Если верить классикам диалектического учения, то для полного понимания какого-либо феномена нужно обращать пристальное внимание как на его форму, так и на его содержание, потому что только в их синтезе его можно познать в полной мере. А вот две крайности — будь-то красиво упакованная ерунда или же хаотичная и неоформленная истина — без своей второй половины будут одинаково ущербны.
Казалось бы, "форма без содержания" и "содержание без формы" — это чистые философские абстракции, предельные случаи, которых в реальности не должно существовать. Однако это не совсем так. Любопытно, что с феноменами, в которых форма явно преобладает над содержанием, мы с вами сталкиваемся довольно часто — это пресловутые "дизайнерские изыски", модные одежки, концепт-кары и прочие красивые и привлекательные, но бесполезные и абсолютно непрактичные в реальной жизни вещи. Что же до преобладания содержания над формой, то к этой категории относится, например, любая информация в цифровом виде, единственным оформлением для которой зачастую выступает лишь двоичный файл на накопителе.
Первой под натиском цифровой бесформенности пала аудиоиндустрия — сначала роскошные виниловые обложки, которые сами по себе могли быть произведениями искусства, усохли до размеров обложки магнитной кассеты и буклета-вкладыша компакт-диска. А потом форма в современной звукозаписи и вовсе умерла — передача музыки по Сети практически исключает какое-либо ее графическое либо текстовое оформление, за исключением никому не нужных миниатюр "album art" и тэгов в mp3-файле.
Цифровая фотография также рискует перейти в список сугубо "виртуальных" сфер — общеизвестно, что владельцы цифровых фотокамер печатают на бумаге все меньше и меньше снимков, предпочитая их просмотр на дисплее или отображение с помощью электронной фоторамки. И уже нередко даже столь знаковые события в жизни людей, как, скажем, свадьба, не являются веским поводом для обращения в минилаб для печати отснятых фото или оформления свадебного альбома.
Следующие на очереди, по-видимому, печатные масс-медиа и книжная индустрия. Первые, подстегнутые кризисом, активно перекочевывают в онлайн — впрочем, об этом вы и так наверняка догадываетесь, глядя на ощутимо уменьшившийся ассортимент раскладок с периодикой. Что же до книг, то недавняя новость с Amazon.com о превышении объемов продаж электронных книг над бумажными заставляет серьезно задуматься над судьбой последних — с большой вероятностью их ждет та же участь. Многие литературные произведения, а то и целые жанры, рискуют стать целиком и полгностью "виртуальными", не издаваясь на бумаге вообще никогда.
Что ж, явление "виртуализации" некоторых сфер человеческой деятельности (преимущественно творческих) явно спровоцировано бурным ростом цифровых технологий и сетей передачи данных. Но нельзя однозначно сказать, хорошо это или плохо.
Раньше, заходя в дом к меломану, увлеченному фотографу либо любителю почитать о его увлечении гостям становилось известно уже с порога — благодаря фоно-, фото- либо библиотеке, размещенной по всей квартире. Сейчас же, по-видимому, уже само понятие "книжные полки" отживает свое — как и стойки для CD и фотоальбомы. И если раньше, взяв в руки виниловый диск, доставая его из конверта, протирая от пыли и устанавливая на проигрыватель, слушатель совершал своеобразный ритуал (точно так же, как читатель, открывая красивую книгу) и тем самым хоть чуточку приобщался — то после исчезновения этих форм такого приобщения уже не происходит. В самом деле, вряд ли кто-то проникнется патетикой момента, запуская на воспроизведение мр3-файл. Здесь напрашиваются определенные параллели с чайной церемонией — явлением, смысл которого часто остается загадкой для людей, предпочитающих употреблять "чай" в одноразовых пакетах.
С другой стороны, несомненный плюс чисто цифровых данных, не обременных каким-либо оформлением — простота их хранения, копирования, передачи и воспроизведения, а также превосходная компактность и мобильность. Скажем, собираясь в поездку, вряд ли кому-либо пришло бы в голову брать более одной-двух бумажных книг и больше десятка-двух CD (не говоря уже о виниле) — а вот в цифровом виде я прихватил с собой почти всю свою фоно- и библиотеку, а на оставшееся место на жестком диске ноутбука закинул десяток-другой полнометражных кинофильмов в высоком качестве.
Но можно ли говорить о том, что музыка, фото и литература в перспективе перейдут в "цифру" целиком и бесповоротно? Сомневаюсь. Сейчас это не ощущается, но, уверен, наступят времена, когда физические носители будут цениться довольно высоко. Возможно, отнюдь не всеми, и совершенно однозначно, отнюдь не во всех случаях — но ренессанс физических носителей обязательно наступит, как наступил, к примеру, ренессанс винила. Особенно это касается искусства, потому что именно в искусстве больше всего ценится гармоничный синтез формы и содержания, и без достойного оформления его произведения попросту немыслимы.
Однако сейчас, когда я пишу эти строки, сидя в аэропорту "Шереметьево" и ожидая рейс в Лас-Вегас, перекос в сторону содержания ярко выражен и абсолютно очевиден. Что ж, полагаю, выставка Consumer Electronics Show 2010 — это как раз отличное место, чтобы понаблюдать, сколь причудливые формы примет эта тенденция уже в недалеком будущем, уж простите мне мой невольный каламбур. 🙂 Именно этим я и намерен заниматься ближайшую неделю. Постараюсь быть содержательным и интересным 🙂