Обзоры Игры 27.04.2019 в 09:48 comment

Heaven’s Vault: сюрпризы небесной археологии

author avatar
https://itc.ua/wp-content/uploads/2023/05/Photo_Melkov_uwp_avatar_thumb.jpg *** https://itc.ua/wp-content/uploads/2023/05/Photo_Melkov_uwp_avatar_thumb.jpg *** https://itc.ua/wp-content/uploads/2023/05/Photo_Melkov_uwp_avatar_thumb.jpg

В наши дни не так уж и часто можно встретить самобытную новую игру, не повторяющую ничью «формулу успеха» и не особо озабоченную тем, чтобы вписаться в устоявшиеся каноны жанров. От авторов вышедшей несколько лет назад и завоевавшей множество премий (включая «Выбор редакции» от ITC.ua) «80 Days» можно было ожидать всего что угодно, и «Heaven’s Vault» не стала разочарованием для любителей необычных и оригинальных проектов. В историю приключений молодой женщины-археолога, действие которой происходит в весьма нестандартном и масштабном мире и которая представляет собой нечто вроде «визуальной новеллы» с обилием текстовых диалогов, оказались гармонично вплетены элементы аркады и головоломки, а равно и внушительная доза нелинейности, нисколько не мешающая развёртыванию увлекательной сюжетной линии.

4.5
Оценка ITC.ua
Плюсы: Необычный мир, гармоничное сочетание нескольких жанров, в меру увлекательный сюжет
Минусы: Некоторая затянутость игрового процесса, автоматическое сохранение

Heaven’s Vault

Жанр Adventure
Платформы Windows
Разработчик inkle
Издатель inkle
Сайт
Страничка в Steam

Студия inkle была основана в 2011 году в Кембридже Джоном Ингольдом и Джозефом Хамфри, молодыми, но уже опытными разработчиками – и большими энтузиастами сюжетных игр. Вскоре известность получила их адаптация серии книг-игр «Sorcery!», а затем и воплощение знаменитого романа Жюля Верна о путешествии вокруг света за 80 дней, весьма простое внешне, но отличающееся огромной вариативностью путей к достижению цели. Со временем состав компании увеличился и ныне насчитывает уже девять человек, не считая временных сотрудников, – а потому и свой новый проект авторы смогли сделать намного более масштабным. Формально действие «Heaven’s Vault» разворачивается в космосе и характеризуется наличием относительно открытого мира с возможностью посетить немало разнообразных планет (именуемых тут «лунами»), отчего отдельными своими чертами игра даже напоминает космооперы вроде «Mass Effect». Впрочем, как ни странно, научной фантастики здесь на самом деле не так уж и много (а каких бы то ни было боевых действий или ролевых элементов, разумеется, и вовсе нет).

Не полагается здесь и никакой предыстории или введения в сюжет: демонстрируемый при старте малоинтерактивный пролог является не более чем фрагментом финальной сцены всей истории, так что после того, как время прокручивается на несколько недель назад, к самому началу, мы попадаем в совершенно незнакомую и непривычную обстановку – и постепенно, мало-помалу выясняем как суть происходящего, так и подробности о жизни героини – и всего её окружения. Протагонистку нашу зовут Алия Эласра, и история здешнего мира, называющегося «Туманностью», как раз и является её специальностью: она – археолог, странствующий на своём корабле по лунам для поиска и изучения древних артефактов. В самом начале сюжетной линии нас призывает наша наставница, профессор Маяри из университета столичной планеты Айокс, чтобы попросить провести по всей Туманности розыски своего пропавшего коллеги – некоего учёного-роботолога. Соответственно, роботы здесь тоже будут: одного из них нам дают в неизменные спутники, – Алия даст ему имя «Шесть», поскольку пять предыдущих она одного за другим умудрилась потерять или поломать.

Внешний вид игры также мало похож на виденное нами ранее: с технической точки зрения перед нами оказываются трёхмерные локации с двухмерными и как бы нарочито плоскими и даже немного условно изображёнными персонажами. Лица у героини и всех её – немногочисленных, впрочем – потенциальных собеседников прорисованы вполне чётко и нужные эмоции передают, но вот анимация сделана несколько абстрактно: многие люди похожи на приведений, в том числе потому, что у них почти что не видно ног. В художественном плане всё ещё более примечательно: несмотря на имеющееся разнообразие здешних «лун», практически все они отличаются своеобразным ближневосточным колоритом, напоминающим не то о Средней Азии, не то о Северной Африке. Не зря в качестве эпиграфа к «Heaven’s Vault» использована цитата из «Эпоса о Гильгамеше»: чаще всего Алии придётся исследовать разнообразные руины посреди пустынь, испещрённые клинописными знаками и относящимися к древнему периоду Священной Империи, павшей за несколько столетий до событий игры. «Межпланетное» же пространство представляет собой и вовсе сюрреалистичную картину из струящихся по небу, среди гор и облаков, множества переплетающихся в паутине потоков – «рек» из частиц льда, кислорода и водорода, которые на вид больше похожи на воздушные и по которым строго в направлении течения перемещается с луны на луну парусно-крылатый корабль нашей героини с поэтическим названием «Соловей». Прибавьте к этому спокойную, медитативную и вполне приятную музыку – и получите примерную картину здешнего антуража.

А вот озвучки в «Heaven’s Vault» почти что и нет, – лишь изредка, при прибытии на новую локацию или во время ключевых поворотов сюжетной линии, мы можем услышать голосовые комментарии происходящего от Алии Эласры. Все остальные диалоги и монологи, весьма и весьма многочисленные, отображаются исключительно текстом – который пишется крупными белыми буквами рядом с персонажем (как в комиксах, только без «пузырей») и пропускать который никак нельзя. В подавляющем большинстве случаев нашим собеседником оказывается тот самый робот-спутник: временами разговор начинает он сам, но в любом случае при появлении повода что-либо сказать внизу экрана на некоторое время включается отображение двух кнопок, Q для вопроса и R для реплики, – что именно будет произнесено при нажатии соответствующих клавиш, заранее неизвестно. В отличие от ситуаций выбора – в этом случае, когда речь заходит о чём-либо по-настоящему важном, а не просто об обмене впечатлениями или философскими размышлениями на тему увиденного на очередной планете, нам предлагаются подписанные и пронумерованные (цифрами 1, 2 или 3) варианты продолжения беседы, от которых – как это уже стало стандартным для современных приключенческих и просто сюжетных игр – может зависеть и дальнейший ход событий игрового мира, и улучшение или ухудшение расположения к нам собеседников.

Интерфейс игры при всей необычности геймплея вряд ли покажется сложным в освоении. Камера управляется (то есть, поворачивается) при помощи мыши, тогда как за передвижение Алии отвечают клавиши W, A, S и D. Варианты реплик выбираются нажатием соответствующих цифр, в то время как разнообразные действия активируются левой кнопкой или клавишей E: на возможность их совершения указывают небольшие круглые значки, обозначающие точки интереса на текущей локации, – как правило, к ним предварительно требуется подойти поближе и повернуться лицом. Ускорить передвижение героини никак нельзя; кроме того, в отдельных – наиболее опасных – ситуациях сверху экрана появляется красная полоска-индикатор выносливости или здоровья: некоторые планеты совсем не гостеприимны. К счастью, умереть здесь нельзя, но при плохом самочувствии Алия будет передвигаться ещё медленнее, чем обычно.

Онлайн-курс "Директор з продажу" від Laba.
Як стратегічно впливати на дохід компанії, мотивувати сейлзів перевиконувати KPI та впроваджувати аналітику — навчить комерційний директор Laba з 12-річним досвідом у продажах.
Приєднатись до курсу

При переходе в режим межпланетных путешествий, когда нам кажется, что все текущие дела на данной локации завершены и в беседе мы отдаём нашему спутнику-роботу команду тепепортироваться на борт судна, «Heaven’s Vault» демонстрирует свою немного аркадную сторону. В большей части случаев «Соловьём» придётся управлять вручную, поворачивая при помощи A и D и ускоряясь и замедляясь посредством W и S: само передвижение происходит автоматически, ибо корабль наш плывёт по течению «реки», и вся навигация заключается в возможности взмахивать крыльями (за что отвечает правая кнопка мыши) в условиях слабого течения, – ну и, что главное, в выборе правильного поворота на многочисленных развилках. Прокладывается путь на глобальной карте Туманности, вызываемой нажатием Tab: места, доступные для посещения (иначе говоря, достойные внимания на данном этапе прохождения сюжетной линии), подсвечены красным цветом, и выбор их в качестве следующего пункта путешествия позволит отмечать все нужные повороты как стрелками, так и комментариями робота. В последнем патче авторы добавили и возможность включения «автопилота» при визите в уже известные места, сэкономив тем самым немало времени игрокам, – впрочем, ошибки в любом случае не наказываются (вернуться к случайно пропущенному повороту можно нажатием Backspace).

Несмотря на все прелести небесных путешествий, большую часть времени мы проведём всё же на твёрдой поверхности – в посещении как обитаемых, так и заброшенных «лун». Первых здесь всего четыре: столично-университетский Айокс, фермерская Маэрси, рыночная Ренаки, а также окраинный Элборет, на котором Алия провела первые пятнадцать лет своей сиротской жизни, прежде чем профессор Маяри взяла её под свою опёку. На каждой такой планете нас ждёт всего лишь по два-три уникальных персонажа, с которыми можно поделиться своими новостями или попросить о помощи: например, подруга детства с Элборета отлично разбирается в технике и способна распознать назначение и устройство самого сложного из артефактов. Собирать таковые мы будем по большей части на необитаемых небесных телах – среди руин, садов, дворцов и шахт древней цивилизации: таких «лун» в игре не менее десятка. Подбирая и изучая – часто при помощи простого общения с роботом – ценные находки, мы можем как открыть на карте Туманности новые неизведанные места (если получится обнаружить сразу несколько предметов одинакового происхождения), прикарманить для обмена на другие артефакты у торговцев, сдать в университетский музей при помощи библиотекаря Хуана, ну а главное – выписать имеющиеся практически на каждом достойном внимания экспонате письмена и попытаться разгадать их смысл.

Да, это ещё один из нескольких доступных в «Heaven’s Vault» поджанров: головоломка. Письменность древних в мире Алии не понимает никто, – и только наша героиня, букву за буквой и слово за словом, может научиться читать писания загадочных предков. Таковые отчасти напоминают и арабскую вязь, и упоминавшуюся уже шумерскую клинопись, и древнеегипетские или китайские иероглифы, – слово состоит из нескольких символов, каждый из которых чаще всего является не столько буквой, сколько отдельным же словом. Поначалу мы лишь угадываем некоторые более употребительные части фраз по смыслу, а затем уже подтверждаем (или опровергаем) свои предположения, подставляя их в более законченные предложения. Как ни странно, но особой практической пользы для развития сюжета от такого рода умственной деятельности почти что и нет, – но все собранные нами слова бережно складываются в особом меню, вызываемом нажатием клавиши Т и соседствующим с ещё одним элементом интерфейса: «Хронологией». Здесь, по мере обнаружения нами артефактов и прочих полезных сведений, начинают отображаться на временной шкале все события из жизни Туманности вообще – начиная с самого момента её создания за много тысяч лет до текущего дня и заканчивая действиями Алии за последние несколько минут. Обращаться к этому меню уже и совсем не обязательно, однако оно играет роль заменителя дневника и записной книжки, позволяя окинуть взглядом все совершённые нами исторические открытия.

К сожалению, многие из «лун» разрешается посещать всего один раз, – однако и без этого «Heaven’s Vault» изобилует нелинейностью и множеством альтернативных линий поведения, – а равно и несколькими концовками, в меру эпичными (но почти что не визуализированными). Плохо только, что сохранение здесь одно-единственное и происходит исключительно автоматически, пусть и каждые пару минут. А что самое примечательное в творении inkle – так это просто-таки рекордная для жанра продолжительность: готовьтесь провести в мире Туманности никак не менее пятнадцати, а то и все двадцать и более часов! Правда, отчасти такой внушительный показатель достигается ценой некоторой затянутости и повторяемости процесса, – однако геймплей со множеством непропускаемых текстовых диалогов в любом случае заинтересует скорее терпеливых поклонников неторопливого и внимательного исследования древних руин и расшифровки таинственных символов. При этом после первого прохождения при желании можно повторно приступить к приключениям Алии в режиме «Новая игра +», в котором мы сохраним все сделанные ранее догадки и открытия в плане древнего языка, – а потому процесс изучения письменности предков окажется более интересным и содержательным.

Вывод:

Игра, одинаково интересная и самобытная как по антуражу, так и по многожанровому геймплею


Loading comments...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: