В 1993 году появление на свет легендарного Myst совершило целую революцию в жанре адвенчур – и неминуемо привело к созданию другими авторами огромного количества аналогичных проектов: атмосферных приключений от первого лица с акцентом на механические головоломки и с минимумом диалогов или манипуляций с инвентарём. Как то обычно и бывает среди эпигонов, большинство подобных игр, даже от именитых разработчиков вроде Sierra, выглядели вторично и скучновато. Но были и приятные исключения – в том числе от польской студии Detalion, сформировавшейся в недрах крупного издателя L. K. Avalon. В 1998 году Reah: Face the Unknown стала одной из первых игр, вышедших на носителе DVD-ROM, который только и смог вместить все красоты далёкой планеты, созданные фантазией ведущего дизайнера Роланда Пантолы. А ещё через три года появилась Schizm: Mysterious Journey (она же «Щизм»), оказавшаяся ещё более привлекательным и головоломным приключением – и породившая на свет целую серию продолжений. В «Schizm 2. Хамелеон» пререндеренная графика сменилась полным 3D, да и «Sentinel: Страж Времени» продемонстрировала лишь возросшее мастерство художников и авторов загадок. Увы, к середине 2000-х «мистоиды» оказались уже весьма нишевым жанром, а потому вскоре после выхода последней игры последовало банкротство компании. К счастью, как оказалось, история серии на этом не заканчивается…
Nemezis: Mysterious Journey III
Жанр Адвенчура
Платформы Windows
Разработчик Detalion Games
Издатель PlayWay
Сайт, Steam, GOG
В конце 2018 года ведущий дизайнер давно распавшейся Detalion Роланд Пантола неожиданно объявил о своём возвращении в индустрию и о воссоздании компании, а крупный польский издатель PlayWay – о планирующемся выходе Schizm 3: Nemezis. Правда, к релизу игра пришла с немного другим именем – видимо, из-за проблем с авторскими правами на название серии, оставшимися у L. K. Avalon, – тем не менее, и цифра «3», и подзаголовок явно намекают на принадлежность Nemezis: Mysterious Journey III к знаменитому семейству. Разумеется, никакого знания предшественников для знакомства с новинкой не требуется, – однако постоянных сравнений с первым «Щизмом» ей не получится избежать в любом случае. Тем более, что Пантола и его соавторы, несмотря на гораздо более скромный бюджет по сравнению с былыми временами, в плане сеттинга пошли тем же привычным путём. Действие разворачивается на некой отдалённой планете, весьма напоминающей собой Аргилус из Schizm: Mysterious Journey, но для конспирации именующейся уже Регилусом. Играем мы за двоих молодых людей – брата и сестру Богарда и Амию, – которые отправляются на здешний разрекламированный курорт в качестве туристов, но оказываются где-то совсем не там, где планировалось, теряют друг друга при телепортации и вообще сталкиваются со множеством загадок и опасностей. Тогда как разговаривающий с ними по наручному гаджету и пытающийся помочь им добраться до места назначения невидимый гид, похоже, преследует какие-то собственные, не очень-то понятные цели.
К сожалению, сюжет, о котором принято говорить в самом начале обзора, является одним из наиболее слабых мест нового творения Detalion. Сценарист в титрах числится, но особо бурной деятельности явно не развивал: всё, что имеется по этой части в Nemezis: Mysterious Journey III, слишком уж напоминает обрывки воспоминаний о «Щизм», где фабула была как раз весьма замысловатой, а для её написания нанимался специалист по научной фантастике – австралийский писатель Терри Доулинг. Здесь же у нас с самого начала и до конца всё более-менее предсказуемо и откровенно неглубоко, сюжетная линия подаётся лишь при помощи реплик того самого гида да расставленных по локациям ноутбуков с коротенькими обрывками из мемуаров всё того же невидимого экскурсовода (со вздохом вспомним, что в «Щизм» нам в этих случаях предлагали какие-никакие видеодневники с записью живых актёров), ну а финал производит впечатление редкой спешки и смазанности и длится от силы пару минут. При этом – сразу скажем – две здешние «альтернативные концовки» выдаются в буквальном смысле в случайном порядке, нисколько не завися от наших предыдущих действий. Впрочем, в классическом «мистоиде», ориентированном на решение головоломок, сюжет всё равно играет скорее роль второстепенную, – так что его отсутствие является, по большому счёту, не таким уж и крупным недостатком.





Зато по визуальной части Nemezis: Mysterious Journey III оказывается выше всяких похвал. Несмотря на некоторые самоповторы (ибо авторский стиль узнаётся сразу, как и некоторые памятные особенности пейзажей Регилуса-Аргилуса), талант Роланда Пантолы за два десятка лет нисколько не увял, а движок Unreal Engine пошёл только на пользу делу реализации плодов его безбрежной фантазии. В своё время переход от красочных пререндеренных фонов Reah и первого Schizm, занимавших видеороликами гигабайты двусторонних DVD-дисков, к трёхмерной графике реального времени у Schizm 2 обернулся для Detalion значительным падением детализации, – к счастью, современные технологии помогли преодолеть этот разрыв и довести местную картинку до уровня практически фотографического реализма. Чуть ли не каждый поворот камеры просится в скриншоты и в рамочку на стену: горные, ночные, приморские и прочие пейзажи экзотической планеты щеголяют буйной растительностью и различной живностью (среди которой – как ящерицы, черепахи и попугаи, так и просто невиданные существа), при этом ещё и гармонично сочетаясь с элементами урбанистики в лице остатков не то земной, не то инопланетной цивилизации – разнообразных гигантских машин и устройств неясного назначения, с которыми нам и предстоит разбираться большую часть времени. По традиции что жанра, что серии пейзажи эти преимущественно безлюдные, – лишь изредка нам встретятся немного странные персонажи, беседы с которыми являются чисто опциональными и предназначены скорее для атмосферы и для подачи скудных элементов местного сюжета.
Управлять перемещением – напомним, перспектива у нас исключительно от первого лица со свободным панорамным обзором – можно как при помощи клавиш W, A, S, D или стрелок, так и полностью посредством мыши: нажатие правой кнопки означает передвижение протагониста в направлении курсора. Последний по умолчанию намертво закреплён по центру экрана и имеет форму белой окружности; если при вращении обзора при помощи движений манипулятора его центр окрашивается сплошным цветом – значит, перед нами активная точка: нажатие левой кнопки позволит в этом случае перейти в режим взаимодействия с головоломкой, где курсор уже можно будет перемещать свободно для манипуляций с кнопками, переключателями и прочими элементами загадки; для возврата же обратно к простому осмотру и перемещению достаточно нажать правую кнопку или любую из кнопок передвижения. Примечательно, что никакой возможности бегать и прыгать нам не предоставляют – и это, пожалуй, как раз логично: несмотря на то, что пространства тут иногда не такие уж и маленькие, игра определённо настраивает на неторопливую прогулку по окрестностям – как в плане эстетического любования красотами, так и в отношении вдумчивого и тщательного изучения окружения на предмет решения всех его загадок.





Вот мы и добрались до самого вкусного – до головоломок. Здесь они как раз такие, каких и можно было ожидать от качественного «мистоида» вообще и от творения Роланда Пантолы в частности: сложные, местами даже очень сложные, но при этом самые что ни на есть логичные. При начале игры можно выбрать один из двух уровней сложности: «обычный» отличается не только облегчёнными вариантами некоторых загадок, но и возможностью получать опциональные подсказки по нажатию клавиши «H». В принципе, ничто не мешает пройти Nemezis: Mysterious Journey III дважды: судя по наличию соответствующего Steam-достижения, авторы это практически официально рекомендуют. Правда, в отличие от всё того же «Щизма», загадки в «третьей части» исключительно логико-механические: никаких вам музыкальных упражнений и никакой высшей математики на тему перевода инопланетной системы исчисления из восьмеричной в двенадцатеричную: одни только рычаги, лучи да шестерёнки. К счастью, все такие головоломки вполне себе оригинальные и в пределах игры ничуть не повторяются, – хотя сам принцип работы у многих здешних механизмов один и тот же: например, сначала может потребоваться подать на очередное хитроумное устройство питание, а затем успешно его активировать.
История приключений Амии и Богарда на планете Регилус строго разделена на семь глав: в первых шести мы действуем попеременно за того или иного из главных героев (что на собственно игровой процесс нисколько не влияет), тогда как в последней части брат и сестра наконец-то встречаются – и ходят уже вместе. Трудно сказать, почему, – вероятно, из-за всё того же скромного бюджета разработки, – но авторы не воспользовались теми возможностями, которые представляет наличие пары протагонистов: в отличие от всё того же первого «Щизма», здесь не придётся не только действовать сообща, решая ту или иную загадку, но и просто переключаться между персонажами. Иными словами, процесс предельно линеен, и в каждый момент времени перед нами стоит одна-единственная задачка; большинство из семи «уровней» насчитывают по две такие головоломки, хотя местами их может быть одна или даже три.
Попав в новую главу-локацию и некоторое время побродив по ней, разинув рот и любуясь пейзажами, мы вскоре натыкаемся на неработающий лифт, поднятый мост, запертый туннель или какое-нибудь иное подобное препятствие нашему дальнейшему путешествию, на которое не упустит повода обратить внимание и назойливый гид-из-гаджета. Как то и бывает в уважающих себя «мистоидах», львиная доля времени при знакомстве с головоломкой уходит на то, чтобы понять, в чём именно она заключается, – после чего настаёт пора тщательного обдумывания способа её решения. Поначалу разгадка может показаться совершенно невозможной, но постепенно методом проб и ошибок, путём переключения кнопок с рычагами и наблюдений за результатом таких действий, рано или поздно достигается просветление – та самая «эврика!», ради которой многие и почитают именно этот жанр компьютерных игр.





В 1990-е годы такого рода головоломные приключения часто проходились неделями и даже месяцами, прежде чем удавалось додуматься до решения местных загадок, – но сейчас у нас время куда более динамичное, так что при желании найти подробную подсказку можно будет не только на «лёгком» уровне в самой адвенчуре, но и во Всемирной сети. Немного продлить удовольствие от прогулки по здешним локациям призваны различные опциональные бонусы, вроде уже упоминавшихся стендов с ноутбуками или расставленных в укромных местах «вихрей» с «коллекционными картинками», прогресс в собирании которых можно отследить из главного меню. Общую продолжительность однозначно оценить не получится: в зависимости от вашей сообразительности и выбранного уровня сложности, провести на Регилусе можно как часа так четыре, так и все пятнадцать: да, это куда меньше, чем в «Щизме», да и не так разнообразнее в плане игрового процесса, но всё же вполне себе недурно.
А потому, несмотря на очевидную слабость по сюжетной части, оценить Nemezis: Mysterious Journey III можно всё-таки довольно высоко – с той лишь оговоркой, что однозначно порекомендовать экскурсионно-головоломный тур по экзотической планете стоит лишь любителям именно этого рода классических развлечений (и прежде всего – поклонникам оригинальной серии Schizm). Впрочем, и на фоне чисто современных образцов жанра адвенчур-головоломок творение Detalion смотрится очень даже неплохо – как красочный «симулятор ходьбы» в сочетании с набором отличных механических загадок. Для сомневающихся же припасен бесплатный «пролог», позволяющий оценить небольшой кусочек этого приключения, дабы определить, придётся ли вам по вкусу всё блюдо целиком.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: