Обзоры
Укрощение «пыха»

Укрощение «пыха»


Прямой жесткий свет при съемке портретов практически всегда создает на лице модели резкие тени, выбеливает участки кожи, и в итоге у нас получается довольно неприятная картинка. Как же компенсировать этот артефакт, снимая со встроенной или системной накамерной вспышкой?

Рассмотрим некоторые, наиболее популярные решения. Сразу заметим, что для применения практически всех описанных приемов требуется, чтобы ваша камера поддерживала ручные настройки, в частности, позволяла раздельно варьировать выдержку и диафрагму.

Итак, встроенная вспышка. Если съемка происходит в помещении с достаточно низкими белыми потолками, то имеет смысл перенаправить импульс встроенной вспышки в потолок. Для этого можно использовать обычную белую визитку или небольшой кусочек листка белой бумаги. Поступаем следующим образом: если необходимо, откроем встроенную вспышку, установим максимальную мощность ее импульса и, удерживая в правой руке фотоаппарат, левой рукой с помощью визитки (листка бумаги) воспрепятствуем прямому попаданию света от вспышки на объект, перенаправив его в потолок. Регулируя экспозицию и светочувствительность матрицы, а также угол отражения света от визитки и, соответственно, попадания его в потолок, добьемся приемлемой картинки. Бестеневой рисунок на лице, равномерный мягкий свет, объемность – вот всё, что нам требуется получить. Если потолок темный или достаточно высокий, то для создания рассеянного света от встроенной вспышки, можно прикрыть ее в несколько раз сложенным кусочком марли (бинта) либо тонким листом бумаги, устанавливаемом на небольшом расстоянии от блица. В результате света от блица станет более мягким и равномерным.

Для системных накамерных вспышек с подвижной головкой применяют множество различных аксессуаров: отражающие «лопатки», софтбоксы, рассеивающие цилиндрические насадки, фильтры и т.д.

Но в первую очередь надо заметить, что большинство системных накамерных вспышек уже содержат встроенные выдвижные отражатели и рассеиватели, или же подобные аксессуары идут в комплекте поставки.

Направляя головку системной вспышки в потолок (стену) и применяя встроенный отражатель, мы сразу убиваем двух зайцев: свет, отразившись от потолка (стены) создаст мягкое равномерное заполняющее освещение. Свет, отраженный от лопатки-отражателя будет рисующим. Если лопатка не шла в комплекте или была утеряна, а также в том случае, если площадь встроенного отражателя слишком мала, такой аксессуар легко изготовить самостоятельно.

Для этого возьмем листок белого картона (например, от обувной коробки), под линейку нарисуем трапециевидную лопатку с ручкой (нужной площади) и вырежем ее. Отражатель готов. К головке вспышки он крепится, например, с помощью канцелярских резинок, использующихся для денег. В крайнем случае, лопатку можно заменить с помощью одной-двух обычных белых визиток, прикрепляющихся к головке с помощью все тех же резинок.

Чтобы увеличить срок службы лопатки-отражателя, вырезанного из листа белого картона, его стоит заламинировать, а затем рабочую сторону сделать матовой, затерев ее с помощью наждачки-нулёвки – так мы добьемся мягкого равномерного отражения. Кроме того, к ручке такой лопатки следует стационарно пришить широкую резинку, сто существенно увеличит скорость подготовки такой «системы» к работе.

Еще один излюбленный прием фотографов – это отдаление накамерной вспышки от фотоаппарата. Поэтому очень хорошо, если ваша камера поддерживает беспроводное радиоуправление блицами, иначе придется пользоваться синхрокабелями или дорогой, отдельно приобретаемой синхронизирующей радиосистемой. Говоря в целом, удаление блица от точки съемки позволяет существенно расширить круг решаемых задач: на снимке появляется объем, на лице модели можно добиться приятного светотеневого рисунка, отвечающего характеру портретируемого человека.

Некоторые учебники по фотографии пишут, что съемка с одной вспышкой, стоящей в стороне на стойке и «бьющей» на объект, к примеру, справа сверху (от фотографа) моделирует солнечный свет, и следовательно, в таком случае вы получаете наиболее естественную для человеческого восприятия картинку. Но позволю себе заметить, что это верно далеко не всегда. Во-первых, современный человек большую часть своей жизни проводит в офисе или дома, т.е. в тех местах, где постоянно присутствует множество источников света. На концертах и спектаклях для освещения актеров также используют несколько прожекторов. Во-вторых, даже находясь в яркий солнечный день на улице, мы не можем однозначно сказать, что имеем дело только лишь с одним источником света: свет солнца отражается от водной глади, от стен домов, от витрин магазинов. Более того, те или иные отражения привносят свою цветовую тональность. Так, солнечный свет, отразившись от голубой стены дома, существенно изменит тональность картинки. Какие же основные выводы можно сделать из этих соображений? Во-первых, наш мозг давно уже привык к наличию одновременно нескольких источников света. Во-вторых, среди этих источников порой бывает невозможно выделить один, наиболее интенсивный. В-третьих, каждый источник имеет свою цветовую температуру. И в-четвертых, цветовая тональность различных источников может быть совершенно разной. Поэтому, добиваясь требуемой эстетики и объемности кадра, всегда экспериментируйте со светом, с рассеивающими и отражающими поверхностями.

Если средства позволяют, то можно приобрести портативный или обычный софт-бокс для накамерной вспышки, а вместе с ним и кронштейны для его удержания в руке или крепления к стойке.

Уже несколько лет на нашем рынке представлена достаточно любопытная цилиндрическая насадка для накамерных вспышек. Она позволяет значительно смягчить свет, получить «естественные» круглые отражения в глазах модели. Помимо белого, для этой насадки доступны пять фильтров: красный, оранжевый, желтый, зеленый и синий. Таким образом, варьируя предустановки баланса белого, с их помощью можно достичь весьма интересных и оригинальных цветовых и тональных решений снимка.

Ну и, естественно, при съемке с удаленной накамерной вспышкой фотограф может использовать множество подручных средств и самодельных аксессуаров. Так, для вспышки, установленной на «штатной» подставке на столе оригинальным рассеивателем может служить пустая либо полная бутылка. В зависимости от ее цвета и содержания, вы сможете получить довольно оригинальные светотеневые рисунки на лице модели. Правда, управлять их текстурой невозможно – нужно экспериментировать и рассчитывать на удачу.

Простейший софтбокс для своей накамерной вспышки можно смастерить и самостоятельно – в Сети есть куча рецептов. Отличные материалы для самоделкина содержатся на сайте alna.spb.ru. Софтбокс из картона, деревянных реек, алюминиевой пищевой фольги и простыни предлагает еще один фотограф по этому адресу . Как смастерить софтбокс из обычного картонного ящика читайте здесь. Пример еще одной самоделки с контрольными «тестовыми» снимками – портативный софтбокс для накамерной вспышки.

Великолепная идея по созданию софтбокса из листа поливинила реализована здесь. Таким образом, сверхбюджетных самодельных решений для укрощения света – огромное множество. Было бы желание экспериментировать и творить!

Используя для встроенной вспышки визитку белого цвета, легко перенаправить световой поток в белый потолок и получить рассеянное равномерное освещение снимаемой сцены

Системна накамерная вспышка со встроенными отражателем и рассеивателем

Простейшая лопатка-отражатель изготавливается из листа картона

Белые визитки вполне можно использовать в качестве отражателя

Портативный софтбокс надет на накамерную вспышку

Еще один вид портативных софтбоксов, доступных сегодня на украинском рынке

Софтбокс для накамерной вспышки, работающей от батареек, можно удерживать в руках с помощью кронштейна, а можно закрепить вместе с блицем на стойке

Пример использования софтбокса с радиоуправляемой системной вспышкой

Цилиндрический жесткий «софтбокс» для накамерной вспышки с набором фильтров

Кронштейн, позволяющий удалить вспышку от камеры, однако при этом фотограф не теряет мобильность

Выкройка самодельного софтбокса их поливинила. Фото взято с сайта www.diyphotography.net


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: