Обзоры
«Self-made MIT-man»
0

«Self-made MIT-man»

Итак, давно ожидаемый и обещаемый громадный труд проделан — MIT открыл онлайн-курсы
Open-CourseWare для самостоятельного изучения. Значит, настало время и любителям
самообразования, не откладывая в долгий ящик, открывать броузером заглавную страницу
ocw.mit.edu/index.html и приступать к обучению.


Эндрю Уильям Меллон (1855—1937,
портрет кисти сэра Освальда Хорнби Джозефа Бирли), выделивший в 1913 г.
баснословную сумму в 10 млн. долл. на создание Института промышленных исследований
в Питтсбурге (США), основавший Национальную галерею искусств США и передавший
ей в дар свою коллекцию картин, сокративший государственный долг США за
10 лет на треть

Но для начала давайте все-таки упомянем тех, кому такая серьезная и большая работа
оказалась по силам: частный фонд Hewlett (Hewlett Foundation), учрежденный самим
Вильямом Хьюлеттом (William Hewlett) — одним из основателей знаменитой Hewlett-Packard,
его женой Флорой Лэмсон Хьюлетт и их старшим сыном Уолтером Б. Хьюлеттом; фонд
Эндрю Уильяма Меллона (Andrew William Mellon) — финансиста, промышленника, страстного
коллекционера живописи, основателя Национальной галереи искусств США, для которой
в 1930—1931 гг. он приобрел у распродававшей Эрмитаж советской власти 21 бесценное
полотно Яна ван Эйка, Боттичелли, Тициана, Рафаэля и Рубенса; наконец — сам Массачусетский
технологический.

О MIT стоит поговорить отдельно — в своем роде уникальное высшее учебное заведение, выпускники которого 56 (!) раз становились лауреатами Нобелевской премии (25 физиков, 10 химиков, 11 экономистов, 8 медиков и психологов и, наконец, 2 обладателя Нобелевской премии мира). Диапазон знаменитых разработок, произведенных в его стенах, поражает — от искусственной кожи, используемой при лечении тяжелых ожогов, до первого полностью синтетического гена, внедренного в живую клетку, от знаменитых программ (символьной математики MACSYMA и сетевой графической оконной системы X Window) до впервые в мире выделенного и опознанного гена, "отвечающего" за развитие раковых опухолей, и до первой самовоспроизводящейся полностью синтетической молекулы. Микросхема, способная хранить и управляемо выделять в окружающую ее среду химические соединения, — возможно, основа медицины будущего, боевые микровертолеты-роботы, открытие кварков — все это тоже MIT. В общем, расхваливать дальше MIT нет никакой необходимости.

Отдельного упоминания заслуживают и технологические особенности реализации столь масштабного проекта. Здесь, опять же, не обошлось без помощи гигантов индустрии, но теперь уже — Microsoft. Система управления контентом (Content Management System) огромнейшего ресурса, на сегодняшний день объединяющего 500 (!) курсов и постоянно расширяющегося (в планах MIT — до 2008 г. сделать общедоступной всю информацию, сопровождающую учебный процесс), основана на Microsoft CMS 2002, которая обеспечила, по мнению специалистов MIT, не только достаточные возможности, но, что более важно, — соблюдение сроков реализации и самую низкую TCO (совокупную стоимость владения) — в результате серьезного вклада и взятым на себя обязательствам производителя такого масштаба, как Microsoft.

Теперь давайте бегло ознакомимся со структурой Internet-MIT. На сегодняшний день
здесь можно учиться на 33 кафедрах — от "Аэронавтики и Астронавтики"
до "Писательства и Гуманистических исследований" (очень трудно все-таки
лаконично перевести Writing and Humanistic Studies). Наиболее интересная для читательской
аудитории "Компьютерного Обозрения" кафедра "Electrical Engineering
and Computer Science" предлагает 68 курсов.

Далеко не все они в онлайн предоставляют необходимую информацию — для освоения некоторых может потребоваться приобретение весьма недешевых книг (так, цена учебника, по которому в MIT изучают курс # 6.012 "Микроэлектронные устройства и цепи", в издательстве Prentice Hall ни много ни мало — $113, но это все равно меньше, чем стоимость обучения для иностранцев в MIT). Однако и эта проблема постепенно будет решаться: отдельные курсы (например, весьма интересный # 6.946J "Классическая механика: вычислительный подход") уже сопровождаются доступной учебной литературой в электронном формате. То же самое можно сказать и о фундаментальных для дисциплины курсах: # 6.001 "Структура и интерпретация компьютерных программ", # 6.004 "Вычислительные структуры" (здесь пока доступны слайды, иллюстрирующие лекции, но они очень информативны).



Образчик характерного юмора
MIT (из лекционных материалов сайта OpenCourseWare):
— Эй, а ведь проектирование микропроцессоров — не такое уж и трудное занятие!
— Ну так давай спустимся в лабораторию 6.004 и выгоним Intel из бизнеса!

Все курсы сопровождаются ссылками на необходимые инструменты. В большинстве случаев они легально бесплатны, но от self-made "студентов MIT" требуется умение работать с Unix-подобными ОС. На многих "компьютерных" курсах используются ОС Linux и язык программирования Scheme (упрощенный диалект Lisp) — к этому надо быть готовым. Зато максимально стандартизованные html и pdf, в которых OpenCourseWare распространяет информацию, позволят применять даже самые примитивные текстовые Unix-броузеры для доступа к сайту, что немаловажно — ресурс один, пользователей у него немало, они из самых разных стран, так что давайте уважать друг друга.

Учитывая, что OpenCourseWare — ресурс, "живущий" и постоянно обновляющийся,
стоит регулярно отслеживать изменения контента выбранных курсов. В "щадящем"
трафик режиме пользователи Windows могут это делать, например, с помощью простенькой
бесплатной
утилитки WebMon
, установив приличный (в несколько суток) интервал проверок
(предпочитающие постоянно работать в Unix-совместимой ОС располагают практически
всем необходимым для выполнения подобной процедуры).


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: