Обзоры Обзоры 12.04.2006 в 21:00 comment

Персональные online-расчеты: Google выходит на охоту

author avatar
https://secure.gravatar.com/avatar/2f8d57cddfeb455ba418faa11ee01bb0?s=96&r=g&d=https://itc.ua/wp-content/uploads/2023/06/no-avatar.png *** https://secure.gravatar.com/avatar/2f8d57cddfeb455ba418faa11ee01bb0?s=96&r=g&d=https://itc.ua/wp-content/uploads/2023/06/no-avatar.png *** https://itc.ua/wp-content/themes/ITC_6.0/images/no-avatar.svg

ITC.UA

автор

Деньги – кровь экономики, а интернет-экономике нужны интернет-деньги. Привычные в «обычном» мире платежные системы плохо приспособлены для использования в Сети. Инициативу в совершении прямых финансовых сделок, минуя такие традиционные каналы, как банки и эмитенты пластиковых карт, перехватили небольшие компании, в кратчайшие сроки превратившиеся в игроков с мировым именем и миллиардными оборотами.

Мошенничества с пластиковыми картами стали серьезной преградой на пути их повсеместного использования в качестве средства совершения покупок в Интернете. И хотя финансовые учреждения совместно с правительственными органами сделали немало для их безопасного применения в Сети, многие по-прежнему настороженно относятся к передаче номера карты и личных данных третьим лицам. Поэтому копирование офлайновой модели проведения платежей и расчет на ее безусловный успех в Сети ощутимых результатов не приносит.

Пластиковые карты были и остаются предпочтительным средством оплаты товаров и услуг в Интернете, т. е. операций типа customer-to-business (c2b). Но в том случае, когда встречаются два равноправных участника, например при осуществлении сделки на интернет-аукционе, возникает необходимость в новых средствах обеспечения финансовой транзакции типа peer-to-peer (или person-to-person, consumer-to-consumer). Во многом именно по этой причине банки, отличающиеся излишней консервативностью, несмотря на свои возможности уступили пальму первенства в секторе интернет-платежей такого типа небольшим динамичным стартапам.

Царь горы

Владельцем крупнейшей на сегодняшний день платежной системы является PayPal – компания, созданная в конце 1998 г., во времена бума доткомов, когда атмосфера для такого рода проектов была весьма благоприятной. Изначально она имела довольно большие шансы стать коммерчески успешной. Во-первых, для двух ее основателей, включая экс-киевлянина Макса Левчина (Max Levchin), PayPal была уже не первым стартапом (см. мини-интервью во врезке). Во-вторых, ее руководители начали с разработки мощной технологии защиты от мошенничества, выделившей PayPal среди конкурентов. Тем не менее компания достаточно долго существовала на личные сбережения основателей и получила первые деньги от инвесторов только после достижения определенных результатов.

Персональные online-расчеты: Google выходит на охоту
Интерфейс PayPal позволяет проводить транзакцию по электронной почте

Развитие PayPal – классическая «американская история»: используя растущий спрос на системы интернет-платежей, компания обеспечила себе стремительный рост и за несколько лет стала лидером в сегменте p2p. На волне успеха 14 февраля 2002 г. PayPal провела эмиссию своих акций (IPO), первоначальная цена ценной бумаги составляла $13, а их общее количество – 5,4 млн. Причем 15 февраля на момент закрытия торгов цена акции выросла до $20,09, таким образом, биржевая стоимость компании за два дня увеличилась с 70 до 108 млн долл. Однако уже в октябре 2002 г. крупнейший в мире интернет-аукцион eBay заявил о приобретении PayPal за 1,5 млрд долл. акциями. Данная сделка была вполне закономерной: к тому моменту более половины транзакций eBay оплачивались через PayPal, несмотря на все старания первого, направленные на развитие аналогичного сервиса Billpoint. Впрочем, PayPal была не менее зависимой от eBay: 60% доходов она получала от транзакций участников аукциона.

Вопреки предположениям ряда экспертов после смены собственника PayPal не превратилась в сугубо карманный сервис eBay, как часто бывает в таких случаях. Платежная система продолжает развиваться и за рамками интернет-аукциона, предлагая услуги тем, кто не имеет к нему отношения. 13 февраля 2006 г. было объявлено, что база компании перевалила за 100 млн учетных записей, а за 2005 г. общий оборот платежей в системе превысил 27 млрд долл., что принесло более 1 млрд долл. дохода. Для сравнения: в конце 1999 г. после первого года работы компании было зарегистрировано 12 тыс. учетных записей, а общий объем платежей составил всего 235 тыс. долл.

Курс "Web design" від Web-academy.
Швидкий початок кар'єри у сфері IT! Опануйте професію веб-дизайнера — почніть самостійно керувати своїм часом й отримувати високий дохід вже за 9 тижнів.
Дізнатися більше

Кроме того, в начале 2006 г. появилась информация о том, что PayPal собирается выходить в офлайн, эмитировав собственные пластиковые карты, не связанные напрямую с онлайновым счетом пользователя. Карты уже выпущены в США, на очереди Европа. В конце марта также было объявлено о запуске нового сервиса – PayPal Mobile, позволяющего осуществлять платежи по телефонному звонку или с помощью простых текстовых команд вроде send 5 to [email protected].

Существенную поддержку PayPal получает и со стороны своего нынешнего владельца. Например, с 15 января этого года eBay ввела новую политику обеспечения транзакций по сделкам на аукционе, в соответствии с которой PayPal фактически превратилась в единственную систему интернет-платежей, обслуживающую подобные операции.

Такой поворот наносит болезненный удар по относительно небольшим игрокам, к примеру E-Gold. Впрочем, стремительно развиваясь, PayPal вынудила потесниться или уйти с рынка и более крупных соперников. Так, в конце 2004 г. свой сервис Paydirect закрыли Yahoo! и HSBC, а до этого аналогичным образом со своей системой c2it поступил Citibank. Последний более-менее серьезный конкурент PayPal, сервис BidPay, имеющий свыше 4 млн зарегистрированных пользователей, остановил транзакции в конце 2005 г. Правда, CyberSource, купившая в марте 2006 г. активы BidPay за 1,8 млн долл., объявила о намерениях перезапустить сервис летом этого года.

Однако поводов расслабляться у владельцев PayPal пока нет – не столько из-за планирующейся реинкарнации BidPay, сколько из-за амбиций Google. Последняя заявила о своем желании выйти на рынок интернет-платежей в прошлом году. И хотя, говоря об этом проекте, CEO Google Эрик Шмидт специально подчеркивает, что в планы компании не входит конкуренция с PayPal, последняя все же предприняла ряд превентивных мер для укрепления своих позиций. Помимо ввода в действие PayPal Mobile и эмиссии офлайновых платежных карт, в конце 2005 г. компания приобрела за 370 млн долл. платежный шлюз VeriSign. К нему подключены десятки тысяч интернет-магазинов мелких и средних компаний – таким образом PayPal расширила спектр торговых точек, доступных своим клиентам.

Корона лишней не бывает

С момента преобразования Google в публичную акционерную компанию интернет-гигант, с одной стороны, получил доступ к огромным финансовым ресурсам, но с другой – стал заложником своего же успеха: инвесторы ожидают от него сохранения взятого темпа роста. Google пытается оправдывать эти надежды и работает над огромным количеством различных инициатив.

Курс "Web design" від Web-academy.
Швидкий початок кар'єри у сфері IT! Опануйте професію веб-дизайнера — почніть самостійно керувати своїм часом й отримувати високий дохід вже за 9 тижнів.
Дізнатися більше

Новости о том, что Google готовит к запуску собственную систему интернет-платежей, стали достоянием общественности около года назад. Несмотря на то что подобные сообщения взбудоражили Сеть, официальной информации было очень мало вплоть до февраля нынешнего года, что породило массу слухов и домыслов.

Персональные online-расчеты: Google выходит на охоту
Варианты оплаты покупок на Google Base. С недавних пор ограниченный круг пользователей может рассчитываться за товар с помощью платежной системы Google

Стоит заметить, что даже первые свидетельства намерений Google не стали неожиданностью – занимаясь рекламой в Сети продолжительное время, интернет-гигант создал и успешно эксплуатирует свою систему платежей, которая принимает оплату от рекламодателей по программе AdWords и выплачивает деньги, заработанные владельцами сайтов, по программе AdSense. Существующий для этого механизм расчетов имеет все атрибуты полноценной системы интернет-платежей с тем лишь отличием, что ориентирован на существенно более узкую категорию пользователей, однако принципиальных ограничений для того, чтобы сделать его массовым, нет.

Хотя Google объявила, что ее система интернет-платежей не будет конкурировать с PayPal, у большинства специалистов подобное утверждение вызывает вполне обоснованные сомнения: понятно, что конкуренции в любом случае не избежать. В конце февраля появилась новая информация, исходя из которой можно сделать выводы, что Google планирует конкурировать не с PayPal, точнее – не только с ней. Она метит гораздо выше.

Следует напомнить, что осенью прошло года Google начала тестирование своего нового сервиса – Google Base. Он позволяет аккумулировать разного рода информацию, в том числе коммерческие предложения и рекламные сообщения о продаже чего-либо. В момент его запуска речь шла о том, что новый сервис может составить конкуренцию популярной службе объявлений Craigslist, к которой eBay имеет непосредственное отношение (ей принадлежит 25% акций Craigslist). Google Base еще на стадии бета-тестирования стал чрезвычайно популярным, особенно в части коммерческих объявлений. Пока компания ограничивает сервис сообщениями о продаже товаров-вещей, однако это явно временная мера – стоит ли сомневаться, что в будущем купить и продать с помощью Google Base можно будет практически все?

Плюс ко всему в конце февраля этого года стало известно о том, что в Google Base появился новый способ оплаты – Payments with Google, который доступен для тестирования ограниченному числу пользователей системы. Таким образом, возможность разместить объявление в Google Base и провести полноценную сделку, в которой обеспечение денежной транзакции происходит при помощи системы интернет-платежей от Google, позволяет противопоставить ее новый сервис не столько достаточно специфичному Craigslist, сколько eBay в целом, включая, конечно же, и PayPal.

Этот вывод отчасти подкрепляет и ценовая политика Google: расценки на услуги ее системы интернет-платежей составляют $0,25 плюс 2,5% от суммы сделки. Отметим, что стоимость сервиса PayPal сопоставима: при оплате через аукцион eBay товаров на сумму до $3000 цена транзакции равна $0,30 плюс 2,9% от суммы сделки.

О целях Google красноречиво свидетельствует и заявление, касающееся политики возврата платежей по требованию плательщика (chargeback). Интернет-гигант утверждает, что при разрешении проблем будет поддерживать продавца в случае необоснованных требований возврата со стороны клиентов. Это хорошая новость для торгующих компаний, которые сталкиваются с нечистыми на руку покупателями, поскольку большинство посредников в подобных операциях безоговорочно занимает сторону клиента, даже если их требования по chargeback спорные. Большинство, но не все. PayPal как раз и отличается от остальных тем, что в данных вопросах выступает на защиту продавца.

Конкуренция – двигатель прогресса

Хотя сегмент интернет-платежей покинуло много сильных игроков, это вовсе не означает, что рынок бесперспективен или на нем могут работать лишь одна или две компании. Не следует сбрасывать со счетов традиционные системы, ведь, к примеру, 15% объема платежей физических лиц в США обеспечивает Visa. Общее количество ее пластиковых карт, находящихся в международном обороте, превышает 1,3 млрд, а сумма транзакций по ним за год перевалила за отметку в 3 трлн долл. Более того, по итогам 2005 г. оборот по программам e-Commerce у Visa составил 197,7 млрд долл., что на 42,3 млрд превышает показатель 2004 г.

Столь внушительные цифры дают понять, кто настоящий хозяин рынка, однако оговоримся сразу: прямое сравнение в нашем случае некорректно, ведь Visa обслуживает в основном c2b-транзакции и не может предложить такое удобное средство прямых переводов, как PayPal. Но, с другой стороны, очевидно, что если Visa всерьез займется данным сегментом, то работающим на нем компаниям придется несладко. Не потому ли PayPal и заинтересовалась пластиковыми картами?

Пока же «чистые» системы интернет-платежей остаются гораздо более приспособленными для использования в Сети. К примеру, в качестве основного средства оплаты в Интернете Visa позиционирует карту Visa Internet, выпускаемую совместно с банками-партнерами. Эта дебитная карта зачастую не имеет воплощения в пластике, ее нельзя применять для снятия наличных или совершения покупок в обычных магазинах. Единственное ее предназначение – онлайн-оплата товаров и услуг, причем стоимость транзакций ниже, чем для других карт Visa. Однако несмотря на целевое позиционирование, в части платежной политики Visa Internet ничем не отличается от других пластиковых карт: при попытке заплатить все так же нужно сообщать номер и, если необходимо, вводить CVV2-код. К тому же нередки случаи возникновения проблем с приемом платежей там, где их нет при использовании более универсальных карт. И в данном случае Visa Internet наглядно демонстрирует, что подходы, которые хорошо работают в реальном мире, не всегда пригодны для виртуального.

Другой важный момент – безопасность. По данным исследований все той же Visa International, 85% владельцев пластиковых карт называют риск утраты своих сбережений основной причиной отказа от применения этих платежных средств для расчетов в Интернете. Для того чтобы доверять системе свои деньги, клиенты должны чувствовать себя защищенными, и здесь «родные» системы интернет-платежей кажутся куда более привлекательными, поскольку никакие номера или коды верификации в третьи руки передавать не нужно.

Возвращаясь к PayPal, в этом контексте отметим, что хотя компания отличается серьезной заботой о безопасности, не всегда понятно, чьей именно – пользователей или своей собственной. Как известно, ее услуги доступны далеко не во всех регионах, и попытки зарегистрировать учетную запись пользователем с «чужой» территории жестко пресекаются (отслеживаются происхождение IP-адреса, случаи работы через анонимные прокси-серверы). Кроме того, даже если счета открыты по всем правилам, клиенты периодически жалуются на превентивные блокировки со стороны администрации с целью предотвращения возможного мошенничества.

Исходя из этого предположим, что игроку с более гибкой, чем у PayPal, политикой построения отношений с пользователями, вполне под силу отхватить значительную долю рынка в кратчайшие сроки, если он предложит более лояльный к клиенту, но при этом обладающий не меньшей надежностью, вариант защиты. Судя по текущей ситуации, в ближайшее время таким игроком может стать Google. А уж если принять во внимание тот факт, что программы AdSense и AdWords работают в СНГ без ограничений, то запуск сетевым гигантом платежной системы сделает реальной возможность для наших соотечественников оценить все преимущества международных систем интернет-платежей.

E-mail автора: [email protected]

Макс Левчин: «PayPal является прежде всего мощнейшей системой управления рисками»

В чем, с вашей точки зрения, заключается феномен PayPal, о котором так много говорят?

Бизнес PayPal сильно отличается от представлений о нем большинства людей. Если вы зададите вопрос «Что такое PayPal?» любому пользователю системы, то, скорее всего, получите в ответ: «Очень удобный механизм перевода денег». Это правда, но главное в другом. PayPal является прежде всего мощнейшей системой управления рисками, позволяющей определять и предотвращать на ранних стадиях транзакции недобросовестных покупателей и продавцов.

Какие принципы вы положили в основу этой системы при ее разработке?

Персональные online-расчеты: Google выходит на охоту

Многие идеи появились еще во времена, когда я занимался компьютерной графикой, системами симуляции и криптографией. В основу защитного механизма PayPal положены весьма сложные принципы поведенческого моделирования, которые автоматически проверяют каждую транзакцию, проходящую через систему (а в день их, к слову, несколько миллионов), и оценивают вероятность того, что она недобросовестная. При этом учитываются данные предыдущих транзакций, сведения о пользователях, а также общая история переводов, которая фиксируется в PayPal. Если транзакция кажется системе мошеннической, последовательно запускается ряд защитных механизмов (от простого к сложному), иногда требуется и вмешательство администратора. Но, пожалуй, самое интересное заключается в том, что система безопасности PayPal автоматически обучается, накапливает «опыт» и поэтому способна предупреждать новые виды мошенничества, которое, как известно, постоянно совершенствуется.

С чем связано то, что ни в период самостоятельного плавания, ни с того момента, как PayPal стала частью интернет-аукциона, платежная система не выходила на рынки СНГ?

Думаю, причина в том, что для адаптации PayPal в этом регионе требуется немало инвестиций, окупаемость которых остается под вопросом. В частности, несколько лет назад в СНГ были слабо распространены кредитные карты – одно из самых популярных средств проведения расчетов. Кроме того, здесь нет межбанковской автоматизированной расчетной системы (ACH, Automatic ClearingHouse), стандартизированной США и другими странами, а это еще один распространенный механизм обеспечения расчетов person-to-person.

Говорят, вы были одним из противников продажи PayPal интернет-аукциону eBay. Так ли это?

Нет, как раз наоборот, но я понимаю, откуда эти слухи. Напомню, что компания долгое время была независимой и вскоре после старта весьма успешно разместила акции на NASDAQ. Причем PayPal была и остается очень прибыльной, и вполне могла бы продолжать независимое существование. Однако слияние с интернет-аукционом позволило ей выйти на совершенно новый уровень развития – чего стоит хотя бы интеграция в инфраструктуру eBay. Последняя не единожды интересовалась покупкой платежной системы – в течение года до момента слияния мы получили несколько подобных предложений. И до определенной поры я действительно был одним из тех, кто выступал против этого – на мой взгляд, время было неподходящее. Но, подчеркну, финальные условия сделки одобрили все менеджеры PayPal, в том числе и я.

Предлагало ли вам руководство eBay должность после поглощения PayPal?

Да, несколько предложений я получил, но дело в том, что я привык развивать собственные проекты, и руководящая позиция даже в такой крупной компании ограничивала бы сферу моих интересов. Поэтому я решил выйти из этого бизнеса.

Расскажите, пожалуйста, о тех проектах, которые вы развивали до PayPal.

Их было три, и каждый немного лучше предыдущего. Собственно, первый (SponsorNet), как это ни прискорбно, стал провальным, поглотив все мои финансы. Второй (NetMomentum) работал нормально, но непорядочным оказался мой бизнес-партнер. Третья компания (NetMeridian) занималась разработкой программного обеспечения и в итоге была продана Microsoft, правда покупка обошлась ей, на мой взгляд, не очень дорого (смеется). PayPal, понятно, куда прибыльнее, и я надеюсь, что Slide, новый проект, будет еще лучше в этом плане.

Готовите ли вы к продаже проекты Slide и Yelp или они останутся независимыми?

Мой опыт подсказывает, что задача любого стартапа – достичь высоких результатов, сохраняя свою независимость, и Slide, отнимающий все мое время как CEO компании, и Yelp, который я помог основать и на первых порах финансировал, в этом плане не исключение. А думать о продаже компании всегда лучше уже после того, как кто-то сделал предложение, но никак не перед этим.

А к теме электронных платежей возвращаться не планируете?

Пока мне хватает работы. Нужно развивать Slide: у него большие перспективы. Тема электронных платежей очень интересна, но есть еще много сфер, где я хотел бы себя реализовать. Возможно, после Slide я попробую свои силы в нанотехнологиях или в компьютерных играх – почему бы и нет?

Продолжается конкурс авторов ИТС. Напиши статью о развитии игр, гейминг и игровые девайсы и выигрывай профессиональный игровой руль Logitech G923 Racing Wheel, или одну из низкопрофильных игровых клавиатур Logitech G815 LIGHTSYNC RGB Mechanical Gaming Keyboard!


Loading comments...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: