Обзоры
Итоги 2012. Главные игры года

Итоги 2012. Главные игры года


Топы продаж, оценки на Metacritic, количество сообщений на форумах – все это зачастую не отражает истинную ценность игровых проектов для жанра, индустрии и геймеров. Мы решили собрать в этом материале возможно не самые идеальные, но самые важные с нашей точки зрения игры 2012 года. Геймплей некоторых из них вызывает вопросы, другие провалились в продажах и потянули за собой разработчиков и издателей, третьи собрали далеко не самые высокие рейтинги, но в каждой из перечисленных ниже игр есть своя изюминка, нечто очень важное и ценное. Если вы считаете себя настоящим игроком, вы просто обязаны увидеть эти проекты. Благо распродажа на Steam еще не закончилась и у вас еще есть время купить лучшие игры 2012 по сходной цене.

Игры представлены в алфавитном порядке и разбиты на несколько категорий.

AAA-игры
Похоже основные претензии, которые игроки предъявляли AAA-проектам, вышедшим в 2012 году – слишком серьезные изменения в продолжениях популярных серий. Одновременно с этим триквелы ругали за малое число нововведений. Этих игроков не поймешь! Лично мы считаем, что изменения нужны и отдаем должное разработчикам, которые рискнули выйти за привычные рамки. Практически каждая из игр в списке ниже вызывала как положительные, так и отрицательные отзывы игроков, но главное, что они не оставили нас равнодушными.

Assassin’s Creed III

Переезд в Новый Свет и новую эпоху пошел серии на пользу. Assassin’s Creed III ценен как попытка переосмысления Американской революции. И если вы не пробегаете игру бездумно убивая всех направо и налево, а параллельно изучаете показанный в AC3 временной период, то вам откроется много интересных и малоизвестных фактов, а самые казалось бы странные и надуманные сценарные ходы окажутся совершенно простыми и очевидными, по сравнению с драматургией реальной истории XVIII века.

Binary Domain

Binary Domain с треском провалилась в продаже. Геймеры не оценили TPS с переизбытком боссов на квадратный метр и весьма средненьким геймплеем, не заметив ни интересного решения с голосовым управлением (правда очень глючного), ни сложных взаимоотношений внутри команды (в шутере!), ни важных вопросов, поднятых в самой игре – самоидентификации роботов, их взаимоотношения с людьми и границ, разделяющих живое и искусственное.

Borderlands 2

Можно сказать, что под видом второй части Borderlands нам продали большой DLC, но нам кажется, что это не делает Borderlands 2 хуже. Может быть эта игра и не содержит глубоких мыслей, а ее сюжет можно пересказать в двух абзацах – зато она отлично играется, благодаря идеально реализованной Diablo-механике. Borderlands 2 больше Diablo, чем сама Diablo.

Call of Duty: Black Ops II

Серию Call of Duty модно ругать за попсовость и рельсовость. В 2012 году было так же модно говорить о снижении продаж Call of Duty: Black Ops II и падении интереса к франшизе. Как оказалось «аналитики» просто не умеют считать. Что же до рельсовости, то в новой части разработчики попытались отойти от шаблона, использовав интересные сюжетные мини-тригеры, которые в итоге могут привести вас к совершенно разным окончаниям игры. Это заслуживает внимания, как и очень неплохой мультиплеер.

Darksiders II

Из прямолинейной action/adventure Darksiders II превратился в полноценную ролевую игру с открытым миром. Эта игра, не оправдавшая надежд идущей на дно THQ, ценна в первую очередь своим стилем, харизматичными героями и оригинальной трактовкой классических мифов. Очень хочется верить, что ожидаемые третья и четвертая часть все-таки увидят свет.

Dark Souls: Prepare to Die Edition

Казалось бы, времена хардкорных RPG, в которых вы можете умереть буквально от каждого чиха противника давно прошли. Но Dark Souls, добравшаяся таки до ПК, с легкостью опровергает это утверждение. Архисложная, мрачная, нестандартная, как будто гость из параллельной вселенной. Вы либо полюбите эту игру с первого взгляда, либо навсегда возненавидите ее и ее авторов.

Diablo III

Скажем честно, мы ожидали от великой Diablo большего. Но Blizzard не то, чтобы промахнулась, но впервые не попала точно в десятку, чего от нее ожидали все поклонники. Впрочем, Diablo III все еще остается хорошей игрой, захватывающей, интересной, вот только она далеко не затмила собой все action/RPG 2012 года, как ожидали многие, а стала просто одной из них. Для Blizzard это почти равносильно провалу.

Dishonored

По мнению многих, Dishonored – главная игра года. Во-первых, в кое веки оригинальный IP, а не триквел, во-вторых, стильный визуальный ряд Антонова, в-третьих, сеттинг, в-четвертых stealth, в-пятых, необычная интерактивность мира, изменяющегося от ваших действий. На поверку открытый мир оказался не таким уж открытым, а stealth – надуманным и слишком простым. Впрочем, это не отменяет остальных достоинств игры – это действительно один из главных проектов 2012.

Far Cry 3

Красивая картинка, огромный мир, масса побочных заданий, захватывающий геймплей… все это конечно хорошо. Но главная ценность Far Cry 3 в том, что авторы не побоялись показать запрещенные в играх вещи – безумие, жестокость, секс, наркотики. Такое впечатление, что они намеренно тыкали во все болевые точки индустрии. Авторов, за компанию с игроками, стоит сводить на сеанс психоанализа. Особенно тех, кто выбрал окончание за туземцев.

Forza Horizon

Внезапно жанр адвентюр переживает новый ренессанс, а вот гонки, как аркадные, так и серьезные, выброшены на обочину. Ни одного проекта, способного конкурировать с хитами прошлых лет в 2012 не случилось. За исключением Forza Horizon, подхватившей знамя Test Drive Unlimited. Если вы любите аркадные гонки, стоит купить Xbox 360 – Forza Horizon эксклюзив для этой платформы.

Hitman: Absolution

Еще один проект, вызвавший многочисленные споры. Часть игроков посчитала его слишком сложным, часть – слишком казуальным и не похожим на предыдущие части Hitman. Нам все же кажется, что эта непохожесть Hitman: Absolution на Blood Money и есть самый положительный момент – нельзя же вечно заниматься самоцитированием. Это другой Hitman, не менее увлекательный, чем предыдущие части сериала.

Mass Effect 3

Финальная часть самой главной фантастической саги XXI века вызвала шторм эмоций. Недовольные окончанием Mass Effect 3 игроки писали петиции, требовали BioWare к ответу и в итоге добились своего – студия немного изменила и доработала финал. Впрочем, первый вариант кажется нам более открытым, оставляющим место для вплетения в него своей собственной истории, окончания, которое мы придумали в своем воображении. В переделанном варианте места для фантазии почти не остается. Mass Effect – игра с двойным дном. Это не просто шутер с ролевыми элементами – за достаточно простым геймплеем прячутся важные вопросы: отношение отцов и детей, ответственность творцов за свои творения и самое главное – дилемма взаимоотношений органической и искусственной цивилизаций. Вопрос, ответ на который человечество вынуждено будет искать уже через пару десятков лет. Возможно предложенный в Mass Effect 3 вариант – синтез, и есть такое решение.

Max Payne 3

Те кто ждал нуар-триквел классического Max Payne оказались разочарованы новым Максом. Те, кто думал, что получит современный казуальный шутер – были удивлены высокой сложностью и несколько старомодным геймплеем. Хотя на поверку Max Payne 3 оказался ближе к оригинальным играм, чем кажется на первый взгляд, да и с точки зрения геймплея – это очень достойная игра. Сложная, но никто и не обещал, что будет легко.

Sleeping Dogs

Sleeping Dogs очень легко ругать – здесь есть вопросы к геймплею, к боевой механике, которая не всегда работает, к завышенным системным требованиям, к анимации, но, в эту игру легко влюбиться за незабываемую атмосферу и вниманию к деталям. Люди побывавшие в Китае с первого взгляда узнают тесные переулки, уличные забегаловки, дружелюбных жителей. Профессионалы расскажут вам о реальных бандах, ставших прототипами триад в игре. Это восточная GTA, непохожая на GTA, и это просто отлично.

Spec Ops: The Line

Spec Ops: The Line – это история о том, как легко принимая правильные решения и руководствуясь благими намерениями, из хорошего парня и отличного солдата превратиться в психопата и безжалостного убийцу. Игра о том, как сходят с ума на войне. Очень сильная с точки зрения сюжета, очень эмоциональная и цепляющая. Таких историй в играх нам еще не рассказывали. А геймплей здесь на самом деле не так уж и плох – не стоит ждать от него чего-то уровня Gears of War, но до Freedom Fighters он вполне дотягивает.

The Walking Dead

На самом деле The Walking Dead не совсем игра – скорей это интерактивный комикс с некоторыми игровыми элементами. Впрочем, именно это и приближает его к оригиналу. Великолепно переданная атмосфера безысходности, очень живые и вызывающие настоящие эмоции персонажи, непростые моральные дилеммы и сложные решения, которые вам придется принимать. Пожалуй, это самый глубокий проект 2012 года. Вот только от игры в нем очень немного.

Torchlight II

31 декабря разработчики сообщили, что Torchlight II продался тиражом 1 млн. экземпляров – очень неплохо для action/RPG вышедшей в один год с Diablo III. И хотя сиквел, это, по большому счету, всего лишь работа над ошибками (как и Borderlands 2), многие ставят Torchlight II выше самой Diablo. Вот что бывает, когда хозяин долго отсутствует.

XCOM: Enemy Unknown

Мы опасались, сможет ли новый XCOM: Enemy Unknown хотя бы приблизится к оригинальному X-COM. Как оказалось зря! Мы получили новый, совсем другой XCOM, но вызывающий столь же чистые и яркие эмоции как и старый X-COM. Игра сохранила дух оригинала и все-также способна сожрать все отведенное на сон время.

Инди-проекты
2012 год – год инди-проектов. Спасибо Steam, Xbox Live Arcade, Kickstarter и The Humble Indie Bundle. Вероятно, в следующем году нас ждет еще больше оригинальных проектов от небольших студий и разработчиков-одиночек.

Deadlight

На самом деле непонятно, какой проект ближе к оригинальному комиксу The Walking Dead – то ли одноименная официальная адвентюра, то ли платформер Deadlight. В отличие от первой, проект Tequila Works может похвастаться отличным геймплеем. А что до общей атмосферы безумия, нетривиального сюжета и скрытого второго дна, то Deadlight может поспорить даже с Spec Ops: The Line.

Dear Esther

Еще одна неигра в нашем списке. Dear Esther – это интерактивное повествование. Необычная аудио-книга с меланхоличной историей и оригинальным визуальным сопровождением, которую вы в буквальном смысле слова проходите. Новая Dear Esther – это ремейк старого мода на Source Engine. Уникальный пример того, как настойчивость и упорство приносят свои плоды. Трехлетняя разработка, силами буквально одного человека, окупилась в течение пары часов продаж.

FTL: Faster Than Light

Примитивная графика и море эмоций от игры – это FTL: Faster Than Light, гениальный симулятор научно-фантастического сериала, созданный силами двух человек. Один из первых проектов, финансируемых с помощью Kickstarter, который уже увидел свет. Не пропустите.

Little Inferno

Little Inferno – не совсем игра, это интерактивная притча, средство для медитации и успокоения испорченных шутерами нервов. Интерактивный камин, в котором можно сжечь негативные эмоции. Впрочем, на самом деле игра не так проста, как кажется.

Mark of the Ninja

На первый взгляд Mark of the Ninja примитивный stealth-платформер. На второй – это захватывающая головоломка с множеством вариантов решения. На третий – игра с не таким уж тривиальным сюжетом. Да и stealth здесь на самом деле не так уж примитивен, в отличии от того же Dishonored.

Мобильные игры
Мобильные игры – отдельная большая тема для исследования, но мы не готовы называть лучшие из них в 2012 г, по той простой причине, что посмотреть хотя бы сотую часть выходящих ежедневно игр для мобильных платформ нереально. Впрочем, об одном из проектов 2012 года мы не можем умолчать, без него картина года будет неполной.

Angry Birds Star Wars

В 2012 году вышло несколько проектов от Rovio и целых две части «Злых птичек», но если Angry Birds Space оставили нас почти равнодушными, то Angry Birds Star Wars покорили казуализацией знаменитой саги Лукаса. Таких Люка и R2-D2 вы еще точно не видели.

MMOG
Кто бы мог подумать, что тягаться с World of WarCraft, казалось бы навечно занявшей трон MMOG, будет не очередная фэнтэзийная RPG, а танковый многопользовательский action от белорусских разработчиков. Впрочем, не самые обнадеживающие результаты двух хороших классических MMORPG так же стали для всех неожиданностью.

DayZ

Кто бы мог предположить, что хардкорный зомби-мод к хардкорному боевому симулятору соберет толпы поклонников и станет объектом для подражания других разработчиков. Но факт остается фактом – DayZ стал явлением 2012 года. 1,5 млн. человек продолжают играть в альфа-версию мода, а в скором времени запланирован релиз отдельной игры DayZ.

Guild Wars 2

Разработка этой MMORPG началась в далеком 2007 году. За это время изменился не только рынок MMOG, но и модель монетизации и привлечения игроков. Так что старорежимная Guild Wars 2 оказалась обречена с самого начала. Стратегия плати один раз, играй сколько хочешь, не работает в мире Free-to-Play. NC Soft теряет деньги и сокращает персонал. Так что пока не поздно, познакомитесь с этой очень красивой сюжетной MMORPG, она того стоит.

Star Wars: The Old Republic

BioWare и EA возлагали огромные надежды на Star Wars: The Old Republic. Не срослось. Суммы, вбуханные в разработку, оказались титаническими, а модель с абонентской платой нерабочей. Зато теперь все желающие могут познакомиться с этой отличной MMORPG в великолепном сеттинге совершенно бесплатно, в Free-to-Play-режиме. К нему тоже есть ряд вопросов, но, надеемся, в скором будущем разработчики исправят имеющиеся недочеты.

World of Tanks

Танковый многопользовательский action World of Tanks продолжает триумфальное шествие по планете. Такое впечатление, что в «Танчики» играют почти все вокруг. Цифры тоже впечатляют – 45 млн. пользователей во всем мире, 617 тыс. боев одновременно. А выпущенные за год 8 обновлений, включающие 89 новых танков и 9 игровых уровней, а также новый рендер и физику дают надежду на столь же активное развитие и в 2013 г.

Сервис года – Kickstarter

Финансирование проектов – это тоже своеобразная экономическая игра. В этом году в Kickstarter играли как маститые разработчики и гейм-гуру 80-90-х годов прошлого века, так и молодые амбициозные команды. В 2012 уже вышли первые из профинансированных проектов – Chivalry: Medieval Warfare, Giana Sisters: Twisted Dreams, Ravaged, FTL: Faster Than Light. В 2013 появятся приставка OUYA, Project Eternity, Double Fine Adventure, Wasteland 2, Homestuck Adventure, Planetary Annihilation, Star Citizen, Shadowrun Returns, Broken Sword – the Serpent’s Curse Adventure, The Banner Saga, Castle Story, ремейк Leisure Suit Larry, Carmageddon: Reincarnation, Project Fedora, Shadowrun Online, Republique, Project GODUS и многие, многие другие – игры, которых мы не чаяли увидеть во втором десятилетии XXI века. Kickstarter стал реальной силой, с которой должны считаться традиционные издатели. Им тоже придется меняться и возможно они тоже станут рисковать, выпуская оригинальные игры, а не плодя клоны хорошо продаваемых серий. Так ли это мы увидим уже в 2013 г.

Вот таким нам видется 2012 игровой год. Если вы еще не познакомились с какими-то из перечисленных проектов – спешите успеть в межсезонье. Первые большие игры 2013 года выйдут уже в феврале.