Обзоры
Adobe InDesign: революция свершилась?
0

Adobe InDesign: революция свершилась?

     Чуть более года назад продолжительное затишье на рынке программных систем для допечатной подготовки было нарушено чередой громких событий. Краткая хронология такова. В конце августа 1998 г. руководство Quark обращается к президенту Adobe с предложением о слиянии. Из Adobe отвечают вежливым отказом. Дать четкое объяснение причин такого шага Quark не могли даже признанные аналитики индустрии. Однако спустя лишь неделю после этих событий анонсы Adobe на тогда только что открывшейся осенней Seybold’98 немного прояснили ситуацию. На конференции был объявлен грядущий продукт Adobe — "революционно новая" система для верстки K2, которую журналисты тут же окрестили "Убийца Quark". Среди основных козырей анонсированного продукта назывались — новая архитектура, позволяющая практически безгранично развивать возможности системы с помощью подключаемых модулей; сценарии, обеспечивающие полную автоматизацию работы; кроссплатформенность, умение оперировать с файлами предыдущих лидеров — QuarkXPress и PageMaker; а также новый алгоритм для форматирования строк текста — multi-line composer, обрабатывающий текст поабзацно, а не построчно. Всего разработчики насчитали свыше 1500 нововведений.

     Однако конференция закончилась, и ажиотаж вокруг объявленного продукта постепенно утих. Quark спешно поместила на своем сайте сообщение о прекращении набора бета-тестеров для работы над следующей версией QuarkXPress 5.0, намекая на проводящиеся разработки. Пресса переключилась на обсуждение других тем.

     Ровно через полгода уже на мартовской Seybold’99 Adobe представила рабочую бета-версию Quark-killer’а, к тому времени получившего название InDesign. Впечатление от демонстрации работы пакета было усилено заявлением Adobe о том, что свыше 80 независимых фирм объявили о выпуске подключаемых модулей для InDesign. Также были названы сроки выхода готового продукта и цена — соответственно лето 1999 г. и $700.

     И вновь после шумной выставки наступило затишье. Лишь изредка в Internet-конференции просачивались короткие и достаточно разноречивые отзывы бета-тестеров об InDesign.

     В этот момент в недрах Quark уже велась напряженная работа: делались попытки воспользоваться полученной паузой и оторваться от конкурента. Была анонсирована новая линейка продуктов: QuarkDMS (Digital Media System) — система организации цифровых архивов, Mirim — система для маркетингового анализа, Wrapture — пакет для изготовления упаковки; новое расширение для существующей версии QuarkXPress — avenue.quark, позволяющее сохранять страницы в формате XML.

     Так незаметно пришла осень, и в ее первые дни на конференции Seybold Fall’99, двигаясь в заданном ритме — раз в полгода предоставлять новую информацию, — Adobe сделала официальное заявление о выходе InDesign 1.0. Специалисты допечатной подготовки наконец-то получили шанс испытать систему в деле и составить собственное мнение о возможностях "Убийцы Quark". Итак…

     Системные требования InDesign по сравнению с тем, что необходимо для PageMaker и QuarkXPress, достаточно высоки — минимум Pentium II (рекомендуется P-II-300), 48 МВ (64) ОЗУ и 130 МВ дискового пространства, Windows 98 или NT 4.0 с SP4. После стандартной установки программа занимает 55 МВ на диске (максимум — 75) — достаточно скромно для современного ПО. А вот требования к "железу" Adobe явно приуменьшила — после первых же минут знакомства с программой становится очевидно, что для InDesign нужна машина посерьезней. Субъективно — чтобы работать с InDesign c тем же уровнем комфорта, что и c PageMaker 6.5 и QuarkXPress 4.0 на P-II-300, необходим как минимум P-II—P-III-450. (Для сравнения, но опять же, субъективно — на Macintosh G3 330 MHz программа функционирует быстрее, чем на P-III-450.) Впрочем, сами разработчики не отрицают, что программа работает медленней предшественников — это расплата за нововведения и обещанную гибкость архитектуры.
     

     Интерфейс InDesign выполнен в традиционном для Adobe стиле, более того, на первый взгляд вам покажется, что перед вами Illustrator. Разработчики взяли все лучшее из Photoshop, Illustrator и PageMaker: палитру инструментов и цветов, слои, Навигатор, палитру стилей и т. д. Даже QuarkXPress не остался в стороне, из него позаимствованы метафора рабочего стола Pasteboard и палитра страниц. Все параметры объектов, размещенных на страницах, собраны и доступны для изменения в нескольких плавающих палитрах, причем при выборе какого-либо пункта меню вместо открытия диалогового окна вас отсылают к соответствующей палитре. При этом достигается однообразие действий при обращении к любым свойствам объекта (в отличие от XРress и PageMaker, в которых часть параметров доступна в палитрах, часть — в меню, а часть — лишь через клавиатурные комбинации), что должно способствовать быстрому освоению пакета, однако плавающие палитры занимают слишком много места на экране. Таким образом, пользователям Photoshop и Illustrator, начинающим работать с InDesign, не нужно будет тратить время на изучение интерфейса — он полностью им знаком.
     

     Среди новых возможностей в InDesign есть такие, которые ранее отсутствовали в программах верстки. Главная, конечно же, — это многострочный композиционный механизм. В дополнение к новoму алгоритму кернинга, учитывающему не только метрические характеристики символов, но и особенности восприятия их внешнего вида человеком (пункт Optical в палитре Character), эти нововведения позволяют добиться очень качественного и гладкого расположения текста. Особенно хорошо действие нового алгоритма заметно при использовании в одной строке различных гарнитур. Для особо требовательных пользователей в InDesign также реализован алгоритм "висячей пунктуации" — текст в колонках выравнивается по краю букв, знаки препинания выступают за край текстового блока. Таким образом формируются визуально более ровные края колонок.

     Как говорилось выше, в InDesign используется метафора рабочего стола, подобная той, что в QuarkXPress, но не имеющая основного недостатка последней. В InDesign любые объекты могут выходить за пределы рабочего стола частично или полностью, не вызывая при этом сообщений об ошибке.

     Еще одна полезная функция, недоступная в других пакетах, — интеллектуальная печать. На принтер посылаются лишь видимые части помещенных на страницу объектов — печать существенно ускоряется, особенно при использовании изображений с обтравочными контурами.

     Среди прочих возможностей можно выделить уникальную точность пакета — до десятитысячной доли выбранной единицы измерения, увеличение до 4000%, формат страницы до 5 x 5 м, объединение до 10 страниц в один разворот, возможность открытия нескольких окон одного документа с разной степенью увеличения и т. д.

     Значительно улучшены, по сравнению с PageMaker, типографские возможности пакета. Для макетирования используются универсальные фреймы, которые могут содержать графику или текст, в том числе многоколончатый. Кроме стилей абзацев, наконец-то появились стили символов, расширены возможности управления параметрами выключки и переноса слов. К стандартным параметрам выравнивания по левому краю, по центру, по правому краю и по ширине добавлены два дополнительных — по ширине с выключкой последней строки по правому краю и по центру.

     Появилась интересная функция Flush Space, позволяющая легко вводить выключенный вправо символ, обозначающий конец статьи, — очень удобно для газетной и журнальной верстки.

     Улучшена работа с мастер-страницами — как и в стилях абзацев, существует возможность назначения "родительского" мастера, изменения на котором автоматически отображаются на всех основанных на нем мастерах-"наследниках".

     Отдельно необходимо сказать о языковой поддержке. На данный момент существует только английская версия программы, с которой поставляются модули проверки правописания и словари для автоматического переноса для 21 языка — английского, испанского, французского, немецкого и других европейских языков. Поддержки русского пока нет, и о планах по этому поводу также ничего не известно, но поставляемая с пакетом подробная документация может стимулировать для разработки отсутствующего модуля кого-то из отечественных разработчиков.

     InDesign поддерживает шрифтовые файлы Type 1, TrueType и OpenType в нескольких различных кодировках. Названия установленных в системе шрифтов в палитре Character отображаются разбитыми на три группы — сначала Unicode, затем обычные Windows 1251, следом — остальные. В этой связи при работе с русскими и украинскими текстами возникают определенные проблемы. Поскольку фильтр импорта сохраняет текст в той кодировке, в которой он хранится в исходном файле, то после назначения помещенному таким образом тексту гарнитуры в кодировке, отличной от исходной, вместо русских символов на экране вы увидите набор нечитаемых знаков. Например, так произойдет, если импортировать текст, подготовленный в Word 97 (Unicode), а затем назначить ему гарнитуру в кодировке Windows 1251 (любой шрифт библиотеки Paratype до 93-го года выпуска). К сожалению, в самом InDesign нет средств для изменения кодировки, это придется делать с помощью другого приложения, например того же Word.

     Вместе с палитрой из Illustrator перекочевали и инструменты для работы с кривыми — Реn, Add Anchor Point, Scissors, Gradient и др., а также палитра для задания цвета. Другие, знакомые по все той же программе функции — конвертация текста в кривые, работа с направляющими как с объектами (их, например, можно копировать стандартной комбинацией Ctrl-C — Ctrl-V).

     Не вызывают нареканий и функции экспорта. Страницу или документ можно сохранить в формате EPS или PDF версии 1.3, причем последнее происходит без использования Acrobat Distiller.

     Как было обещано, InDesign открывает файлы публикаций PageMaker 6.5 и QuarkXPress 3.3—4.0. Правда, процесс этот происходит медленно и не всегда успешно. Конвертированные таким образом публикации требуют редактирования, так как параметры трекинга из исходных файлов не переносятся — расплата за использование нового алгоритма обработки строк.

     В программе присутствует еще множество мелких удобств, экономящих время при работе, — неограниченный откат выполненных действий, автоматическое восстановление файла после системного сбоя (работает, даже если файл не был сохранен), редактор горячих клавиш (с готовыми наборами комбинаций QuarkXPress) и т. д.
     

     По мнению разработчиков, главной "революционной" чертой InDesign является программная архитектура. На самом деле программисты Adobe слегка лукавят, говоря, что она абсолютно нова, — новизна заключается только в применении ее в пакете верстки, тогда как все последние продукты Adobe построены на таком же модульном принципе. Если заглянуть в папки со служебными файлами Photoshop 5.0, Illustrator 8.0 или InDesign, мы увидим практически одинаковый набор базовых программных модулей: Adobe Graphics Manager — модуль, отвечающий за экранное отображение, CoolType — растеризатор шрифтов, Adobe PDF Library для прямого экспорта PDF, Modular Parsing System для экспорта и импорта EPS-файлов, Rainbow Bridge — система управления цветом. Все это воплощение нового подхода к разработке приложений, при котором максимально используется один и тот же базовый исходный код. Это позволяет добиться более предсказуемых результатов, например при отображении шрифтов и управлении цветом во всех приложениях, и легче организовать их взаимодействие. Кроме применения одинакового исходного кода, все программы основаны на модульном принципе, что позволяет расширять их, добавляя подключаемые модули, реализующие новые функции. Причем идея модульности в InDesign достигла своего апогея — практически все функции, доступные из меню или палитр, выполнены в виде подключаемых модулей, которые управляются весьма компактным ядром размером около 2 МВ. Обратная сторона такой гибкости — низкая скорость работы программы, особенно при небольшом объеме оперативной памяти — при обращении к какой-либо функции ядро загружает необходимый модуль с диска.
     

     Еще один козырь в конкурентной борьбе — поддержка в InDesign сценариев. Это VisualBasic на платформе Windows и AppleScript для Macintosh. Стандартно поставляется несколько примеров сценариев и подробная документация по их разработке. Кстати, примеры содержат сценарии, реализующие отсутствующие в InDesign средства автоматического построения оглавления, индекса и перекрестных ссылок, правда, возможности их весьма ограничены.
     

     Кроме новых программных и архитектурных решений, использованных в InDesign, Adobe применила иную маркетинговую стратегию. В стандартной поставке пакет не содержит некоторых функций, которые были реализованы в PageMaker, кроме уже упоминавшихся средств построения оглавления, также нет табличного редактора и утилиты для спуска полос. Однако с пакетом поставляются подробная документация и SDK — по мнению Adobe, такой подход должен стимулировать третьи фирмы разрабатывать подключаемые модули. На инсталляционном компакт-диске помещена информация о некоторых доступных модулях. Большая часть из них — знакомые пользователям QuarkXPress расширения, адаптированные для InDesign, например Shadow Caster, FRAEMZ PS или Sonar Bookends. Есть здесь и известный почитателям PageMaker TableEditor, который теперь в виде InDesign plug-in поставляется фирмой PowrTools под названием PowrTable. Можно констатировать, что такой подход принес свои плоды, но расширение функциональности InDesign (или просто доводка ее до уровня XPress 4.0 или PageMaker 6.5) ощутимо скажется на кошельке потребителя.
     

     Продолжая тему отсутствующих возможностей в InDesign, следует также упомянуть о том, что программа не содержит встроенного алгоритма треппинга — поддерживается только Adobe In-Rip Trapping, для реализации которого необходимо печатающее устройство с интерпретатором PostScript Level 3 (видимо, таким образом Adobe пытается стимулировать распространение этих устройств). Также не поддерживаются цветовые модели multi-ink (например, Pantone Hexachrome), отсутствует привычная для пользователей XPress вертикальная выключка текста во фреймах, нет привязки текста к кривой, как в XPress или Illustrator, не поддерживаются многостраничные таблицы, как в Ventura или FrameMaker, и т. д. Но модульность программы позволяет надеяться на скорую реализацию отсутствующих функций либо самой Adobe, либо независимыми разработчиками в виде подключаемых модулей.
     

     Дать однозначную оценку InDesign очень непросто. С одной стороны, программа содержит большое количество ранее нигде не реализованных функций, причем модульная архитектура позволяет расширять ее функциональность практически безгранично. С другой — она достаточно требовательна к ресурсам и не имеет в базовой конфигурации ряда важных функций. Сможет ли InDesign значительно потеснить на рынке QuarkXPress? В ближайшее время и в этой версии — скорее всего, вряд ли. Но потенциал, заложенный в программу, впечатляет, это действительно серьезная заявка на лидерство. Однозначно можно сказать, соглашаясь с отзывами зарубежных коллег, что появление InDesign не пройдет незамеченным, и обострившаяся конкуренция в этом сегменте рынка ПО пойдет на пользу потребителям — ожидается как снижение цен на программные продукты, так и расширение их функциональных возможностей. Чтобы убедиться в этом, достаточно изучить список заявленных новых функций QuarkXPress 5.0.


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: