Нажать спуск цифровой или пленочной фотокамеры и в результате получить запечатленный момент действительности – не столь уж сложная задача. Но как и в любой сфере человеческой деятельности, истинных мастеров фотографии не больше, чем мэтров живописи или скульптуры. Давайте познакомимся с некоторыми выдающимися фотографами. Как и в классическом изобразительном искусстве, в современной «светописи» можно найти совершенно различные стили, темы и способы выражения. Общими для всех героев нашего обзора являются талант и собственное видение того, какие мгновения следует «останавливать» и как это делать.
Содержание
Ян Артус-Бертран
www.yannarthusbertrand.com
www.earthfromtheair.com
home.fujifilm.com/efa
stopland.nm.ru/photos_2002_12.htm
![]() |
Случилось так, что с работами этого блестящего мастера мне довелось столкнуться дважды – в Варшаве в 2003 г. и в Вене в 2004 г. Традиционно его выставки устраиваются под открытым небом, что очень нравится публике, поскольку это максимум удовольствия при нулевых затратах. Название экспозиции простое – «Земля с воздуха», но оно отлично передает ее смысл. Итак, французский фотохудожник Ян Артус-Бертран побывал во многих уголках нашей планеты и, используя современную фотоаппаратуру, «нарисовал» сотни великолепных картин.
Размеры выставленных снимков (ширина – 2 м, высота – 1 м) позволяют разглядеть мельчайшие детали, но самое интересное как раз и состоит в том, что восприятие фотографий в целом и изучение подробностей – два независимых источника впечатлений от этих работ.
Бросив взгляд издалека, видишь колоссальное розовое пятно, но затем, присмотревшись, понимаешь, что перед тобой сотни грациозных фламинго. Ледники и дюны, коралловые рифы и английские лужайки, Венеция, Рио и даже Чернобыль. И во всех фотографиях чувствуется личность автора. Человек, видевший фотографии Артус-Бертрана, безошибочно определит работы, принадлежащие его «объективу». Насладитесь и вы теми экспонатами выставки «Земля с воздуха», которые выложены в Интернете.
Джон Шоу
![]() |
![]() |
Журнал American Photographer назвал Джона Шоу одним из лучших фотографов, специализирующихся на съемках природы, в чем можно убедиться, перелистав странички его персонального сайта. Не тешьте себя надеждой, что картинки будут обладать такими размерами, чтобы из них можно было состряпать себе великолепные обои для Рабочего стола, хотя такое желание будет возникать у вас постоянно. Но даже просмотр того, что есть на сайте, производит незабываемое впечатление.
Кстати, Джон исповедует очень простую и абсолютно разумную философию. Он считает, что человек, фотографирующий природу, сам по себе должен быть натуралистом, должен досконально знать свои «объекты», заниматься их постоянным полевым наблюдением и изучением. Особое внимание Джон обращает на экологический вопрос этики отношений с природой в процессе съемок. «Уважайте то, что фотографируете. Не пересаживайте растения, даже если это нужно для хорошего кадра. Не разлучайте родителей и детенышей. Не разрушайте то, что любите», – говорит он.
Анри Картье-Брессон
В августе 2004 г. скончался француз Анри Картье-Брессон, считавшийся одним из величайших фотографов XX столетия. Ему шел девяносто шестой год. Как видите, фактически Картье-Брессон был ровесником века и бóльшую часть своей жизни вел документальную летопись того, что происходило вокруг.
Фотографией он начал заниматься еще в тридцатые годы, а в 1933 г. уже представил свои работы на первой персональной выставке. В биографии фотодокументалиста и служба во французской армии в годы Второй мировой, и плен, и побег из плена, и участие в Сопротивлении. Именно Картье-Брессон стал первым фотографом из западных стран, кому после смерти Сталина было «милостиво позволено» приехать в Советский Союз. Второе путешествие в СССР состоялось через двадцать лет, в результате появилась книга «О России».
Из мыслей мастера: «Самое трудное для меня – портрет. Надо стараться сфокусировать объектив между кожей портретируемого и его рубашкой». А известный кинорежиссер Отар Иоселиани так однажды сказал об Анри Картье-Брессоне: «У него была «Лейка», и он тихонько и незаметно нажимал на спуск, не мешая течению жизни».
Ги Бурден
![]() |
Ги Бурден сделал себе имя, можно сказать, в гламурной сфере рекламной фотографии в мире моды. В течение долгого времени он работал на знаменитейший журнал Vogue. И хоть фотограф умер в 1991 г., о нем помнят. Более того, даже возникают скандалы по поводу его творческого наследия.
Так, в 2003 г. сын фотохудожника Самюэль подал в суд на Мадонну. Предмет иска – незаконное использование в клипе Hollywood сюжетов и образов, созданных его отцом как раз для журнала Vogue. По подсчетам младшего Бурдена, в видеоряде скопированы мотивы примерно из 11 фотографий.
Кстати, стиль работ Бурдена отличался эпатажностью, элементами сюрреализма и был пронизан мотивами эроса и танатоса. Ходили слухи, что маэстро держал обнаженных девушек-моделей на морозе, чтобы их кожа приобрела необходимый ему не слишком естественный оттенок. Да уж, красота требует жертв.
Джим Маршалл
![]() |
В околомузыкальном мире есть две знаменитости с совершенно одинаковыми именами и фамилиями – Джим Маршалл. Один из них вошел в историю как создатель легендарного гитарного усилителя, а второй стал настоящим фотолетописцем того многообразного и разветвленного культурного явления, которым является современная музыка.
Как меломан со стажем, я просто не мог не включить в наш обзор сайт www.jimmarshallvault.com. Кстати, как и Картье-Брессон, Маршалл пользовался исключительно «Лейкой». Его работы публиковались в Life, Saturday Evening Post, Newsweek и т. п. А в объектив камеры попадали прежде всего легендарные герои рока, джаза, фолка, кантри: «Битлз», Джимми Хендрикс, Боб Дилан, Рэй Чарльз, Фрэнк Синатра, Джон Колтрейн, Дженис Джоплин.
Эрик Майер
Этот парень, принимавший участие в разработке масштабных проектов рекламных кампаний таких гигантов, как Microsoft, Nintendo, Samsung и др., очень нестандартно подошел к реализации собственного Web-ресурса. После загрузки титульной флэшки вы попадете в раздел Stereotypes, где вам будет предложено немножко развлечься.
Представьте себе такую картину. Слева – табличка, состоящая из 20 маленьких фотопортретов разных людей (естественно, работы самого Майера), а справа – большое фото. Идея проста: щелкая мышкой по верхним и нижним половинкам маленьких картинок, вы совмещаете их в одну большую. Теперь посчитайте, сколько возможно вариантов. Если вам лень заниматься такой высокоинтеллектуальной деятельностью, то после нажатия кнопки Slideshow изображение будет меняться без вашего участия.
В блокнот сетенавта
Галерея Анселя Адамса
www.anseladams.com
Концептуальные фотографии Миши Гордина
www.bsimple.com
Урбанистика Алексея Тихонова
altert.net
Джон Манно. Концептуальные натюрморты
www.johnmanno.com
Пол Политис. Black & White
www.paulpolitis.com
Майкл Вале. Fine Art Nude Photography
www.vahle.net
My English Wife
www.englishwife.com
Paparazzi Photo Art
www.paparazziphotoart.com
Fine Art with Digital Eyes
www.withdigitaleyes.com
Подводная фотография
underwaterphotography.ru
Концептуальная фотография. Маски
photophilia.net/shergal/vt
Directory of Photography
www.photolinks.com
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: