Автомобильные компании покидают российский рынок. Почти все ведущие автопроизводители заявили что уходят с рынка, не спасают даже уже построенные и работающие заводы – ведь они почти полностью завязаны на импорте комплектующих, поставки которых также остановили. Даже местный АвтоВАЗ прекращает производство автомобилей: как оказалось, для этого нужно много импортных деталей.
Более того, речь идет о прекращении поставки запчастей, аксессуаров, автошин. Такая же ситуация и в сегменте грузовых автомобилей. То есть, мог быть вариант «ездить на том, что осталось, постоянно ремонтируя автомобили» то теперь, кажется, даже такого не будет. Все это приведет к тому, что вырастут продажи азиатских автомобилей (в основном, Китай) и взлетит спрос на подержанные запчасти. Возможен рост преступности, связанный с угоном автомобилей или с кражей их отдельных деталей: фар, зеркал и так далее.
Однако, я думаю, большинству граждан Украины сейчас откровенно безразлично на уже существующие и возможные проблемы соседней страны-агрессора. Их больше волнует расцвет и рост собственного государства. Итак, какие перспективы открываются перед Украиной в автомобильном мире?
Во-первых, вырастут продажи автомобилей. В прошлом году автомобильный рынок Украины впервые за долгое время пересек отметку в 100 тыс. проданных автомобилей – и это с учетом карантинных ограничений через COVID-19, а на самом деле потенциал устойчивого автомобильного рынка Украины вдвое-втрое больше. После победы этот потенциал может очень быстро превратиться из прогнозов в реальность. Если для Украины сделают «план Маршала» для восстановления, то достаточно быстро оживет множество предприятий, которые будут работать на восстановление страны.
Конечно, это скажется и на структуре автомобильного рынка Украины: стоит ожидать быстрого роста продаж различных фургонов, пикапов, небольших венов. В выигрышной позиции окажутся те компании, у которых есть такие автомобили в собственном модельном ряду и которые смогут быстро наладить поставки. Со временем, через год-два, наступит время увеличивать и продажи легковых автомобилей. Однако, в первую очередь — фургоны, пикапы, вены. А второй очередью я бы назвал недорогие легковые автомобили, которые можно использовать для такси и как служебный транспорт для госзакупок.
Во-вторых, нужно обратить внимание на возможность возобновления производства автомобилей. Срок производства различных фургонов и пикапов значительно выше, чем у традиционных легковых автомобилей – они могут производиться с минимальными обновлениями 10-15 лет вместо кардинального изменения модели каждые 5-8 лет. Ведь в случае таких автомобилей главное качество – не привлекательный дизайн или оборудование салона, а надежность и практичность.
В то же время, долгий срок производства модели позволяет поддерживать рентабельность производства даже при небольших объемах выпуска автомобилей – например, 10-20 тысяч фургонов в год вместо необходимости производства 50 тысяч легковых автомобилей в год. Итак, достаточно сейчас найти и начать производить современные, надежные, многофункциональные фургоны – и можно будет обеспечить свое доминантное положение на рынке Украины в этом сегменте на много времени вперед.
Желательно, чтобы этих фургонов было несколько (разные марки и модели), у компании-импортера была развитая сеть торгово-сервисных центров и налаженные партнерские связи с возможностью переоборудования автомобилей. А еще желательно, чтобы аналогичные автомобили не производились в странах рядом с Украиной – тогда даже можно будет планировать экспорт.
Всем вышеперечисленным условиям отвечает, например, представительство Stellantis (Peugeot, Citroen, Opel) в Украине: несколько фургонов различных типов и классов, аналогичные модели под брендом Toyota и FIAT, возможность переоборудования, развитая сеть дилеров, отсутствие автозаводов по производству аналогичных автомобилей вблизи Украины. Что касается легковых автомобилей, то одним из лучших кандидатов выглядит Renault Logan и его производные: уже хорошо известные и простые автомобили, невысокая стоимость, приемлемое качество.
В-третьих, обязательно держите в виду производство автомобильных запчастей и аксессуаров, возможность использования Украины как логистического «хаба» региона. История с полным циклом производства автомобилей в 2000-х годах демонстрировала нам, как в Украине могут изготавливать множество автодеталей. Да и сейчас есть мощные производства: шины, аккумуляторы, смазочные материалы.
Мы можем поставлять автомобильные товары, запчасти, аксессуары в ближайшие страны, где производятся автомобили. Мы можем использовать их на собственных сборочных предприятиях. Мы можем быть складским «хабом» на пути перевозки запчастей из одной страны в другую. То есть, вариантов много – только стоит их не потерять.
Таким образом, можно уверенно утверждать: будущая победа – это новый шанс для развития автомобильных заводов и в целом автомобильного мира Украины.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: