Обзоры
Создание DVD: шаг за шагом

Создание DVD: шаг за шагом


Правда, в таком случае неизбежен ряд побочных эффектов: например, результат будет слишком явно проигрывать любому самому примитивному коммерческому DVD (даже внешне, не говоря уже о внутренней "начинке"), плюс у дисков, созданных в подобных программах, вполне могут возникнуть определенные проблемы совместимости с тем или иным бытовым DVD-проигрывателем.

Поэтому, если вы готовы "день потерять, но потом за пять минут долететь" и согласны возиться с не самыми простыми в освоении програм-мами ради получения настоящего произведения искусства, тогда этот материал для вас.

Сразу должен предупредить тех, кто ждет описания спецификаций DVD, формата MPEG-2, анализа психоакустической модели, используемой для кодирования в AC-3, — здесь не будет ни грамма теории. Точно так же здесь не будет обзоров программ с описанием их возможностей, сравнением с другими аналогичными продуктами и т. п. Это чистой воды пошаговая инструкция для тех, перед кем стоит совершенно конкретная задача: сделать DVD-Video из имеющегося видео-файла.

Итак, у вас есть видео, записанное на жесткий диск, и вы хотите создать из него DVD. Это может быть любительское видео вашего отдыха в Таиланде, снятое на цифровую камеру и переброшенное на ПК через FireWire, или какая-то древняя и невероятно редкая запись на видеокассете (например, свадьба любимой тещи), которую вы с большим трудом смогли оцифровать с помощью одолженного у приятеля TV-тюнера, или просто фильм в DivX хорошего качества, достать который на DVD по каким-либо причинам невозможно (скажем, концерт экзотического исполнителя), а смотреть его хочется все-таки на большом телевизоре, да с удобной разбивкой на эпизоды, а не на маленьком мониторе и с ручной прокруткой. Вне зависимости от происхождения видеофайла технология создания DVD практически одна и та же, поэтому в статье рассказ пойдет "в общем", а в тех местах, где методика различается, это оговаривется отдельно.

Весь процесс можно разбить на две части: подготовку рабочего материала (видео, аудиодорожек, субтитров, меню, фото и т. д.), называемого обычно assets, и создание на их основе готового DVD. При этом подготовительный этап, как правило, оказывается гораздо более трудоемким и продолжительным, нежели собственно "сборка".

1. ПОДГОТОВКА ASSETS

Аудио

Создание DVD: шаг за шагом
Создание DVD: шаг за шагом
Создание DVD: шаг за шагом
Создание DVD: шаг за шагом
Создание DVD: шаг за шагом

С вероятностью 99,9% можно сказать, что звуковая дорожка на вашем DVD будет в стерео. Записать объемный звук в домашних условиях — задача практически неподъемная, а различные способы преобразования стереозвука в 5.1 довольно трудоемки, причем результат, на наш взгляд, не оправдывает затраченных усилий. Поэтому в данной статье рассматриваются лишь два варианта: Dolby Digital 2.0 и MPEG-2 Audio. Конечно, на DVD можно записать и обычный wav-файл, благо, все DVD-плееры его воспроизводят без проблем, однако полтора часа звука в несжатом виде занимают больше гигабайта — это, между прочим, ни много ни мало, четвертая часть вашего будущего диска. Небольшой перебор, не правда ли?

Итак, в случае, если исходным материалом является фильм в DivX, последовательность действий следующая.

Берем VirtualDub, открываем видео и сохраняем звуковую дорожку в виде отдельного файла (пункт меню File — Save WAV).

Теперь нужно выяснить, в каком формате у нас исходный звук. Для этого берем утилиту GSpot или abcAVI Tag Editor (примерно сходные по функциональности программы, показывающие детальную информацию о видео- и аудиопотоках) и перетягиваем файл в окно программы, после чего находим раздел Audio и смотрим, какой кодек использовался. Если там значится DD 5.1 или AC3 (рис. 1), все просто замечательно. У полученного с помощью VirtualDub аудиофайла меняем расширение с .wav на .ac3, и на этом работа со звуковой дорожкой закончена. Если же там значится MP3 (что гораздо более вероятно), то придется немного повозиться.

В этом случае расширение файла меняем на .mp3, открываем его в Winamp, идем в настройки плеера, выбираем группу плагинов Output и переключаемся на Nullsoft Disk Writer Plugin. В нем настраиваем путь, по которому будет сохраняться файл, и выбираем формат PCM, 48 kHz, 16 bit, stereo (рис. 2). После этого закрываем окно опций и нажимаем Play. По окончании "воспроизведения" мы получим, как нетрудно догадаться, WAV-файл. Главное теперь — не забыть в Winamp переключиться на старый плагин воспроизведения (Di-rect-Sound или WaveOut).

Конвертировать полученный WAV-файл в Dolby Digital можно с помощью нескольких программ, например Sonic Foundry Soft Encode или SurCode Stereo Dolby Digital. К сожалению, все они не относятся к разряду легкодоступных, однако при известной настойчивости найти их, в принципе, реально. Кроме того, существует еще абсолютно бесплатная утилита BeSweet, предназначенная для конвертирования аудио практически любых форматов, но, как назло, именно с кодированием в DD 2.0 у нее есть серьезные проблемы (виной тому, собственно, не сама BeSweet, а динамическая библиотека ac3enc.dll стороннего разработчика). Если точнее, то при воспроизведении полученного с его помощью АС3-файла в большинстве случаев вы будете наслаждаться полной тишиной (проверено на нескольких компьютерных медиаплеерах и бытовых DVD-проигрывателях).

Кстати, прослушать результат можно либо с помощью фирменного плеера Creative PlayCenter (входит в комплект драйверов звуковых карт от Creative), либо в Winamp (для последнего придется дополнительно установить плагин WinampAC3, добавляющий популярному плееру возможность воспроизведения многоканальных AC3-файлов) (рис. 3).

Как видим, с получением AC3-звука могут возникнуть очень серьезные проблемы, и если их решить не удастся, то придется остановиться на формате MP2 — хоть по соотношению "размер файла/качество звучания" он и уступает Dolby Digital, все же остается более подходящим вариантом, чем WAV.

Sonic Foundry Soft Encode

Эта программа, во-первых, уже довольно стара (более того, разработчик прекратил ее поддержку) и, во-вторых, весьма капризна — известны случаи, когда после изменения некоторых настроек у нее, образно говоря, "срывало крышу", на определенном этапе кодирования она "выполняла недопустимую ошибку" и закрывалась, причем восстановить нормальную работоспособность после этого удавалось исключительно переустановкой программы с ручной чисткой реестра. Поэтому я бы не рекомендовал без крайней необходимости баловаться с параметрами кодирования звука в Soft Encode — тем более что единственные опции, действительно вам нужные, — это величина битрейта результирующего файла да количество каналов, которые можно менять совершенно безбоязненно (рис. 4).

Соответственно, все, что нам требуется от этой программы, — открыть в ней WAV-файл, в меню Options — Encode Settings переключить пункт Audio Coding Mode на "2/0 (L/R)", а битрейт выбрать в пределах 192—256 Kbps в зависимости от качества исходного материала, типа звука и собственных желаний. Теперь достаточно на панели инструментов нажать кнопку Encode, и через некоторое время у нас будет готовая аудиодорожка с расширением .ac3 (рис. 5).

TMPGEnc Plus

Если вы решили использовать формат MP2, то ваш выбор — TMPGEnc Plus. Здесь все элементарно: перетаскиваем WAV-файл в окно программы — параметр Stream type при этом автоматически переключится на ES (Audio only), нажимаем кнопку Setting и в открывшемся окне выбираем Stream type — MPEG-1 Audio Layer II, указываем битрейт, ставим галочку напротив Error protection, убеждаемся, что значение Sampling frequency равно 48 kHz (если нет, задаем его принудительно) (рис. 6), нажимаем OK, в основном окне выбираем папку, в которую будет сохранен файл, и жмем Start.

Видео

Создание DVD: шаг за шагом
Создание DVD: шаг за шагом
Создание DVD: шаг за шагом
Создание DVD: шаг за шагом
Создание DVD: шаг за шагом

Вне зависимости от того, какой у вас источник видео (запись с цифровой камеры, фильм в DivX или захваченное через аналоговый вход видео), его подготовка для DVD будет происходить следующим образом. Для начала нужно убедиться, что в системе установлен необходимый кодек — здесь опять пригодится GSpot или abcAVI Tag Editor. Простая попытка воспроизведения ("играет — значит, кодек есть"), кстати, не всегда дает правильный ответ — скажем, распространенный кодек FFDSHOW может использоваться для проигрывания видео в форматах DivX различных версий, однако для обработки такого видео в редакторах все же придется устанавливать родной кодек, потому что FFDSHOW тут бессилен.

Итак, основная программа в этом разделе — TMPGEnc Plus. Перетаскиваем файл в ее окно, выбираем пункт ES (Video only) и нажимаем кнопку Setting. На закладке Video (рис. 7) переключаем Stream type в MPEG-2 Video, выбираем разрешение (для PAL — 720Ч576, для NTSC — 720Ч480). Если ваше видео получено с цифровой камеры (или захвачено через аналоговый видеовход), то Aspect Ratio задаем 4:3 Display, если же источником служил широкоэкранный фильм в DivX, переключаемся в 16:9 Display. Частоту кадров (frame-rate) не трогаем — она устанавливается автоматически. Далее следует выбрать битрейт, с которым будет кодироваться видео. Его величина определяется так: нужно из объема DVD-болванки в мегабайтах (приблизительно 4400 MB) вычесть размер всех аудиодорожек и меню (предполагается, что вы их уже создали или хотя бы знаете примерный объем, который они займут), затем вычислить продолжительность фильма в секундах и разделить оставшийся объем на диске на это число, после чего умножить на 8 — результат и будет максимально допустимым битрейтом для вашего фильма (в мегабитах). Учтите только, что больше 9,8 Mbps указывать нельзя в любом случае — это ограничение формата DVD.

Если видео получено с цифровой камеры, оно нуждается в деинтерлейсинге (устранении "лесенок" по краям движущихся объектов). Для этого Encode Mode задаем Interlace (в противном случае, соответственно, Non-interlace).

Параметр Rate control mode выбирается либо Constant bitrate (CBR), если для вас критично время кодирования (или если вы записываете короткий любительский фильм, который без проблем помещается на диск даже в максимально возможном битрейте), либо 2-pass VBR (для получения лучшего качества изображения при том же размере файла). Учтите только, что во втором случае коди-рование будет идти ровно в два раза дольше. И последний параметр на этой странице — Motion search precision. Чем более высокое качество вы выберете, тем дольше будет обрабатываться видео. Опять-таки, здесь выбор за вами — учтите только, что на максимальных настройках даже на не самом слабом компьютере кодирование полуторачасового фильма может затянуться почти на сутки.

Теперь переходим на закладку Advanced и в Video Source Type, а также в Source aspect ratio выбираем те же значения, что и в предыдущем случае на закладке Video (рис. 8). Идем дальше — на закладке GOP Structure для параметра Output interval of sequence header указываем значение 1, а для MAX number of frames in a GOP — либо 18 (для NTSC), либо 15 (для PAL) (рис. 9).

Жмем OK, в основном окне указываем путь, по которому программа сохранит результат (строка Output file name), и нажимаем Start, после чего уходим по своим делам — в зависимости от производительности вашего ПК, длительности фильма и выбранных параметров кодирования компьютер будет загружен работой на время от нескольких минут до нескольких часов.

Кстати, при выборе пропорций экрана надо учесть один нюанс — не всегда "широкоэкранность" изображения означает, что фильм действительно закодирован с пропорциями 16:9 — есть вероятность, что у картинки соотношение сторон на самом деле 4:3, а "недостающие" участки сверху и снизу "залиты" черным цветом. Проверить это можно, посмотрев в свойствах видеофайла размер картинки — если соотношение сторон у нее находится в районе 1,333…, хотя изображение явно широкоэкранное, то в настройках TMPGEnc надо выставить следующие параметры: закладка Video — Aspect Ratio — 16:9 Display, закладка Advanced — Source Aspect Ratio — 4:3 Display, в списке фильтров поставить галочку напротив Clip frame и дважды щелкнуть по его названию, что откроет окно настройки фильтра. Чтобы узнать, насколько следует "подрезать" изображение, вам нужно сначала получить его "правильную" высоту. Для этого ширину в пикселах умножаем на 9 и делим на 16. Теперь из исходной высоты вычитаем итоговую и делим на 2, а результат вводим в поля Top и Bottom — это автоматически отрежет лишнюю "черноту" сверху и снизу (рис. 10). И еще одно — если после кодирования видео при его воспроизведении по бокам наблюдаются узкие черные полосы, то на закладке Advanced параметр Video Arrange Method нужно изменить с установленного по умолчанию Full screen (keep aspect ratio) на Full screen.

Пример создания анимированного меню

Для определенных дисков (скажем, музыкальных) есть сравнительно простой способ создания анимированного меню, причем при минимуме затраченных усилий удается добиться весьма впечатляющих результатов.

Основная идея — использовать в качестве движущегося фона небольшие, до полуминуты, фрагменты концерта, поверх которых будут наложены статичные элементы меню. Такая задача легко решается с помощью бесплатного VirtualDub, в данном случае он позволит обойтись без дорогостоящего и не самого простого в изучении Adobe Premiere.

Итак, определяемся с подходящими фрагментами, загружаем видеофайл в VirtualDub, с помощью ползунка находим интересующий нас участок, клавишами Next/Previous Keyframe устанавливаем его на ключевой кадр, нажимаем Set Selection Start, переходим к окончанию фрагмента и нажимаем Set Selection End (рис. 11). Если вы планируете в качестве звукового сопровождения использовать другую аудиодорожку, то в пункте Audio выбираем No Audio, если же, по вашему мнению, оригинальный звук будет в меню вполне к месту, то последовательность действий такая же, как в описании обработки звука основного видеофайла. Пора озаботиться параметрами видео. Тут все очень просто — по умолчанию VirtualDub сохраняет видео в несжатом виде, который нас на данном этапе полностью устроит. Так что, если вы ничего не трогали в настройке видео, то просто сохраняем файл под каким-нибудь понятным названием (например, File — Save as AVI — mainmenu_uncompressed.avi). Если же настройки кодека менялись, то в пункте меню Video — Compression выбираем (Uncompressed RGB).

Теперь открываем графический редактор (лучше всего подойдут Adobe Photoshop или Corel PHOTO-PAINT) и создаем статичную часть меню (размер картинки должен совпадать с разрешением видео). Здесь перед вами открывается необъятный простор для фантазии — ведь, по сути, именно этот этап в процессе создания DVD является наиболее творческим. Постарайтесь только не переусердствовать — желательно, чтобы все экранные меню были выдержаны в едином стиле и не оказались перегруженными "графическими излишествами". Очень неплохо, кстати, смотрятся полупрозрачные элементы, сквозь которые просвечивает видео, — о том, как добиться этого эффекта, — чуть позднее, сейчас замечу лишь, что в графическом редакторе на первом этапе прозрачные и "непроницаемые" элементы делаются одинаково. Еще один совет: для большей наглядности имеет смысл использовать в качестве фона типовой скриншот из видеофрагмента, играющего роль раздела меню (не забудьте только удалить его, когда работа будет закончена). Финальный результат первым делом нужно сохранить в родном для графического редактора формате, чтобы оставить в целости и сохранности все слои, объекты и т. д. — они вам еще пригодятся в будущем. Допустим, у нас получилось нечто вроде изображенного на рисунке (рис. 12). Теперь удаляем фон, надписи, которые будут пунктами меню, и все прозрачные объекты, а результат экспортируем в bmp-файл (рис. 13). Далее нам нужно создать черно-белую картинку, например такую, как на рисунке (рис. 14) (здесь все объекты с первой картинки должны быть белого цвета, в то время как фон — черного). Если в меню есть прозрачные элементы, с ними проделываем аналогичную операцию — на выходе должны получиться еще два изображения вроде тех, что на рисунках (рис. 15) и (рис. 16). Как видим, на первом присутствуют только прозрачные участки, на втором — они же, но в инвертированном черно-белом варианте.

Потерпите, осталось уже немного. Видеофрагмент (тот самый, который в несжатом виде) загружаем в VirtualDub, идем в пункт меню Video — Filters, нажимаем Add… и из длинного списка выбираем фильтр logo. В появившемся окне в строке Logo image прописываем путь к картинке с непрозрачными частями меню (в нашем случае — MainMenu-neprozrach.bmp), ставим галочку напротив Enable per-pixel alpha-blending using alpha channel, снимаем галочку с Use premultiplied alpha, ставим галочку напротив Use gray channel of secondary image for alpha channel, в появившейся строке вводим путь к MainMenu-neprozrach-grey.bmp и жмем OK.

Если в меню есть прозрачные элементы, добавляем еще один фильтр logo и проделываем все вышеописанные операции с картинками MainMenu-prozrach.bmp и MainMenu-prozrach-grey.bmp — с той лишь разницей, что параметр Opacity, оставленный в первый раз по умолчанию на 100%, теперь необходимо подправить — для этого нажимаем кнопку Show Preview и играемся с ползунком до тех пор, пока не удастся добиться подходящей степени прозрачности (рис. 17). Закрываем окно фильтров и сохраняем проект — опять-таки, в виде несжатого avi. Как видим, у нас получилось практически готовое меню — за исключением собственно пунктов (рис. 18). Возвращаемся в графический редактор и создаем последнюю картинку — на сей раз только с тем текстом, который будет использоваться в качестве пунктов меню (рис. 19). Два маленьких, но очень важных уточнения — если предыдущие изображения создавались в разрешении исходного видео, то нынешнее — в разрешении видео результирующего, т. е. в формате DVD (720×480 или 720×576). Это может повлечь за собой определенные проблемы с точностью позиционирования надписей, особенно если вы создаете видео с анаморфированной картинкой, поэтому тут следует быть особенно внимательным. И второе — текст нужно писать без применения сглаживания шрифтов (Anti-aliasing), иначе на диске он будет практически нечитабельным.

Теперь возвращаемся к нашему видео — запускаем TMPGEnc Plus, перетаскиваем видео-файл в его окно и кодируем в MPEG-2 с теми же параметрами, что и основной фильм, за исключением разве что битрейта, который тут можно выбрать более высоким. Все равно на полуминутном ролике размер особой роли не играет, а вот качество картинки в меню — вещь очень и очень важная. Вот и все, основное меню готово, остальные создаются по его образу и подобию. Правда, ничего сложного?

Создание меню

Создание DVD: шаг за шагом
Создание DVD: шаг за шагом
Создание DVD: шаг за шагом
Создание DVD: шаг за шагом
Создание DVD: шаг за шагом
Создание DVD: шаг за шагом
Создание DVD: шаг за шагом
Создание DVD: шаг за шагом
Создание DVD: шаг за шагом

Конечно, чисто теоретически DVD может вообще не содержать меню — в таком случае сразу после попадания диска в плеер начнется воспроизведение видео. Здравствуй, видеокассета, одним словом, и прощайте, все преимущества DVD. Так что меню, хотя бы самое минимальное, присутствовать все-таки должно — и вам приятно, и зрителям какие-никакие, а удобства.

Меню могут быть двух типов — статичные и анимированные. Естественно, первый вариант гораздо проще в плане создания, однако и выглядит, честно говоря, не ахти (хотя с поставленной задачей, следует признать, справляется на все сто). Поэтому если вы чувствуете себя в силах создать стильную видеозаставку, лучше замахнуться на анимированное меню, если же нет, не отчаивайтесь — статика встречается не только в любительских DVD; я, например, видел массу коммерческих дисков с крайне аскетичным оформлением меню.

Первым делом следует составить план. В общем случае меню имеет примерно такой вид: основной экран (позволяет, как правило, переходить непосредственно к просмотру фильма или к другим пунктам меню); выбор эпизода (chapter); выбор звуковой дорожки и субтитров; бонусы.

Тут же замечу, что в любительских DVD субтитров обычно нет, да и звуковая дорожка только одна, поэтому третий пункт является основным кандидатом на "отставку". Бонусы — вещь также добавляемая по желанию, и только первые два пункта относятся к обязательным.

Теперь, когда общий план готов, можно приступать к работе. Если вы решили остановиться на статичных меню, запускаем Adobe Photoshop или Corel PHOTO-PAINT, по вкусу. Вам придется сделать для каждого раздела меню по две картинки в формате bmp и разрешении, аналогичном таковому для фильма на DVD, — в зависимости от стандарта, PAL или NTSC, это, скорее всего, или 720×576, или 720×480. На первой будет фоновая картинка меню (без пунктов), на второй — только пункты (совмещаться они будут уже в программе создания DVD). Учтите, что если вы собираетесь делать меню в широкоэкранном виде (например, при работе с ReelDVD, который не позволяет использовать разные пропорции экрана в разных элементах одного проекта), то, чтобы избежать искажений, вам придется сначала нарисовать меню в разрешении 720×405 (в пропорции 16:9 — т. е. так, как его увидит зритель), а потом "растянуть" по вертикали до требуемых размеров. В противном случае изображение в меню при воспроизведении полученного DVD будет "сплюснутым".

Если же ваш выбор за анимацией, то без Adobe Premiere обойтись окажется тяжеловато. Впрочем, результат обычно стоит затраченных усилий.

2. СБОРКА DVD

ReelDVD

На самом деле это сравнительно простая программа, которую можно отнести к "среднему классу" как по сложности, так и по возможностям. И хоть на первый взгляд кажется, что разобраться в ней очень тяжело, стоит понять основную идею — и создание DVD становится очень легким и даже увлекательным занятием.

Фраза "средняя по возможностям" означает наличие некоторых досадных ограничений — например, в одном проекте должны использоваться видеофрагменты с одной пропорцией экрана (либо 16:9, либо 4:3), а все аудио должно быть закодировано в одном битрейте. Это неприятно, но не смертельно, и легкость работы в ReelDVD вполне может компенсировать перечисленные недостатки.

Программа содержит четыре основных окна: Explorer, Storyboard Area, Track Window, Preview Window (рис. 20). С первым все и так понятно, а остальные мы сейчас буквально в двух словах опишем. Storyboard Area — главное окно (это видно уже по его размерам), в котором происходит основная работа (добавление всех элементов диска, установление между ними связей и т. д.). Track Window используется для операций с дорожками — подрезание треков, сборка слайд-шоу, добавление звуковых дорожек. Preview Window — окно предварительного просмотра, где вы можете проверить, как будет проигрываться диск.

Создание DVD: шаг за шагом
Создание DVD: шаг за шагом
Создание DVD: шаг за шагом
Создание DVD: шаг за шагом
Создание DVD: шаг за шагом

Приступаем к работе. Первым делом идем в настройки ReelDVD (меню Edit — Project Settings…), на закладке Project даем название диску, на закладке Languages выбираем язык для аудиодорожек и субтитров (это избавит вас от необходимости указывать язык для каждой дорожки в отдельности) (рис. 21). Далее можно изменить используемые в проекте цвета, но от себя могу сказать, что выставленная по умолчанию палитра вас на первых порах полностью устроит, поэтому тут лучше пока ничего не трогать. И на последней закладке (Layout Settings) следует указать, в какой папке создавать имидж диска и все временные файлы. На этом заканчиваем с настройками и возвращаемся в основное окно программы.

Из Проводника (можно использовать как встроенный в ReelDVD Explorer, так и стандартный Windows Explorer) перетаскиваем в Storyboard Area все видеофайлы. В этом окне изначально имеются три круглые кнопки — Включение, Menu и Title. Как только вы "бросили" туда первый элемент, программа тут же установит связь — от кнопки Включение протянется желтая стрелочка к вашему видеофайлу. Это означает, что по умолчанию сразу после попадания еще не готового диска в DVD-плеер начнет воспроизводиться этот видеофрагмент. Пока ничего не трогаем и добавляем остальные видеофайлы — если они есть, разумеется (рис. 22). После них наступает черед аудио — берем последовательно каждую звуковую дорожку и бросаем их на соответствующие видеофрагменты.

Одно из достоинств DVD — разбивка фильма на эпизоды с почти мгновенным доступом к любому из них. Наш диск не станет исключением — выделяем элемент основного видео, и в окне Track Window разбиваем фильм на отдельные части. Для этого перетаскиваем зеленый ползунок в место, где начнется новый эпизод, и нажимаем кнопку New Chapter Break (выглядит она почему-то как пикто-грамма стандартного Windows MediaPlayer), после чего повторяем операцию пару десятков раз. Конечно, занятие это довольно нудное и долгое, но результат стоит того.

Если вы планируете включить в свой диск слайд-шоу (все фотографии должны удовлетворять тем же требованиям, что и статичные меню, поэтому повторяться не будем), то сейчас для этого самое время. Берем первую фотографию и перетягиваем ее в Storyboard Area, на вопрос о типе дорожки отвечаем — SlideShow. Обратите внимание, что в Track Window появился трек нашего нового слайд-шоу — теперь все остальные фото нужно добавлять именно сюда, "встык" к первому. Чтобы отредактировать время показа каждой картинки, нужно просто выбрать ее на треке и потянуть за правый край — все очень просто. Кстати, слайд-шоу рекомендуется сопроводить какой-нибудь фоновой музыкой, чтобы не разглядывать фотографии в гробовой тишине…

Переходим к меню — если они анимированные, то процесс их включения в проект аналогичен (в том числе и аудиосопровождение), если же это статичные картинки, то при перетаскивании в Storyboard Area программа спросит, что именно вы добавляете — меню или слайд-шоу. Выбираете вариант "меню" и точно так же добавляете остальные его пункты. Теперь пришла пора сделать из этих заготовок настоящее меню — для этого перетягиваем в окно проекта картинку с пунктами и бросаем ее на соответствующий видео- (или статичный) элемент (в Track Window при этом появились две новые дорожки — Sp1 и Buttons). Теперь щелкаем правой клавишей мыши по Preview Window, снимаем галочку с Allow docking (после этого окно просмотра превращается в отдельное окно) и растягиваем его до как можно больших размеров — нам это сейчас пригодится. Тут же, кстати, следует оценить, насколько точно совпадают пункты меню с фоном — если есть нестыковки, лучше переделать, пока не поздно.

В нижней части экрана есть панель управления, в ней нажимаем на кнопку Original Color (по умолчанию нажата находящаяся справа от нее Display Color) — это уберет фон. Теперь щелкаем по Create Button (выглядит как создание прямоугольной маски в графическом редакторе, да и действует примерно так же) и последовательно создаем кнопки из каждой надписи (рис. 23). После этого нажимаем Link Vertically или Link Horizontally (в зависимости от расположения пунктов меню) и связываем все кнопки между собой так, как должен будет осуществляться переход от одного пункта к другому в уже готовом диске при нажатии на кнопки навигации. Теперь пора определиться с цветами, в которые будут окрашены эти пункты. Возвращаемся в режим Original Color — здесь мы видим, какой цвет примут надписи в неактивном состоянии. В нижней части экрана есть возможность редактирования четырех цветов — нас интересует Color 3. Для его редактирования щелкаем по числу 100 и в появившейся палитре задаем подходящий цвет, после чего кнопками +/- регулируем его интенсивность. Переключаемся в следующий режим — Selection Color. Это цвет, в который окрасится выбранный (но не нажатый) пункт. Проделываем аналогичную операцию с "третьим цветом". И последний режим — Action Color. Здесь устанавливается цвет пункта в момент нажатия клавиши Select. Поскольку время его отображения обычно очень мало, можно выбрать что-нибудь поярче. Впрочем, это вопрос вкуса. Работа с данным экраном меню закончена — если у вас их несколько, с остальными поступаете аналогично. По окончании работы с меню включаем галочку Allow Docking и перетаскиваем окно на старое место.

Переходим к установлению связей между элементами диска. Если помните, в самом начале программа сама связала включение плеера с первым добавленным в проект видео-файлом. Пришла пора это дело исправить. Если у вас есть какое-то интро (скажем, предупреждение СБУ о незаконности нелегального копирования или логотип вашей собственной домашней видеостудии), то первым отображаться должно, разумеется, оно. Для этого захватываем кнопку Включение за нижнюю часть (в ней горит зеленая "лампочка", при подведении к которой курсора мыши рядом с ним появляются буквы cmd) и перетягиваем ее на интро. Все, мы установили новую связь — теперь после включения плеера будет показываться уже интро. Правда, на нем все и закончится, поскольку что делать после отображения интро, мы программе пока не сказали. Исправляем этот недостаток — у каждого элемента проекта есть три "кнопки" (кроме меню, у которых их четыре): слева находится << (prev) — это говорит о том, куда переходить из текущего элемента при нажатии кнопки back/rev/previous, справа >> (nxt) — куда переходить по нажатии forward либо по окончании воспроизведения текущего элемента, и сверху находится ^ (ret) — что делать при выборе Return. Так что мы "хватаем" интро за кнопку >> и перетягиваем линк на главное меню (если интро нет, то главное меню связываем, естественно, с включением плеера).

Теперь нужно связать меню с остальными элементами диска, в которые можно "попасть" из него, — т. е. с меню выбора эпизода (если таковое есть), воспроизведением фильма, показом слайд-шоу или каких-либо бонусов. Для этого захватываем меню за нижнюю кнопку (cmd) и тянем связь к нужному элементу. После того как вы отпустите кнопку мыши, появится окно с меню — от вас требуется указать его пункт, по выбору которого будет происходить переход по только что установленной связи. Да, если фильм разбит на эпизоды, придется еще и указать, с какого именно места начинать показ.

Покончив со связями, нужно проверить, правильно ли они установлены: не забыт ли где-то переход по нажатии return или, может, вперед/назад для какого-либо из пунктов меню ведет "не туда" (кстати, чуть не забыл предупредить: меню лучше всего зацикливать на себя — т. е. переход "вперед" осуществлять на это же меню, а не на следующее) и т. д. Поскольку к концу работы над проектом Storyboard Area начинает представлять собой хаотическое нагромождение цветных линий (рис. 24), лучше не пытаться разобраться во всей этой паутине, а начать "тестирование" диска. В окне предварительного просмотра в левом нижнем углу панели управления есть Красная кнопка Simulation On/Off: нажимаем ее, затем Play — это запустит воспроизведение диска — и последовательно перебираем все воз-можные варианты действия будущего зрителя (на отставание звука от видео внимания не обращаем, это так и должно быть).

После исправления всех найденных ошибок выходим из "симуляции" и записываем готовый диск — вставляем болванку в привод и нажимаем крайнюю правую кнопку Make Disc… на верхней панели инструментов, в появившемся меню помечаем все пункты (Create DVD Video Files, Create Disc Image File, Write to Device) и жмем Start. Кстати, если по каким-либо причинам ReelDVD отказывается записывать диск (я о таком, правда, не слышал, но мало ли что), можно ограничиться только первым пунктом (Create DVD Video Files) — в этом случае программа создаст две папки AUDIO_TS и VIDEO_TS со всеми необходимыми файлами, которые затем можно будет записать на диск с помощью, например, Nero Burning Rom (выбрав в меню типа диска DVD-Video).

Вот и все, на этом работа над диском заканчивается, и результат многочасовых (или даже многодневных) страданий у компьютера можно вставлять в бытовой DVD-плеер и хвастаться перед друзьями.

Создание субтитров в ReelDVD

Как известно, субтитры на DVD, в отличие от внешних субтитров для фильмов в DivX, хранятся не в текстовом виде, а как своеобразное слайд-шоу — набор графических изображений с информацией о том, какую картинку в какой момент выводить на экран и сколько ее показывать. В случае с ReelDVD это создает пользователю определенные неудобства — к сожалению, программа не позволяет импортировать текстовый файл с субтитрами и конвертировать его в графические изображения (как, например, это реализовано в программе SRT2SUP), поэтому легкий путь (загрузка уже готовых субтитров из Internet с последующей записью на диск) здесь заказан. Вам придется создать энное количество bmp-файлов и экспортировать их в ReelDVD либо поштучно, либо (при достаточно большом их количестве) с помощью специального скрипта.

При создании субтитров (подойдет любой графический редактор) нужно учитывать следующие моменты: размер не должен превышать 720Ч480 (NTSC) или 720Ч576 (PAL); можно использовать только четыре цвета (красный — 255 0 0, синий 0 0 255, черный — 0 0 0 и белый — 255 255 255); при написании текста нельзя применять шрифты со сглаживанием; все изображения должны быть сохранены в одном и том же формате (поддерживаются BMP, JPEG, PICT, Photoshop (PSD), TIFF, Targa) и находиться в одной папке; их названия должны выглядеть следующим образом: name.1.bmp, name.2.bmp и т. д.

Скрипт — это обычный текстовый файл с расширением .sst, который можно записать в любом текстовом редакторе. Выглядеть он должен следующим образом:

st_format 2
Display_Start non_forced
Pixel_Area (2 479)
Display_Area (0 2 719 479)
Color (1 3 4 4)
Contrast (0 15 15 0)
E2 (0 0 255 ===)
E1 (255 0 0 ===)
PA (0 0 0 ===)
BG (255 255 255 ===)
Directory C:DVD_Projectsubs
#########################
SP_NUMBERSTARTENDFILE_NAME
100:01:17:0000:01:19:00Name.1.bmp
200:01:23:1000:01:26:05Name.2.bmp
300:01:28:1500:01:30:05Name.3.bmp

st_format задает формат субтитров (ReelDVD на данный момент поддерживает только второй формат, поэтому вариантов выбора тут просто нет).

Display_Start определяет, будут ли субтитры отображаться в принудительном порядке (forced) или же зритель сможет выбирать — показывать их или нет (non_forced).

Pixel_Area — размер фона для отображения субтитров. Для NTSC — (2 479), для PAL — (2 574).

Display_Area — место для отображения картинки с субтитрами. Для NTSC — (0 2 719 479), для PAL — (0 2 719 574).

Color — коды четырех цветов, использующихся для показа субтитров. Выбираются из 16-цветной палитры, настраиваемой в Project Settings.

Contrast — степень контрастности цветов, используемых для субтитров. Варьируется в пределах от 0 (полная прозрачность) до 15 (полная непрозрачность).

E2, E1, PA, BG — устанавливают соответствие использованных вами цветов при создании bmp-файлов тем, что были выставлены в проекте. Первые три параметра задают цвет в RGB, четвертый (три знака равенства подряд) указывает ReelDVD, что цвет должен совпадать в точности. Более подробную информацию можно найти в справочной системе, но проще всего выставить эти параметры так, как указано в нашем примере.

Directory — папка, в которой находятся субтитры.

Далее следует собственно список всех bmp-файлов с субтитрами и указанием времени начала и конца их отображения (в формате чч:мм:сс:кадр).

На этом подготовка субтитров закончена, и все, что от вас требуется, — во время импортирования исходных материалов в ReelDVD перетянуть файл скрипта в окно Storyboard Area и бросить его на соответствующий видеопоток.

Список упоминаемых в статье программ

abcAVI Tag Editor
abcavi.tk

Adobe Photoshop
www.adobe.com/products/photoshop/main.html

BeSweet
dspguru.doom9.org

Corel PHOTO-PAINT
www.corel.com

Creative PlayCenter
www.creative.com

GSpot
www.headbands.com/gspot

Sonic Foundry Soft Encode
сайт отсутствует

Sonic ReelDVD
www.sonic.com/products/reeldvd

TMPGЕnc Plus
www.pegasys-inc.com/en/product/tp.html

VirtualDub
www.virtualdub.org

Winamp
www.winamp.com

WinampAC3
winampac3.sourceforge.net


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: