Обзоры
Gorogoa: в поисках жар-птицы
6

Gorogoa: в поисках жар-птицы

Gorogoa: в поисках жар-птицы

Имя инди-разработчика из Калифорнии Джейсона Робертса ещё мало известно в мире игростроения. Однако редко какая дебютная работа, да ещё от 43-летнего автора, привлекает столько внимания, сколько Gorogoa, чья демоверсия была впервые продемонстрирована широкой публике ещё в 2012 году – и с тех пор завоевала несколько наград за художественность визуальной части и за дизайн, заставив многих любителей оригинальных проектов томиться в предвкушении финальной версии. Да, долгое ожидание того стоило: во времена, когда даже солидные компании опасаются пускаться в эксперименты и постоянно повторяют если не других, то самих себя в ремейках и сиквелах шедевров прошлых лет, творение Робертса привлекает уже своей свежестью и необычностью – и отдалённо походит разве что на Machinarium, отличаясь той же ручной работой в стиле «сейчас такого не делают».

Gorogoa

Жанр Головоломка / адвенчура
Платформы Windows / iOS / Nintentdo Switch
Разработчик Buried Signal
Издатель Annapurna Interactive
Сайт, Steam, GOG

Процесс создания игры занял почти семь лет, на протяжении которых многие из ключевых её особенностей успели радикально поменяться. К счастью, в последний год у автора-одиночки появилась крепкая издательская опора в лице Annapurna Interactive, совсем недавно издавшей ещё и необычную What Remains of Edith Finch. Правда, сразу нужно заметить, что весь вложенный в работу труд очевидно сказался на проработанности деталей и в целом на качестве, но отнюдь не на «количестве»: продолжительность «Gorogoa» способна скорее разочаровать. Хотя – не всем же играм быть эпическими и масштабными: и среди короткометражек тоже могут быть свои шедевры и чемпионы.

При этом головоломка Джейсона Робертса относится к числу таких вещей, смысл которых крайне сложно передать словами – да и неподвижные скриншоты мало что поведают о специфике местного игрового процесса. Что по внешности, что по геймплею перед нами настоящий уникум, – хотя можно заметить и кое-какие отсылки к такой классике этого не самого распространённого сегодня жанра, как The Fool’s Errand Клиффа Джонсона, вышедшая ещё в 1987 году и, по признанию автора Gorogoa, послужившая ему некоторым источником для вдохновения. Но, в отличие от этого последнего, склонного к многословию и задачкам лингвистического плана, новинка практически полностью лишена слов (не считая пары пунктов главного меню, без труда переведенных на множество языков, включая русский) – и в отображении как хода сюжета, так и головоломок полагается исключительно на визуальный способ подачи информации.

Игровой экран представляет собой квадрат из четырёх клеток-ячеек на белом фоне, каждая из которых является своего рода «окошком» или «карточкой» с изображением сцены – интерьера комнаты, персонажа, городского пейзажа и так далее. Изображение это часто можно двигать или уменьшать и увеличивать, а главное – соединять с другими «окошками», переставляя карточки и комбинируя их между собой наподобие паззлов или оригами, достигая таким образом весьма необычных и остроумных сочетаний, которые, тем не менее, оказываются ключом к решению той или иной задачки и шагом вперёд на пути игрового сюжета.

Последний, как уже было сказано, подаётся без единого слова: в прологе перед нами предстаёт одна-единственная ячейка, демонстрирующая нам сценку, где мальчик, которому суждено стать нашим протагонистом, выглядывает в окно – и неожиданно замечает парящее над крышами городских домов удивительной красоты создание, более всего напоминающее сказочную Жар-Птицу. Немного полистав странички древнего фолианта, герой обнаруживает там похожую картинку – и свидетельство того, как в дар этому существу (или же для его призыва) люди приносили пять диковинных плодов. Отныне он посвятит всю свою жизнь поиску Птицы и этих ключевых предметов: благодаря уникальному визуальному решению игры, мы увидим перед собой переплетённые фрагменты судьбы героя от юности до старости, а также и истории его города – в периоды мира, войны и разрухи, и последующего возрождения, напоминающие о Европе ХХ века. Вынесенное в заголовок слово Gorogoa, по признанию автора игры, как раз и означает воображаемое чудовище, придуманное им в детстве, – можно также добавить, что проект этот начинался в качестве комикса, и лишь затем обрёл своё воплощение в компьютерной головоломке с элементами адвенчуры. А благодаря отсутствию слов и художественности языка сюжет игры допускает немалую свободу интерпретации и требует некоторого «прочувствования», почти как, скажем, «Тук-тук-тук!» от Ice-Pick Lodge.

