Обзоры

Стандарты и IT


Все большее число компаний в интересах своего бизнеса начинают заниматься всесторонним рассмотрением стандартов и вопросов их практического применения в области системного проектирования, управления качеством и управления проектами. Во многих случаях стандарты имеют необязательный, рекомендательный характер. Однако организации стараются придерживаться их, поскольку деятельность в соответствии со стандартами является в том числе и показателем зрелости компании.


Проблемы стандартизации в IT достаточно подробно рассматривались на практической
конференции "Стандарты в проектах современных информационных систем",
проходившей в Москве с 27 по
29 марта этого года. Мы воспользовались материалами, полученными в ходе конференции,
чтобы определить задачи, которые могут быть решены посредством использования общепринятых
стандартов.

Исторически сложилось так, что информационным технологиям в управлении предприятием обычно отводилась сервисная, вспомогательная роль. Отдел АСУ в подавляющем большинстве случаев рассматривался как "нахлебник" основных производственных подразделений. Главная цель применяемых IT-процессов определялась лишь как "облегчение работы при выполнении рутинных операций, ускорение выполнения работ и повышение качества конечного результата".

Переосмысление роли IT в деятельности современных предприятий постепенно приводит к пониманию IT как действенного рычага для оптимизации бизнес-процессов предприятия на основе сквозной автоматизации составляющих их бизнес-функций. И единственными инструментами для этого являются современные технологии обработки данных и телекоммуникаций.

Тем не менее следует отметить, что централизованное внедрение АСУ на предприятии требует серьезной работы не только со стороны IT-подразделения, но и топ-менеджеров. В Украине, к сожалению, клиент склонен купить "коробку", нежели провести реорганизацию собственного бизнеса и привести его в соответствие с принятыми в мире стандартами.

Хорошо проработанный стандарт вбирает в себя лучшие идеи и опыт профессионалов. Если IT-служба организации пытается разработать собственные методы решения возникающих проблем, в подавляющем большинстве случаев они будут заведомо слабее методов, предусмотренных в международных стандартах, и уж точно не совместимы с ними.

Можно выделить четыре ключевые проблемы, которые так или иначе приходится решать IT-службам компании либо разработчикам и системным интеграторам: управление проектом, методы и модели построения систем, интеграция приложений и управление качеством.

Стандарты и управление проектом

В первую очередь следует отметить, что стандарты этой группы одни из наиболее формализованных, поскольку их использование продолжается в течение всего жизненного цикла систем управления. Тем не менее всеобъемлющей базы документов, регламентирующих работу менеджеров проектов, до сих пор нет. Различными международными стандартами регулируются отдельные вопросы деятельности по проектам.

Наиболее используемыми на сегодняшний день являются: стандарт, основанный на модели,
разработанной в IPMA (International Project Management Association), а также
вариант, предложенный PMI (Project
Management Institute, США
), которые в ряде стран приняты как национальные
стандарты.

Интересно отметить и тот факт, что, кроме терминов и методов координации усилий участников проекта, стандартизации подлежат также квалификация и компетентность менеджеров.


Стандарты в методах и моделях построения систем

Моделирование систем — сложная научная и техническая задача, требующая
дополнительных исследований. Стандарты в этой области — результат многолетней
теоретической и экспериментальной работы научно-исследовательских подразделений
компаний и государственных учреждений ведущих стран мира.

Наиболее известные и применяемые в настоящее время на различных стадиях реинжиниринга
бизнес-процессов и проектирования информационных систем — стандарты (методологии)
моделирования IDEF, UML
и ARIS, являющиеся во многом стандартами де-факто в зарубежной практике.

Известно, что бизнес-процессы предприятия, отображаемые в моделях, имеют принципиально неодинаковый характер. К наиболее формализованным и относительно легко поддающимся моделированию относятся, например, процессы складского и бухгалтерского учета. Труднее моделировать бизнес-процессы с высокой динамикой принятия решений по ходу процесса, такие, как управление закупками или продажами. Еще сложнее моделирование маркетинга, инжиниринга и бизнес-планирования. Эти процессы выполняются в условиях неопределенности внешней среды и требуют применения неструктурированного знания предметной области.

Для каждого из приведенных примеров бизнес-процессов может потребоваться выбор стандарта моделирования, который полнее или удобнее их описывает. Поэтому споры о выборе языка моделирования (как и языка программирования) беспредметны, хотя специалисты в последнее время выделяют UML как средство, сочетающее различные подходы к моделированию бизнес-процессов и возможности отображения основных стандартов представления моделей. С другой стороны, все из перечисленных средств разработки отражают лишь языковой и только частично методологический аспект моделирования бизнес-структуры.

Стандарты в средствах интеграции приложений

С ростом компании должна развиваться и ее ИС, следовательно, и внедренная ранее система класса ERP впоследствии потребует интеграции с CRM-, SCM-, B2B-решениями, которые очень часто могут быть от различных производителей. Для приложений масштаба предприятий принято выделять пять уровней интеграции: бизнес-процессов, приложений с помощью ПО промежуточного слоя, данных, аппаратно-программных платформ разработки, компонентов внутри приложений и между ними.

И здесь в первую очередь следует обратить внимание, пожалуй, на один из новых подходов — управление потоками работ (workflow management). Данная методика разработана консорциумом Workflow Management Coalition (WfMC), а начальным стандартом для работы с workflow может служить WfMC-TC-1016 P,X. 1999.

Ведущие поставщики ERP-систем на мировом рынке (например, SAP AG и Baan) уже реализовали технологии workflow в последних версиях своих продуктов. Среди специализированных систем можно выделить Staffware (компания Staffware), MQ/Series Workflow (IBM), способную прямо взаимодействовать с другими workflow-продуктами, и COSA Workflow (Cosa Solutions).

Для всех из вышеперечисленных стандартов существует и объединяющая их тенденция — внедрение поддержки языка XML, который, по словам специалистов, наконец-то стал универсальным средством обмена бизнес-информацией.

Максимальная стандартизация именно в области интеграции позволит существенно снизить общую стоимость владения информационной системой предприятия в целом.

Стандарты и управление качеством

Ранее решение проблем качества было определяющим в основном в отраслях военно-промышленного комплекса. Они работали по более жестким стандартам, чем другие отрасли, и качество порой достигалось любой ценой.

Сегодня традиционно много внимания уделяется стандартам ISO серии 9000. Все больше компаний получают сертификаты, удостоверяющие соответствие их бизнес-процессов требованиям стандартов качества.

Поскольку внедрение "девятитысячных" стандартов требует прежде всего анализа работы предприятия, побочным эффектом стандартизации становится классификация компаний по способу производства: ремесленный, мануфактура, индустриальный, поточный (модель Форда или модель "Тойоты"). Существуют четкие критерии определения каждого из этих способов, и, как бы ни хотелось компании выглядеть более современной, если ее способ производства де-факто относится, например, к мануфактуре, следует это честно признать.

Такое "признание" в интересах самой компании, поскольку при ориентации на единые показатели качества объем и содержание стандартов, регламентирующих качество продукции, могут и должны сильно отличаться для каждого способа производства. Использование же единого подхода и единого комплекса стандартов для всех компаний вызовет в большинстве случаев совершенно излишний объем работ и не приведет к желаемому результату.

Тем не менее стандартам в управлении качеством должны соответствовать не только бизнес-процессы автоматизируемого предприятия, но и, например, ERP-система. В Украине, к сожалению, часто речь идет только о стандартизации процесса разработки, а не о строгом соответствии стандартам разрабатываемого пограммного продукта. В результате чего возникают проблемы классификации и четкого позиционирования готовых систем.

Заключение

Абсолютно неверно бытующее мнение, что в Украине не выполняются (или слишком медленно выполняются) работы по стандартизации, в том числе и в области информационных систем.

Еще в 1993 г. был утвержден ДСТУ 1.0-93 "Державна система стандартизацiï Украïни.
Основнi положення". В 2001 г. переутверждены многие стандарты ISO редакции
2000 г., в том числе 9000, 9001, 9004. Существует и применяется официальная методика
аттестации производства УкрСЕПРО. В государственных и научных организациях Украины
работают более 100 технических комитетов, которые занимаются разработкой стандартов
во всех областях хозяйства. В области электроники, информационных технологий и
телекоммуникаций 11 технических комитетов подготовили 282 стандарта. Стандартами
информационных технологий занимается Институт кибернетики АНУ им. В. М. Глушкова,
измерениями и управлением в промышленных процессах — Киевское НПО САУ.

Отдельно можно отметить ДСТУ 3918-1999 (ISO/IEC 12207:1995) "Процессы жизненного цикла программного обеспечения", содержащие терминологически хорошо определенную общую систему понятий. Последнее время также появился повторный интерес к старым ГОСТам (на автоматизированные системы и т. п.). Дополнительный толчок дают международные стандарты, которые достаточно успешно адаптируются.

К сожалению, не секрет, что у нас часто внедрение стандартов подменяется ни к чему не обязывающим получением сертификатов. Сертификация производственных процессов — не самоцель. Истинное значение стандартов заключается в стабилизации качества выпускаемой продукции.

Завантаження коментарів...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: