Интервью

Амир Пинчас, директор Microsoft Ventures: Это лучшее время в истории человечества для создания стартапов

Microsoft-Ventures-ls

Амир Пинчас (Amir Pinchas) имеет большой опыт работы со стартапами, он стоял у истоков создания Microsoft Ventures, фонда, который занимается инвестициями и помогает молодым предпринимателям. О том, зачем Microsoft вкладывает деньги в стартапы, и как молодым украинским компаниям попасть в их программы, Амир рассказал в интервью ITC.UA.

Как долго вы работаете со стартапами, и почему решили заняться этим делом? 

Amir PinchasЯ присоединился к Microsoft четыре года назад, и последние три с половиной года я работаю со стартапами. Почему я решил этим заняться? Вы знаете, у предпринимателей невероятная харизма, мотивация и страсть к тому, что они делают. Ошеломляющим магнетизмом тебя притягивает к этой среде, и хочется постоянно ощущать эту энергию. Для меня, после достаточно продолжительной работы в корпоративном окружении, работать со стартапами — это абсолютно новая атмосфера. И видеть те вызовы, с которыми они сталкиваются, помогать им преодолеть их, и построить успешный бизнес — это настолько классно, что я улыбаюсь каждый день по дороге на работу.

Как вы считаете, сегодня лучшее время для того, чтобы создать стартап?

Безусловно, это лучшее время в истории человечества для создания стартапов. Потому что входные барьеры ещё никогда не были такими низкими. Десять лет назад, для того чтобы создать технологический стартап, вам бы понадобилось потратить $100 тыс только на сервера, сегодня вы можете арендовать в Windows Azure в десять раз больше вычислительной мощности и памяти всего за $100. Технологии ещё никогда не были такими доступными. Доступ к капиталу также значительно упростился с появлением акселераторов, инкубаторов и таких краудфандинговых проектов как Kickstarter. В итоге вы можете быстро получить доступ к деньгам, создать продукт и быстрее продвинуть его покупателям. С расцветом интернета за последние 10 лет и взрывным ростом смартфонов, если вы разработчик мобильных приложений, то можете получить доступ к массовому потребителю во всём мире через магазины приложений Google, Microsoft и Apple даже не выходя из своего дома. Если вам захочется заняться B2B проектом, то онлайн-маркетинг и социальный маркетинг ещё никогда не были таким изощрёнными. Вы можете обратиться к целевой аудитории без больших вложений. Таким образом, чтобы создать стартап вам нужна только хорошая команда и отличная идея.

Какие ошибки молодые предприниматели допускают чаще всего?

Распространённая ошибка — это начать делать продукт не зная, что ты делаешь. Поэтому, если у вас есть хорошая идея и вы начали разработку, это, вероятно, первая ошибка, которую вы сделали. Я советую стартапам отталкиваться от понимания проблемы  и своей целевой аудитории, провести исследование её потребностей, и активно в это инвестировать. Спросить несколько друзей или опросить сто человек будет недостаточно. Нужно войти в серьезный диалог со своей аудиторией и узнать, чего она хочет. Не пытайтесь продавать свой продукт до того, как он будет готов, это ещё одна ошибка. Безусловно, когда ты сидишь на встрече c исполнительным директором компании, которая потенциально купит продукт, то заманчиво не просто задавать какие-то вопросы, а продавать. Но это ошибка. В таких случаях действительно нужно спрашивать, что нужно потенциальному клиенту, и попытаться понять суть существующей проблемы. Уже потом у вас будет сколько угодно времени для проектирования, разработки технологий и продаж. Но начинать нужно именно с изучения потребителей. Ещё одной распространённой ошибкой молодых предпринимателей является то, что они не задумываются кого берут в инвесторы. Связаться с неправильными инвесторами — это может стать разрушительным шагом для компании. Они могут отодвигать вас на второй план, пытаться быть CEO вместо вас или просто расслабиться, откинуться на диване и ничего для вас не делать. Выбор неправильного инвестора, это, пожалуй, самая распространённая ошибка, которую я видел. Люди соблазняются первыми деньгами, которые они могут получить, вместо того, чтобы выбрать инвестора, способного привнести в стартап дополнительную ценность, свой опыт и контакты, который поможет построить бизнес, а не только предоставит финансирование.

Что нужно предпринимателю, чтобы создать успешный продукт? 

Первое, не делайте это самостоятельно. Один человек может взять на себя только определённый объем работы, а быть предпринимателем и создавать собственный стартап — это огромная нагрузка. Поэтому соберите разнообразную команду, людей, которые могут помочь вам достигнуть поставленных целей. Подойдите мудро к их выбору, члены команды должны иметь разнообразные навыки, объединив которые можно будет делать работу лучше. При этом в вашей команде должен быть человек, который разбирается в технологиях. Кроме всего прочего, вы должны быть оптимистом и ясно видеть будущее своей компании. Несмотря на все взлёты и падения вы должны быть сосредоточены на том, к чему вы хотите прийти и верить в это. И если вы действительно в это поверите и будете оптимистом, у вас всё получится.

Есть ли универсальная формула успеха для молодых компаний?

Я сам пытаюсь определить это последние три с половиной года. И короткий ответ — нет. Из стандартных вещей, которые можно приписать успешным предпринимателям — это фокус, страсть, мастерское исполнение, видение и зацикленность на продукте. Они делают продукт, тестируют его, заполняют пробелы, и так снова и снова. В итоге получается огромное количество мини экспериментов, пока всё не будет сделано правильно. Вот такой шаблон работы я вижу среди успешных предпринимателей.

Зачем вообще Microsoft поддерживать стартапы?

Когда мы создали Microsoft Ventures, то сделали это именно для поддержки стартапов, чтобы помочь им построить свои бизнесы. За последние 10 лет множество новых бизнесов — это стартапы. Более того, за последние шесть лет появилось больше 84 компаний, стоимостью в миллиарды долларов, которые начинали как стартапы. Поэтому мы хотим инвестировать в стартапы, чтобы не растерять свои активы. Мы делаем это для того, чтобы усилить партнёрство, помочь им сделать бизнес большим и ценным. Мы помогаем стартапам, но не претендуем на их капитал, взамен мы даём им свои технологии, менторов и наши связи с бизнесами и потребителями, чтобы помочь им быстрее и проще вывести продукт на рынок. И потом мы строим доверительные отношения с этими стартапами, и они становятся нашими партнёрами на будущее, что просто отлично.

То есть на стартапах вы не зарабатываете? 

Нет, если коротко, мы не зарабатываем на стартапах. Мы ничего от них не требуем, и даём многое просто так. От нас они бесплатно получают рабочие места, наставников и наши технологии. Тем не менее, в долгосрочной перспективе, некоторые из этих стартапов станут новыми бизнесами. Например, семь лет назад Facebook не существовал, а сегодня все хотят видеть эту компанию среди своих клиентов. Facebook был одним из стартапов в нашем портфолио, из этого мы имеем хорошие партнёрские отношения, они покупали и покупают огромное количество наших инструментов и программного обеспечения. Так что мы сеем семена волны будущих бизнесов, которые появятся через 5-10 лет.

Что может предложить стартапу Microsoft Ventures, чего не могут дать другие? 

Microsoft Ventures — это не очередной акселератор, это посевной фонд, сеть акселераторов и сообщество ИТ-евангелистов, где мы являемся партнёрами. Первое, что выделяет нас среди других, это наши менторы, мы вкладываем очень многое, чтобы привлечь к работе лучших руководителей, серийных предпринимателей, способных привнести ценность и помочь подготовиться к тем вызовам, с которыми сталкиваются молодые компании. Каждый из наших менторов выделяет по крайней мере один час в неделю для работы со стартапами, в этом очень много ценности. Второе наше отличие — мы не входим в долю. От нас предприниматель получает офисное помещение, наставников, технологическую помощь, бесплатное программное обеспечение, облачные вычисления, и взамен они не должны ничего давать. И третье, у нас очень прагматичный подход, мы не зазываем стартапы: «приходите к нам, и мы через три-четыре месяца посмотрим, что у вас получится». Первый же месяц мы начинаем с исследования потребителей, во второй фазе разрабатывается продукт, чтобы он хорошо подходил потенциальной аудитории, и последний шаг — это финансовая стратегия и питч (от англ. Elevator Pitch — презентация в лифте — выступление от 30 секунд до 2 минут — прим. редакции). Так как в дальнейшем стартап будет много выступать перед инвесторами и клиентами на конференциях и других мероприятиях, ему нужен отличный питч, чтобы люди слышали его и думали: «ух ты, мне это необходимо». Это требует продолжительной практики.

Что нужно сделать стартапу, чтобы попасть в одну из программ Microsoft Ventures?

Наши критерии довольно просты, мы ищем отличные разнообразные команды. Состав команды — это, пожалуй, основа для принятия решения. Также у вас должно быть чёткое видение цели, а члены команды должны посвящать всё рабочее время проекту. Так как создание стартапа — это большой объем работы, и если вы занимаетесь ещё чем-то, у вас ничего не выйдет. И последнее, что мы проверяем — это технологии в основе стартапа, так как мы сами — технологическая компании. Если вы считаете, что соответствуете всем этим критериям, то заходите на microsoftventures.com и подавайте заявку.

Вы работаете с украинскими стартапами? 

У нас нет отдельной программы для Украины, тем не менее, мы работаем с украинскими стартапами на разных уровнях. Первый из них — это программа BizSpark, стартапы из Украины могут подать на неё заявку и получить программное обеспечение Microsoft бесплатно, без каких-либо обязательств. Вам просто нужно соответствовать критериям, зарегистрироваться, и всё — это очень просто. Второй уровень — это сообщество, мы работаем с другими акселераторами, наши технические и бизнес специалисты приходят к ним и помогают строить стартапы. Это два уровня, на которых мы работаем именно в Украине. В остальном, все наши программы являются международными, и вы можете быть украинским стартапом, но попасть к нам в Берлине или Тель-Авиве. Если вы будете достаточно хороши и попадёте к нам, то мы конечно же поможем с получением виз, проживанием и многим другим.

Что вы думаете об украинском ИТ-рынке?

Если честно, у меня нет большого представления о том, как выглядит украинский ИТ-рынок. Из того, что мне удалось подметить, здесь очень много хороших разработчиков, технологических возможностей, а также множество ИТ-компаний работают на аутсорс. У вас есть очень хорошая основа в виде талантов, но чего не хватает для создания отличной экосистемы вокруг программ и технологий, так это знаний как построить бизнес и как сделать его глобальным.

Что стоило бы сделать украинскому правительству, чтобы подстегнуть рост инноваций и создать хорошие условия для стартапов? 

Я не очень знаком с тем, что делает или не делает украинское правительство. Но как я уже говорил ранее, стартапы — это следующие бизнесы. Они создают новые рабочие места, отсутствие которых является большой проблемой для Западного мира, и для центральной части Европы тоже. Это ошеломляюще, насколько сейчас трудно найти работу. Поэтому инвестиции в стартапы — это вложения в ВВП страны. Так что государства должны играть в этом активную роль, и привлекать такие большие компании как Microsoft, а также небольшие акселераторы, создавая тем самым экосистему для инвесторов. При этом они должны обеспечить свободную работу технологических компаний без большого количества ограничений. И если у государства находятся средства на создание инкубаторов и спонсирование стартапов, это ещё лучше.

Что бы вы посоветовали украинским стартапам?

Первое, мыслите глобально. Я имею в виду, что украино- и русскоговорящие пользователи — это отличный источник дохода, но вы можете стать больше и заработать больше. Недостаточно просто взять хорошую идею, которую уже кто-то реализовал в США и перенести её в русскоговорящие страны. Это может быть хорошо, но это не сгенерирует для вас, как для предпринимателя, большую отдачу. Также стоит быть осведомлённым в том, чего ты не знаешь. Множеству молодых украинских предпринимателей и разработчиков не хватает опыта и наставников, чтобы построить бизнес. У них может быть хорошее представление о том, как продукт должен работать на технологическом уровне, но этого просто недостаточно. Поэтому вкладывайте не только в технологии, но и в контакты, наставников, тренинги, а также в знания. Выходите на глобальный уровень.

Завантаження коментарів...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: