игорь М

            Так если я правильно понял, к розетке можно и этот подключить. Врубить насос подачи электролита в обратный режим и спокойно электролит восстанавливать от энергии из розетки.

            Весь плюс этой технологии — быстрая заправка новым электролитом без особых задолбов, с использованием технологий обычных бензозаправок.

  • 4 движка по 25кВт — наше всё.

    • serglukyan .

      Ось це справді заслуговує на увагу в цьому концепті.

  • ruik

    1000км, отсутствие аккумулятора, замена за 5 минут! ДА ЭТО СЕНСАЦИЯ ВЕКА!!!

    но думаю как всегда новости желтой прессы. окажется типа эта жидкость стои миллион за литр,
    либо на зарядку нужно 1000киловат на 100км пути…

    • SHuawei

      где-то видел, что энергоэффективность 80%

      • Це середній ККД (енергоефективність) звичайних літійіонових акумуляторів.
        У даному ж випадку ККД може суттєво відрізнятись (у будь-яку сторону).

        • SHuawei

          значит у данного метода такая же энергоэффективность.

  • Дмитрий Шахов

    Пока что остановил свой выбор на бензине.

    • serglukyan .

      А з чого вибирали, не розкажете? Ну там ядерний реактор, водневі паливні елементи, енергоблок як у Айрон Мена. 🙂

      • Леонід Марченко

        Педали

        • phoenix o_0

          Насобирал на машину, взял кредит на бензин))

    • Переоборудовать на газ, не?

      • Alex Upravitelev

        Газ портит движок, лучше перейти на дизель а еще лучше дома сделать установку для производства биодизеля из отходов, или плантацию водорослей завести заодно и рыбок выращивать)))

  • serglukyan .

    Черговий непрактичний концепт. Заміна іонної рідини з технологічної точки зору складніша, ніж заправка бензином (треба не лише заправляти, а ще й відкачувати). Власник машини повністю залежний від «зарядного сервісу», на відміну від власника електромобіля, який може заряджатися від будь-якої розетки. Батарейний блок «звичайного» електромобіля збирають із стандартних батарей, які розробляють не тільки для електромобілів (звідси — прогрес, інвестиції, здешевшання і т.д.), а кому потрібна ця іонна рідина? Вердикт — подивилися і забули.

    • SHuawei

      Этот тоже можно заряжать от розетки, а можно быстро с заменой жидкостей 🙂

      • serglukyan .

        Підкажіть, будь ласка, де у вас вдома знаходиться кран, з якого тече перезаряджена іонна рідина. 🙂

        • Владимир Скрипин

          Ну, вони розповідали про портативні станції для дому, але поки це лише гучні заяви, подивимось як буде насправді. Разом з тим, якщо брати в порівнянні з автомобілями на паливних елементах, то цей виглядає не так і погано.

          • serglukyan .

            Як казав Іосіф Віссаріоновіч, «оба хужє» — що паливні елементи, що іонні рідини. Світле майбутнє електромобілям забезпечать призматичні чи poach батареї смартфонів та планшетів. Візьмемо смарфтонний шлях. П»ять дюймів, 4К екран, 8 процесорів (що там ще хочуть зараз споживачі?), і щоб працювало як мінімум добу, — виконання цих споживчих вимог дасть на виході акумулятори, з яких можна зібрати батарейний блок на шістсот-вісімсот кілометрів. Точно так само, як бажання споживачів мати ноутбуки з 12-14 дюймовим екраном і 3-6 годинами автономної роботи дали змогу створити батарейний блок Тесл на 200-300 миль.

          • Игорь М

            Как уже не раз говорили, смартовые аккумы — дико дорогие для таких затей. Да и греются они серьезнее, чем хотелось бы.

          • Игорь М

            Ну, «заправка для дома» называется четырьмя канистрами и ионновостановительной камерой (тем же жижкостным аккумом, но попроще и проводом к розетке).

        • SHuawei

          А у вас дома бензин течет из крана?

          • serglukyan .

            Не повірите — в кожній розетці є електроенергія. І без всяких іонних рідин.

          • SHuawei

            Вы не поверите, но ее тоже можно заряжать повторно, а можно быстро заменить на заправке.

        • Dmitry Litvinov

          Естественно дома можно зарядиться только от розетки, потратив некоторе время. А «Замена электролитов может быть осуществлена в течение 5 минут на специальной заправочной станции»

        • Игорь М

          Я подскажу другое: ионные аккумуляторы восстанавливаются под действием электротока. А комплекс из 4 баков и камера с ионной мембраной — это большой такой ионнообменный аккумулятор.

    • Kirill Dnepropetrovets-Ts

      Согласен.
      На данный момент самым практичным является электрокар, который просто подключается к розетке. Отсюда и надо плясать.
      А они выдумывают топливные баки, вещества какие-то… в итоге получается квадратное колесо.

      • Игорь М

        Эта жидкость, плюс мембрана — это и есть аккумулятор. Просто тут можно быстро сменить носитель заряда, не меняя дорогостоящих элементов.

    • Игорь М

      Не согласен.
      1. Электролит можно, думаю, восстановить прямо в баках отработки машины, подключившись к электросети.
      2. Этот тип энергонакопления не требует значительных изменений инфраструктур по заправке: такой электромобиль можно заправлять, используя нынешние элементы топливозаправочной инфраструктуры, без каких либо заметных изменений.

  • RULNU

    Буде практично якщо ціна електроліта буде на рівні зарядки від електромережі

    • serglukyan .

      Не буде. Тому що електромережа універсальна, а електроліт — специфічний. Понаставляти тисячі «швидких» зарядників — не проблема, бо електричний струм є всюди. А хто буде відкачувати цей електроліт, відвозити на перезарядку, а потім привозити назад?

      • SHuawei

        Как я понял, можно заряжать непосредственно в авто

        • Игорь М

          Но долго.
          Все же, сливать отработанный электролит на заправках, для последующего восстановления — более эффективно.

          • SHuawei

            Тут ведь вопрос был не в том, что долго или нет, а что это, грубо говоря, можно делать в любом месте где есть розетка и плюс можно заменить электролит на заправке. если надо быстро 🙂

          • Игорь М

            Думаю, врубить на восстановление можно везде, где есть розетка.

            А про второе — так то и есть главная фишка.

      • RULNU

        Ну якщо розглядати цей варіант як «радикальний» то тут просто необхідна буде мережа заправних станцій і на ціх станціях будуть ціни в межах тих що виставить обл енерго після зарядки від розетки і бажано щоб було самообслуговування .

      • Danil bilousov

        а нащо??? беріть простіше — станція зливає Вам електроліт, заливає вже заряджений, потім коли Ваш злитий, вона на ній же його й зберігають і заряджають(можна й від сонця та вітру, до речі) — потім його ж й заливають іншим, вже заряджений. Нічого возити не треба. Десь так працюють на зарядку суперчарджери тесли.

    • Производитель не раскрывает стоимость, я где-то читал, что такая батарейка стоит около 2 млн. долларов, так что той же Тесле это не конкурент

  • Alexander Zabolotnyi

    Нетоксичный электролит? Хм….. Меня терзают смутные сомнения.
    Да емкость баков для электролитов заявлена то ли 300, то ли 500 литров.
    А еще столько же надо для слива отработанной жидкости.
    Приличный объем однако получается!

    • Eugene O

      Вес, однако, тоже приличный. И соотношение общая масса / полезная масса тоже такое интересное получается…

  • mrBurlaka1 .

    Не забывайте что у Телы вес батареи 450 кг (http://autotesla.ru/auto-tesla/model-s/tesla-model-s-texnicheskie-xarakteristiki-i-osobennosti.html). Думаю Тесла в таком случае доживает последние дни.

    • Завтра заводы Теслы закрываются. ))) А, нет, ошибка, послезавтра…

      • Alexandr Shevtsov

        Чому ні? Тесла збирається будувати завод для виробництва літієвих акамулятарав для електроживлення будинків, але тепер замість літієвих може ставити ці «рідкі» акамулятари і літій стає не потрібен.

    • SHuawei

      А сколько весят 500 литров электролита?

      • Игорь М

        Примерно 500 кг.

  • vywert

    Технологии nanoFlowcell для Quant F и Quantino — это безусловно крайне интересно. Но 500 литров на 800 км (62,5 л/100км) ?
    В таких случаях я вспоминаю TopGear s12e04, где Джереми Кларксон проехал 1345 км от Базеля в Швейцарии до Блекпула в Англии на битурбированном Jaguar XJ только на одном баке в 85 литров. Это расход бензина 6,3 л/100 км (и у него вроде бы оставалось бензина ещё на 190 км). Т.е. расход толива у бензиновой машины был в 10 (десять) раз меньше, чем электролита у этого электромобиля.
    Интересно, а сколько надо энергии для производства в 10 раз большего количества электролита ? Рассказывать ,что электролит можно подзаряжать — не надо — подзарядка — это тоже расход энергии 😉

    • Vitalii

      А мне вспоминается TopGear s15e05 и Bugatti Veyron Super Sport и расход в 7,5л/мин на скорости 400км/ч. Выходит 112,5л/100км.

      • vywert

        Ну да. Не помню, но там кажется говорилось, что сопротивление воздуха пропорционально квадрату скорости, а затраты мощности на преодоление сопротивления воздуха — пропорциональны кубу скорости. Т.е при увеличении скорости в 2 раза (с 200 до 400 км/ч, например) сопротивление воздуха вырастет в 4 раза, а необходимая мощность должна будет увеличина в 8 (восемь) раз.

      • Alex Upravitelev

        А мне сразу Энди Грин вспоминается который разогнал Thrust SSC до сверхзвуковой скорости 1200 км в час но мощность машины была 110000 лошадок или 82 мегаватта! Про расход молчу там 2 авиационных двигателя…

    • SHuawei

      Жидкости та не расходуются, зарядите их и проедите еще 800

      • vywert

        Специально для таких, как вы, сразу написал:
        «Рассказывать ,что электролит можно подзаряжать — не надо — подзарядка — это тоже расход энергии ;-)»
        Это раз. Два — перезаряжать электролит можно сколько раз ? Три — какая скорость зарядки электролита ? Четыре — аккумуляторы с ионными жидкостями известны как минимум с 2009 http://www.3dnews.ru/582476 Пять — основная фишка этой системы — быстрая перезаправка машины, которая теряется при обычной зарядке. Шесть — где независимые тесты ? Семь — Я уже написал, что это «крайне интересно». Но пока что не более того.

        • SHuawei

          Все Ваши вопросы можете написать разработчикам. Ответы на них многим, в том числе и мне, интересны.
          Я всего лишь отреагировал на фразу «Но 500 литров на 800 км (62,5 л/100км) ?» — хотя на самом деле 0 литров 800 км.
          И производство бензина (другого топлива) тоже требует затрат энергии 🙂

    • Роман Мельниченко

      Это гонка на экономичность или гонка с солнцем? По-моему, гонка на экономичность (судя по старому сезону и маршруту). Но тогда Кларскон ехал на дизельном Ягуаре и расход 6,3л, только диз. топлива а не бензина : ) вполне реален.
      А на счет расхода энергии — так все равно затраты энергии будут, просто вопрос в каком виде: сжигание топлива, зарядка и разрядка электролита или АКБ — это все энергия и перевод ее из одной формы в другую. Вопрос лишь в том, что более эко-безопасно для природы и экономично по деньгам при нынешнем уровне технологий.

      • vywert

        1) Это была гонка на экономичность http://en.wikipedia.org/wiki/Top_Gear_Races#Fuel_Economy_Race_-_Car_vs._Car_vs._Car_-_Distance_780_miles
        2) Спасибо за уточнение — Jaguar XJ6 twin-turbo (модель Х350) — это действительно дизельный автомобиль. http://en.wikipedia.org/wiki/Jaguar_XJ_(X350)#In_popular_culture
        3) Теоретический расход топлива с учетом остатка топлива в баке на 190 км (всего 1600 км на бак 85 л) — 5,3 л/100 км. ЕМНИП Кларксон не отказывал себе ни в кондиционере, ни в печке, ни в подобных энергопотребителях …
        4) Вы абсолютно правы, говоря о безопасности для природы и экономичности по деньгам. Поэтому крайне интересно было бы найти где-то информацию по экологичности производства и утилизации аккумуляторов и по производству электроэнергии в необходимых масштабах.

  • Elder

    Не верю, что они проедут 800 или 1000 км, не реально, разве что на скорости 40 км/час и то вряд ли.

    • Danil bilousov

      Проехали, скорость была 75 км/ч, квантино прошел 1000км и осталось еще 25 процентов заряда, вроде

  • Viktor

    Такие объёмы относительно инертной жидкости наверно интересно было бы использовать для безопасности.

    • Alex Upravitelev

      Ага в случае аварии химические и термические ожоги от пол тонны электролита, безглазые пациенты в реанимациях…

      • Viktor M

        Это, типа бензин безопасен для человека. Ага, безопассен, суньте голову в бензобак и тогда поймете. Тем не менее. лично я никогда не слышал присущести проблем с бензобаком типичным авариям. Иногда бывает загораеться (никогда не взрываеться что бы так голливудские фильмы не утверждали), и судя по всему авария способная разбить бензобак скорее всего не оставит никого кто мог бы пострадать от едкого действия токсичного органичного растворителя — бензина.

        • Alex Upravitelev

          Не забывайте что бак с бензином 50-80 л а тут в десять раз больше и баков несколько что увеличивает шансы их повреждения при аварии

          • Viktor M

            ну да, вероятно именно єтот фактор сразу ставит на идее крест. Но все равно особой проблемы не вижу — это же не кислота и не бензин, а «бензо»бак можно разделить на нессколько секций.

      • Игорь М

        Электролиты не обязаны быть едкими.

  • Yakimovich

    Супер!!!

    • SHuawei

      Про супер говорить пока рано. Информации очень мало, не говоря уже о хоть каких нибудь тестах

  • Velentos Belkin

    Синий вообще красавец как по мне

  • Alex Upravitelev

    Заголовок должен был начинаться так «электролитный автомобиль для обкатки технологии» или как то так

  • Kirill Dnepropetrovets-Ts

    Они так преподносят возможность менять подсветку в салоне, как будто в автомобиле это самая важная функция. -_-
    Целую минуту уделили, собственно, тому, как какой-то Элвис Пресли водит пальчиком по экрану смартфона. По-моему, приоритеты у создателей видеоролике стояли неправильные. Машину надо было показать в целом, а не лампочки в ней.

    А насчет самой машинки. Без соответствующей инфраструктуры в виде зарядных станций она — не жилец, имхо.

    • Игорь М

      А действующая структура — это просто подписать договор с сетями заправок. Электролиты то можно в те же цистерны лить, что и обычное топливо.

  • Igor_A

    Похоже, таки, эра ДВС начинает уходить в прошлое.

    • Гугл Адворз

      путин расстроится

  • Kemosabe

    Ты посмотри, на автомобиль похож!

  • Kote

    Илон Маск заставил бизнесменов поверить в реальность и окупаемость электромобилей, теперь инженеры смогут привлекать капиталл для реализации своих идей. Больше технологий — быстрее развитие, супер!

  • Роман Мельниченко

    В своих прошлых статьях писал — электромобили останавливает только необходимость быстро заряжать эл-мобиль для длительной поездки. Варианты: суперчарджер, замена АКБ, водород, а вот теперь и другой вариант — «заправка электролитом». Не знаю, что из этого победит, но поиск идей меня радует, рано или поздно найдется идеальное решение.

  • kotiavs

    Тоесть, заменили аккумулятор на батарейку

    • Игорь М

      По сути, да. При чем на самую древнюю форму. Но как раз тут, вариант с «вечноподновляемой из бака, батареи» — выглядит очень привлекательно.