Интерфейс Gorogoa предельно прост: всё управление осуществляется посредством мышки, и на каждом из «окошек» могут отображаться значки для управления его содержимым: стрелка означает возможность передвинуть картинку в указанном направлении, пройдя таким образом «за рамку»; «плюс» или «минус» позволяет, соответственно, сменить масштаб, увеличив или уменьшив данный фрагмент «игрового мира»; а нажатие курсором в форме руки на одной из активных точек приведёт нас к подробному её рассмотрению или же будет означать какое-то взаимодействие. Загнутый уголок в правом верхнем углу нашего «белого листа» с четырьмя клетками по центру откроет главное меню, предоставляющее, кроме самых привычных опций установки громкости (кстати, музыка здесь вполне недурна и служит созданию нужной атмосферы), также и включение или выключение подсветки упомянутых активных предметов при простом нажатии на окошко. Впрочем, самое интересное происходит, когда курсор принимает форму стрелки с четырьмя направлениями: это значит, что текущую картинку можно, так сказать, разделить на слои – и переместить один из них в другую ячейку.

Например, в самом начале игры, когда мы видим у себя на экране (пока что занимающем одну-единственную из клеток) окно с видом на город, можно (и нужно) перенести оконную раму на любое из трёх свободных мест – таким образом, у нас будет занято уже две ячейки: одно с пустым окном (куда затем придётся подставлять другое изображение) и городской пейзаж, где уже становится доступным режим смены масштаба и перспективы обзора. Подобным же образом реализованы и дальнейшие действия и задачки: скажем, соединив между собой смежные части двух картинок, можно помочь герою перейти с одного экрана на другой, а преодоление препятствий и разных высот доступно при помощи «приставной» лестницы. Джейсон Робертс рассказывает, что пытался передать в Gorogoa идею соединения предметов совершенно различных типов и масштабов – но без уклона в сюрреализм или фантастику, а также и без особого акцента на механических головоломках. Поэтому особой экзотики ждать не стоит, и в большинстве случаев мы будем иметь дело с самыми обыденными объектами – но вот наблюдательность, логика и просто фантазия для распознавания аналогов для подстановок и подходящих элементов для комбинаций потребуется очень даже немалая, так что, при всей элементарности процесса манипуляции «окошками-карточками», простыми и лёгкими местные задачки назвать никак нельзя. Так, железнодорожные рельсы при небольшом увеличении вполне способны послужить в качестве лестницы; стрелка термометра на одной из ячеек, помещённого над горящим очагом в другой клетке, способна отклониться ровно настолько, чтобы сыграть роль стрелки уже в третьем окне, – и так далее.

Увы, несмотря на всё разнообразие головоломок, заставляющее поразмыслить, и всю художественность местной картинки, которой можно просто молча любоваться, прохождение пяти глав Gorogoa вместе с прологом и эпилогом вряд ли займёт более двух часов. Одно из скрытых Steam-достижений даже прямо предполагает прохождение игры менее чем за полчаса – хотя с первого раза это, скорее всего, у вас не получится. И всё же охарактеризовать работу Джейсона Робертса иначе как в превосходных выражениях нельзя: это как раз тот случай редкого сочетания оригинальной компьютерной игры и художественной выразительности, который стоит порекомендовать к знакомству даже тем, кто обычно не удостаивает своим вниманием ни головоломки, ни адвенчуры. Просто «Наш выбор!»

5
Оценка ITC.UA
Плюсы: Уникальность игрового дизайна; неповторимый визуальный ряд
Минусы: Крайне небольшая продолжительность
Вывод: Миниатюрный шедевр ручной работы и лучшая головоломка последних лет

 
Roccat рекомендует:

от 2 447 грн
Предложений: 37

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: