Технологии Лонгрид 09.01.2024 в 10:00 comment views icon

Сорок лет смотрим в «окна»: История графического интерфейса пользователя

author avatar
https://itc.ua/wp-content/uploads/2023/02/Photo_Melkov-96x96.jpg *** https://itc.ua/wp-content/uploads/2023/02/Photo_Melkov-96x96.jpg *** https://itc.ua/wp-content/uploads/2023/02/Photo_Melkov-96x96.jpg

Юрий Мелков

Автор статей

Сорок лет смотрим в «окна»: История графического интерфейса пользователя

Раздел Технологии выходит при поддержке Favbet Tech

Сорок лет назад, в конце 1983 года, публике представили будущую Windows 1.0 — первую попытку Microsoft организовать для IBM PC подобие многозадачности и графического интерфейса. И хотя путь этой программы к конечным пользователям оказался на удивление долгим, его историческая судьба весьма завидная. Вплоть до сегодняшнего дня подавляющее большинство настольных ПК по всему миру работают под управлением тех или иных версий именно этой операционной системы. В статье ниже мы расскажем историю и предпосылки появления на свет этого самого первого отпрыска семейства Microsoft Windows.

При поддержке Favbet Tech?
Сорок лет смотрим в «окна»: История графического интерфейса пользователя

Выпущенный в августе 1981 года IBM PC создавался на скорую руку. Это была запоздалая попытка «голубого гиганта» ответить на вызов «революции микро». Она еще в 1977 году явила миру TRS-80, Apple II и Commodore PET. Для упрощения задачи решили полагаться исключительно на проверенные и стандартизированные технологии, на готовые и доступные детали, а главное — на открытую архитектуру.

Уговорить Гэри Килдалла оперативно организовать для нового ПК х86-версию наиболее популярной на то время операционной системы CP/M не удалось. Эта ОС вместе с разработанной в Калифорнийском университете виртуальной машиной UCSD p-System не поспели к появлению IBM PC и были лишь анонсированы одновременно с его выходом. В отличие от других производителей, IBM считала ОС опциональной составляющей комплектации и первое время не думала создавать ничего собственноручно, а потому практически единственными вариантами «общения» со своим компьютером у покупателей PC оказывались продукты Microsoft: зашитый в ПЗУ интерпретатор BASIC и операционная система MS-DOS. История появления на свет этой последней общеизвестна: компания Билла Гейтса также банально не успевала разработать ОС в срок и просто лицензировала, а затем выкупила 86-DOS Тима Патерсона, представлявшую собой «клон» CP/M, адаптированный для процессоров от Intel.

Сорок лет смотрим в «окна»: История графического интерфейса пользователя

Большой успех, практически сразу выпавший на долю IBM PC, был, кроме прочего, ещё и законным следствием сложившейся в деловых кругах США прочной репутации «голубого гиганта», известного своими мэйнфреймами — надёжными, активно поддерживаемыми производителем, а также программно между собой совместимыми. И Commodore, и Atari, и Radio Shack, и особенно Apple, прилагали в то время немало усилий, чтобы доказать идею полезности их «микрокомпьютеров» не только и не столько сравнительно немногочисленным энтузиастам-любителям, сколько профессионалам — представителям малого и среднего бизнеса вроде состоятельных и солидных врачей, юристов, финансистов и т. д.

Онлайн-курс "Режисура та візуальний сторітелінг" від Skvot.
Перетворюй свої ідеї на сильні історії в рекламі, кліпах чи кіно Досвідом ділиться режисер, продюсер та власник продакшену, який 10+ років у професії.
Детальніше про курс

IBM для такого доказательства никакая реклама не требовалась. Сообщалось, что крупный американский банк Merrill Lynch с выходом IBM PC отказался от своего скептического было отношения к компьютеризации и заказал сразу 12 тысяч машин для всех своих брокеров.

В числе ПО, выпущенного одновременно с PC, значилась только одна игра — текстовое приключение «Microsoft Adventure». Среди прочего преобладали различные бухгалтерские программы: Accounts Receivable, General Ledger, а главное — VisiCalc, первая в истории электронная таблица. Последняя вышла ещё в 1978 году на Apple II и вскоре ее портировали на некоторые другие платформы, включая Commodore PET и ОС CP/M.

Это творение компании VisiCorp называют первым в истории «killer application», ради которого можно было специально обзавестись компьютером. По некоторым сведениям, около четверти всех Apple II, проданных в 1979 году, были куплены в первую очередь для использования именно этой программы. Во многом это способствовало популярности именно детища Возняка с Джобсом на фоне всех его конкурентов. Впрочем, уже в 1982 году Митч Капор, руководитель отдела разработки VisiCorp, ушёл из этой компании и основал Lotus Software. В январе 1983-го она успешно выпустила эксклюзивно для IBM PC куда более усовершенствованную Lotus 1-2-3, на долгое время ставшую стандартом индустрии.

Сорок років дивимося у «вікна»: Історія графічного інтерфейсу користувачаVisiCalc на Apple II отличалась шириной экрана всего в 40 символов. PC-версия, поддерживавшая 80 колонок, позволяла тем самым использовать более крупные таблицы. Но в остальном по части интерфейса ничем существенным от неё отличалась. Источник

Как бы то ни было, успех IBM PC оборачивался в итоге на пользу Microsoft. Это создавало условия для будущего превращения «платформы от IBM» в платформу «Wintel», т. е. продукт совместной монополии производителя оборудования Intel и производителя ПО Microsoft — без какой бы то ни было отсылки к IBM как создателю собственно PC. Благодаря тонкостям контракта, подписанного Биллом Гейтсом с «голубым гигантом» при лицензировании тому MS-DOS, Microsoft имела право продавать такую же лицензию любым производителям «PC-совместимых» ПК. Только за первый год после выхода IBM PC успешно проделала это в отношении уже семи десятка сторонних компаний. В результате, как выразился про IBM PC один из лидеров индустрии уже в 1982 году: «Это компьютер Гейтса».

Онлайн-курс "Режисура та візуальний сторітелінг" від Skvot.
Перетворюй свої ідеї на сильні історії в рекламі, кліпах чи кіно Досвідом ділиться режисер, продюсер та власник продакшену, який 10+ років у професії.
Детальніше про курс

Вот только удобство использования и функциональность MS-DOS были далёкими от идеала. «Дисковая операционная система» в соответствии со своим названием отвечала за возможность манипуляции с файлами на диске — сначала гибком, пятидюймовом, а затем и дорогущем на начало 1980-х жёстком. Для пользователей это оборачивалось необходимостью вручную вводить все нужные команды (для просмотра каталогов и файлов, копирования и др.), изучая их синтаксис по руководствам объёмом в несколько сотен страниц и видя на экране всего лишь мигающие символы уровня «A>» (или «C:\>»).

С одной стороны, это выступало наследием традиций раннего любительского компьютеростроения, когда от любого пользователя ожидался серьёзный уровень подготовки, достаточный для ввода программ и их отладки вручную. С другой, с появлением в составе таких пользователей уже не одних только энтузиастов и хакеров, но и профессионалов и их секретарш, не особо горящих желанием тратить время и силы на освоение десятков не самых очевидных команд, закономерно изменялись и ожидания от интерфейса.

Основания для недовольства имелись и у программистов. Если в ПО нужно было добавить звук или графику, а то и просто вывести текст на принтер, приходилось напрямую обращаться к оборудованию. Которого, в соответствии с идеями открытой архитектуры PC, его совместимости и расширяемости, насчитывалось просто огромное множество.

К примеру, популярный в начале-середине 1980-х текстовый редактор WordPerfect поставлялся в комплекте с целой кучей дискет с драйверами для самых разных принтеров, из которых каждому конечному пользователю нужен был только один. Да и эти драйверы достаточно быстро устаревали с появлением в продаже новых моделей, потому что возможности получить от производителя патч или обновление программы на то время почти никакой не было.

Кроме того, интерфейс DOS позволял запускать лишь одно приложение за раз. Зато, к примеру, та же Lotus 1-2-3 привлекала пользователей сочетанием в одном пакете собственно электронных таблиц, рудиментарной базы данных и программы для рисования схем и графиков, которые умели взаимодействовать с одними и теми же файлами, пусть и запускаясь строго поочерёдно. Имелась у этих программ и поддержка новенького и удобного, но пока ещё редкого и дорогого манипулятора типа «мышь».

Сорок років дивимося у «вікна»: Історія графічного інтерфейсу користувача

Мышь «M-1» от калифорнийской компании Mouse Systems — первый манипулятор подобного рода на IBM PC, поддерживавший, кроме прочего, VisiCalc и Lotus 1-2-3. Подключалась такая мышка к обычному серийному порту и даже была оптической, а не шариковой. Но она требовала при этом внешний блок питания и особый коврик с нанесённой на него микроразметкой, а стоила аж 295 долларов (или в три с лишним раза больше, если переводить в современные цены). Источник

Между тем, идея создания улучшенного, дружелюбного и графического интерфейса пользователя не просто витала в воздухе, но и ещё за несколько лет до этого нашла своё воплощение в экспериментальных разработках компании Xerox. Зародившись как производитель фотобумаги и выступившая создателем копировального аппарата, благодаря чему само её имя стало нарицательным, Xerox нисколько не претендовала на первенство в области производства коммерческих ПК. Зато ещё в 1970 году открыла исследовательское подразделение Xerox Palo Alto Research Center (PARC). В его недрах и был разработан целый ряд инноваций, без которых трудно представить современные персональные компьютеры. Например, лазерная печать и сеть Ethernet.

К числу таких изобретений, созданных Xerox в рамках изобретения идеального «офиса будущего», как раз и относились редакторы, работавшие по принципу WYSIWYG (что на экране, то и на печати), и GUI (графический интерфейс пользователя) с накладывающимися друг на друга окнами, выпадающими меню и управлением при помощи мыши. Всё это реализовали в появившейся весной 1973 года рабочей станции Xerox Alto. Формально эту практически персональную уже ЭВМ нельзя отнести к «микрокомпьютерам», потому что микропроцессора, только появившегося на рынке, в ней ещё не было. Монитор выделялся вертикальной ориентацией с разрешением экрана в 606×808 пикселей. Оценить такие характеристики могли скорее работники полиграфии, да и то газетной, а не журнальной (по причине чёрно-белого изображения).

По большей части Xerox употребляла это устройство для своих внутренних исследований и разработок, хотя несколько сотен машин было предоставлено различным университетам. В розничную продажу её выпускать не собирались, однако имелась и официально заявленная цена в размере 32 тысячи долларов или более 220 тысяч в ценах 2023 года.

Сорок років дивимося у «вікна»: Історія графічного інтерфейсу користувача

Компьютер Xerox Alto отличался вертикальным дисплеем и графическим интерфейсом пользователя, а его системный блок с ранней разновидностью жёсткого диска на сменных картриджах объёмом в 2,5 МБ каждый был размером с небольшой холодильник и размещался под столом. Источник

Развитием идей Alto стала появившаяся в 1981 году рабочая станция Xerox Star. На этот раз уже распространявшаяся коммерчески и в два раза меньшей цене — 16 тысяч долларов. Вот только предполагалось, что покупать следует комплект из сразу несколько таких машин, объединённых в «офисную информационную систему» и подключённых по сети к лазерному принтеру. Всё это удовольствие стоило более ста тысяч долларов по ценам того времени. В свете состоявшейся уже «революции микро», когда некоторые домашние ПК достигали ценника в пару-тройку сотен, выглядело не очень-то презентабельно.

Ничего удивительного, что «Звезда» обернулась коммерческим провалом и, подобно своему предшественнику Xerox Alto, осталась практически неизвестной за пределами узкого круга специалистов. Зато дисплей новинки уже сменил вертикальную ориентацию на горизонтальную, разрешение возросло до 1024×808, а в графическом интерфейсе пользователя появились такие привычные для позднейшего времени усовершенствования, как полосы прокрутки и иконки для запуска приложений.

Кстати, последний термин позаимствовал Дэвид Смит, предложивший его в своей диссертации в 1975 году (а позднее реализовавшим эту идею в Xerox), именно у православных икон. Имелось в виду, что таковые представляют собой не просто изображения, но и воплощения свойств изображаемого.

Сорок років дивимося у «вікна»: Історія графічного інтерфейсу користувача

Прототип «рабочего стола» на экране Xerox Star. Источник

Тем временем на потребительском рынке до реализации таких красот и удобств было ещё далеко. Правда, Microsoft высказывала свои намерения разработать нечто вроде графического интерфейса пользователя ещё в 1981 году, сразу после выхода IBM PC. В то же время в компанию влился бывший сотрудник Xerox PARC Чарльз Симони (род. 1948, он же венгерский эмигрант Карой Шимоньи, впоследствии прославившийся как единственный на сегодня двукратный космический турист). Разработавший для Xerox Alto первый в мире текстовый WYSIWYG-редактор под названием Bravo, он занялся, кроме прочего, усовершенствованием в этом же направлении Microsoft Word.

А вот работу над созданием собственного GUI компания Билла Гейтса начала уже только с анонсом реального продукта-конкурента — Visi On. Компания VisiCorp, создатель первых электронных таблиц VisiCalc, немало пострадала от ухода Митчелла и появления на рынке Lotus 1-2-3, а потому решила бросить все силы на нечто новое и ещё невиданное.

Visi On представляла собой первый полноценный графический интерфейс пользователя для IBM PC, представленный осенью 1982 года на выставке Comdex и выпущенный в итоге в декабре 1983-го. В системных требованиях значились мышка единственной на то время системы Mouse Systems и видеокарта CGA (хотя изображение всё равно было исключительно чёрно-белым), а также 256 КБ ОЗУ и жёсткий диск с не менее 5 МБ свободного места. На то время подобной конфигурацией (особенно мышью и жёстким диском) могли похвастаться совсем не многие владельцы IBM PC. Впрочем, и цена Visi On пусть и была на порядок более доступной, нежели у продукции Xerox, но всё же не очень-то радовала широкого домашнего пользователя, составляя 495 долларов.

Несмотря на гордое звание «первого коммерческого GUI» (по крайней мере для PC) и требование наличия видеокарты, интерфейс у Visi On был преимущественно текстовым. Зато имелась какая-никакая многозадачность. Приложения могли не только работать с одними и теми же файлами, но и разворачиваться на одном экране в несколько окон, накладывающихся друг на друга, насколько то позволяло разрешение 640×200. В комплект входило сразу несколько программ: помимо Application Manager, т. е. собственно интерфейса с установщиком и встроенной помощью, это были текстовый редактор Word, электронные таблицы Calc и программа для рисования схем и графиков Graph.

Невзирая на поддержку мыши, иконок-пиктограмм для запуска приложений, придуманных Xerox, у Visi On не было — только текстовые заголовки да строка меню в самом низу экрана. Именно здесь размещались команды для вызова справки, закрытия окон или смены их положения на экране (для этого нужно было щёлкнуть на желаемом месте для расположения сначала верхнего левого угла окна, а затем — нижнего правого), передачи информации между программами и др. Панелей прокрутки также не было: текст прокручивался при помощи правой кнопки мыши.

Сорок років дивимося у «вікна»: Історія графічного інтерфейсу користувача

Многооконный интерфейс Visi On разворачивался на чёрно-белом экране со скромным разрешением 640×200 пикселей (скриншот для большей наглядности увеличен в два раза по вертикали)

По идее, Visi On предполагала поддержку любых сторонних приложений, разработанных специально для этой графической среды. Таким образом в перспективе она могла претендовать и на то, чтобы заменить собой MS-DOS. К сожалению, VisiCorp не стала тратить время на адаптацию существующих PC-приложений, а программирование для Visi On требовало не просто IBM PC, а миникомпьютер PDP или его аналоги, стоившие десятки тысяч долларов. Сама же Visi On была основана на технологии «виртуальной машины», но никуда с IBM PC так и не была портирована. На единственной своей платформе она огорчала пользователей не только внушительным ценником, но и связанной с указанным технологическим решением медлительностью работы.

Тем временем не дремала и Apple, пусть и уступавшая долю на рынке IBM PC и его «клонам», с одной стороны, и более незамысловатым домашним ПК от Atari и Commodore — с другой. И всё же компания не собиралась отставать по части инноваций. За время, прошедшее между анонсом и выходом Visi On, миру представили проект Apple Lisa, непосредственно основанный на идеях Xerox Alto и Xerox Star. Потому что не только Microsoft пополнила свои ряды выходцами из PARС: за программную часть новинки из Купертино отвечал ещё один из авторов GUI и WYSIWYG, Ларри Теслер (1945–2020).

Правда, крайне неудачным маркетинговым решением Apple было намерение конкурировать именно с Xerox Star, а не с более доступными моделями. За «Лизу» просили аж 9995 долларов (что в ценах 2023 г. составляет 30 с лишним тысяч). Более того, для разработки ПО для Apple Lisa требовался не только дорогостоящий программный пакет, но ещё и второй точно такой же компьютер, подключённый к первому! Так что неудивительно, что этот проект, подобно своим предшественникам от Xerox, оказался в итоге провальным, несмотря на все свои красоты и новшества. Тут было использование в системном графическом интерфейсе иконок и полос прокрутки (которые тоже отсутствовали тогда где бы то ни было, если не считать недоступную массовому пользователю продукцию PARС).

Сорок років дивимося у «вікна»: Історія графічного інтерфейсу користувача

Apple Lisa — дорогой и почти забытый компьютер с иконками на рабочем столе. Источник

Появление Apple Lisa, как и слухи о грядущем проекте самого Джобса (который был вынужден отказаться от руководства задуманной им же «Лизы») под названием MacIntosh, активизировали не самые спешные до того действия Microsoft. По рекомендации Чарльза Симони Билл Гейтс сманил из Xerox ещё одного молодого и талантливого разработчика, Скотта Мак-Грегора (род. 1956). Перед ним поставили задачу не только разработать собственную программную среду, но и вообще определить, что она должна собой представлять.

По изначальной задумке планировалось создать лишь нечто вроде набора процедур или подпрограмм, которые можно было бы добавлять в отдельные приложения, чтобы те могли отображаться в окнах. Проект под первичным названием «Interface Manager» всё же включал в себя не только усовершенствования по части собственно интерфейса, но и систему драйверов, которые Билл Гейтс планировал внедрить между приложениями и «железом», тем самым предоставляя сторонним разработчикам куда больше свободы и возможностей.

Скотт Мак-Грегор как раз занимался подобной программной средой в Xerox PARC, где он привык называть свои наработки по части интерфейса «окнами». В итоге и проект Microsoft получил окончательное имя «Windows». Правда, благодаря скорее новому специалисту по маркетингу, Роуланду Хэнсону. Его задумка заключалась в употреблении как можно более общих и простых названий, чтобы сама идея использования оконного интерфейса, текстового редактора и т. д. ассоциировалась у пользователя исключительно с продукцией Microsoft.

Торжественный анонс Microsoft Windows состоялся в Нью-Йорке 10 ноября 1983 года. Это было менее чем через две недели после начала поставок основного, а пока что и единственного конкурента, Visi On. Проект представляли Билл Гейтс, его правая рука (и будущий преемник) Стив Балмер, а также Скотт Мак-Грегор (последний — скорее невольно: по его мнению, разработка проекта был далека не то что от завершения, но даже и от середины). Зато возможность наконец-то увидеть на мониторе IBM PC сразу несколько приложений, запущенных в окнах с графическим интерфейсом, заинтересовала многих производителей совместимых ПК, собравшихся на презентацию. Это не говоря уже о создателях платформ-конкурентов в лице Apple и Radio Shack.

Microsoft подчёркивала, что готовит к выпуску не новую операционную систему, а расширение для MS-DOS. Lotus, Microsoft Word и прочие приложения планировалось адаптировать для усовершенствованного интерфейса. В комплект Windows намечалось включить пакет GDI («graphics device interface») для разработчиков, чтобы последним не нужно было беспокоиться по поводу аппаратных особенностей того или иного оборудования.

На обещания руководство Microsoft не скупилось. Новинку собирались выпустить уже в апреле следующего 1984 года по цене примерно в 100–250 долларов. При этом в предварительных системных требованиях значились всего лишь 192 КБ ОЗУ и два пятидюймовых дисковода. Иначе говоря, тратиться на жёсткий диск, как в случае с Visi On, необходимости не было. Правда, в состоявшейся презентации Windows для прессы разработчики не смогли показать ничего, помимо простой программы для рисования. Но зато уже через пару недель на ежегодной выставке Comdex в Лас-Вегасе рекламу Windows и даже демонстрационные её версии можно было видеть буквально на каждом шагу.

Сорок років дивимося у «вікна»: Історія графічного інтерфейсу користувача

Уже в конце ноября 1983 года весьма далёкая от состояния готовности Windows появилась на обложках компьютерных журналов. Источник

На некоторые размышления наводил ещё один примечательный факт — отсутствие на презентации самой IBM. Билл Гейтс специально возил показывать этой компании свой проект, но «голубой гигант» новинкой не заинтересовался. Вероятно, не без оснований заподозрив угрозу превращения платформы IBM PC в платформу «Wintel». Не высказав ни слова в поддержку Windows, IBM неожиданно объявила, что собирается заняться дистрибуцией Visi On. Однако и появившийся в августе 1984-го PC AT, повторивший триумф своих старших братьев PC и PC XT, по-прежнему оснащался обычной системой DOS без какой бы то ни было поддержки графического интерфейса или многозадачности. Хотя именно последнюю был призван реализовать лежавший в основе нового ПК процессор Intel 80286 с его защищённым режимом работы. Свою же собственную среду, позволявшую пользователю запускать сразу несколько приложений и переключаться между ними «на лету», IBM анонсировала одновременно с выходом PC AT, а выпустила только в марте 1985-го.

Этот продукт под названием TopView поддерживал не только многозадачность, но и опциональный графический режим, — однако даже в текстовом режиме его быстродействие, как и поддержка команд MS-DOS оставляли желать много лучшего. Несмотря на интерес со стороны аналитиков, увидевших в этом «переключателе задач» первый шаг IBM на пути к превращению PC в закрытую платформу, эта операционная среда, предлагавшаяся по цене в 149 долларов, по сути, провалилась в продажах.

Зато одно из её нововведений, унаследованное Windows, хорошо знакомо всем пользователям первых нескольких версий последней — это файлы с расширением PIF (Program Information File), описывающие способ запуска того или иного DOS-приложения в многозадачной среде (прежде всего — на предмет предоставления ему подходящего количества ресурсов).

Сама же Windows же к тому времени запаздывала уже более чем на год относительно заявленной было даты выхода. После появления в январе 1984-го Apple Macintosh Билл Гейтс и Стив Балмер решили усилить свой проект по части использования мыши, а заодно и пришли к выводу, что выглядеть их интерфейс должен именно так, как у Джобса. А два месяца спустя пришёл черёд учитывать опыт TopView и организовывать поддержку этой программы и других аналогичных ей переключателей задач.

Наиболее популярным из таких аналогов был Desq от компании Quarterdeck Office Systems (более известной своим менеджером оперативной памяти QEMM), вышедший в середине 1984-го. Год спустя его доработали до уровня многозадачности и совместимости с IBM TopView. Новый вариант такой среды назывался DESQview — не обладая GUI функциональностью, он всё же смог познакомить многих пользователей PC с оконным интерфейсом, позволявшим запускать на экране несколько приложений одновременно.

Сорок років дивимося у «вікна»: Історія графічного інтерфейсу користувача

Билл Гейтс представляет. Источник

После шести или семи — по воспоминаниям Стива Балмера — предварительных версий Windows в продажу 20 ноября 1985 года наконец-то поступил окончательный вариант, пронумерованный сразу как «1.01». Кстати сказать, поддержку этой самой первой коммерческой версии своей самой известной программы Microsoft официально прекратила только 31 декабря 2001 года — рекордный показатель для представителей этого семейства.

Обещание насчёт доступной цены удалось сдержать. За новинку просили всего 99 долларов (что равняется примерно 283 долл. в ценах 2023 г.). А вот уложиться в заявленные 192 КБ ОЗУ не получилось. В системных требованиях на коробке значились минимальные 256 КБ (хотя к концу 1985 г. таким объёмом могли похвастаться уже многие модели PC). Зато жёсткий диск таки был опциональным. При желании среду можно было установить на две обычные пятидюймовые дискетки по 360 КБ каждая.

При этом в комплект поставки входило пять таких дискет: четыре занимала сама операционная среда, а пятую — простенький текстовый редактор под названием Microsoft Windows Write (выпускать в качестве бесплатного приложения свой коммерческий Word Билл Гейтс, понятное дело, не собирался, — Word for Windows 1.0 появится только в 1989 году). Во время инсталляции нужно было выбрать одну из моделей мыши (поддерживались как Mouse Systems / Visi On Mouse, так и мыши от самой Microsoft илм Logitech, — вообще без такого манипулятора всё тоже работало, но куда менее удобным образом) и графический режим. При этом и на видеокарте CGA, не говоря уже о монохромной Hercules, изображение было исключительно чёрно-белым, с разрешением 640×200. Для полноценной цветной картинки требовалась появившаяся в конце 1984 года EGA с 64 КБ видеопамяти и соответствующим монитором).

На старте системы запускался файловый менеджер под названием MS-DOS Executive, позволяющий просматривать и запускать содержимое дискет. Помимо уже упоминавшегося Write на отдельном носителе, с дискеты приложений можно было запустить ещё десяток программ: Control Panel (здешние настройки сводились к возможности выбрать цвета оформления того или иного элемента интерфейса да отрегулировать скорость мерцания и двойного щелчка курсора мыши), Paint (с возможностью оперировать только чёрно-белой палитрой даже в цветном режиме), не менее привычные Clock, Calculator и Notepad, Terminal для подключения к другим ПК, Calendar с планировщиком дел, Cardfile для создания картотеки и Clipboard для просмотра содержимого буфера обмена, а также одну игру — Reversi.

Операционная среда (именно такое родовое определение Microsoft Windows значилось на обложке) не позволяла окнам накладываться друг на друга, как в том же текстовом DESQview. Зато по двойному щелчку в левом верхнем углу окно сворачивалось в иконку внизу, на аналоге современной панели задач, откуда её всегда можно было перетянуть назад. Аналогичный двойной щелчок по значку вверху справа разворачивал приложение на полный экран, убирая ту самую панель иконок. Стандартное верхнее меню — с разделами типа «File» и др. — было уже на месте. Однако в отличие от более поздних версий Windows для просмотра его содержимого необходимо было зажимать заголовок левой кнопкой мыши, а не просто щёлкать по таковому.

Наконец, в недрах безымянного меню упомянутого значка в левом верхнем углу каждого окна скрывались, кроме прочего, не самые привычные для нас команды «Icon» и «Zoom», дублирующие двойные щелчки для соответственно сворачивания приложения на панель задач и разворачивания его на полный экран.

Сорок років дивимося у «вікна»: Історія графічного інтерфейсу користувача

Синий экран заставки и некоторые приложения Windows 1.01 в цветном режиме EGA. Обратите внимание, что редактор Write содержит только три разновидности шрифтов…

Подобно своим предшественникам и конкурентам, таким как Visi On, TopView и DESQview, первая версия Microsoft Windows особой популярности не снискала. Критики отмечали всё ту же медлительность работы (всё-таки большинство ПК того времени поддерживали многозадачность скорее теоретически), неудобство пользования интерфейсом при отсутствии в хозяйстве экзотической ещё мыши, а также малое количество поддерживаемых приложений. Apple пожаловалась было насчёт плагиата, указав на подозрительное сходство Windows с интерфейсом Macintosh. Но Microsoft быстро достигла с ней соглашения, подписав контракт на эксклюзивный выпуск Excel для Mac в обмен на право использования идей последнего в области GUI (которые, по большому счёту, всё равно были родом из Пало-Альто, а вовсе не из Купертино!).

Что до конечных пользователей, то на март 1987 года Microsoft заявила об отгрузке полумиллиона экземпляров Windows 1.0. Хотя аналитики указывали куда более скромную цифру в 85–100 тыс. копий. Интересным нюансом являлось то, что многие домашние потребители могли покупать и использовать Windows 1.0, даже не подозревая об этом: некоторые игры и программы запускались именно в этой среде. Формально оставаясь приложениями для DOS (Windows устанавливалась одновременно с ними, будь-то на дискеты или на жёсткий диск).

Как бы то ни было, в отличие от создателей Visi On, TopView и DESQview, не говоря уже о Xerox Alto и Xerox Star, Microsoft продолжала активно разрабатывать и выпускать всё более новые версии своего продукта, совершенствуя интерфейс и увеличивая наполнение. В том числе и по мере того, как распространение более мощного оборудования превращало поддержку домашними ПК многозадачности и графического интерфейса из теоретической возможности в насущную потребность. В итоге настоящую широкую популярность снискала уже только Windows 3.0, вышедшая в 1990 году и проданная за первый год в количестве четырёх миллионов экземпляров. Но это уже совсем другая история.

Сорок років дивимося у «вікна»: Історія графічного інтерфейсу користувача

Политическая стратегия-симулятор «Balance of Power» Криса Кроуфорда — одна из игр для DOS, умевших работать только в Windows 1.0, а потому устанавливавших вместе с собой и эту среду (скриншоты из цветной версии EGA)

Ну, а если кому-то из наших сегодняшних читателей захочется испытать самую первую версию Windows в деле, то стоит заглянуть на сайт WinWorld. Для эмуляции рекомендуется использовать, например, 86box.

Нижек редкая любительская запись выставки Comdex конца 1983 года с первой публичной демонстрацией Windows, снятая Даниэлем Бриклином, создателем первых электронных таблиц VisiCalc.

При поддержке Favbet Tech?
Сорок лет смотрим в «окна»: История графического интерфейса пользователя

Раздел Технологии выходит при поддержке Favbet Tech

Favbet Tech – это IT-компания со 100% украинской ДНК, которая создает совершенные сервисы для iGaming и Betting с использованием передовых технологий и предоставляет доступ к ним. Favbet Tech разрабатывает инновационное программное обеспечение через сложную многокомпонентную платформу, способную выдерживать огромные нагрузки и создавать уникальный опыт для игроков. IT-компания входит в группу компаний FAVBET.


Loading comments...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: