Обзоры
Обзор Alpha Protocol

Обзор Alpha Protocol


Тест на привередливость
Чтобы получить удовольствие от Alpha Protocol, вам (для начала) понадобится убедить себя в том, что на дворе 2001-й год.

Обзор Alpha Protocol

Паспорт

Платформы PC / PS3 / X360

Жанр Action/RPG

Разработчик Obsidian Entertainment

Издатель SEGA

Издатель в СНГ «Новый Диск»

Дистрибьютор в Украине «Софтпром»

Сайт www.sega.com/alphaprotocol

Возраст 18+

О разработчике

Obsidian Entertainment Студия, в которой собрались разработчики из легендарной Black Isle. В отличие от Troika Games, компания держится на плаву. Правда, за счет того, что делает «быстрые» сиквелы для чужих серий.

Игры Knights of the Old Republic 2, Neverwinter Nights 2

Сайт www.obsidianent.com

Оценка

Идея Симулятор Борна и – немного – Бонда

Графика Жалкая

Звук Озвучка главного героя явно не удалась, в остальном ситуация чуть лучше

Игра Жутко устаревшая, но кое в чем интересная

Итог 3/5

Может быть, для этого придется повесить на стену старый календарь или включить Linkin Park. После этого в меню создания героя прилепите местному протагонисту Майклу Торнтону самую большую бороду, чтобы тот стал похож на канадского лесоруба. А еще натяните на его голову шляпу и нацепите на нос очки. Так Майкл сразу станет похож на настоящего психопата, и его приключения будут выглядеть гораздо правдоподобнее.

Нет, серьезно, сделайте это. Alpha Protocol – хорошая игра, но воспринимая ее серьезно, вы далеко не пройдете. Она устарела лет на десять, ее герои периодически говорят глупости, а еще первая треть этого шпионского боевика почти невыносима.

Как утверждают в самом начале, Alpha Protocol – это название особой, ну очень секретной организации США, на которую работают суровые агенты-одиночки. Государство обращается к ним в экстремальных случаях. Например, когда нужно расследовать причину уничтожения пассажирского авиалайнера с помощью американских ракет.

Это задание и поручают Майклу Торнтону. После короткой проверки его вводят в курс дел и отправляют на Ближний Восток – в Саудовскую Аравию. Оперировать агент будет из небольшой симпатичной квартирки, на одной из стен которой висит телевизор с прямым подключением к начальству в главном штабе, а в углу примостился шкаф с оружием. Затем сюжет совершает первый ожидаемый резкий поворот, и Майкл улетает в Москву, Тайбэй или Рим. История превращается в драму о плохих корпорациях и аморальной политике США.

Драма эта – нелинейная. На выбор всегда предлагают несколько миссий в разных городах, и, наверное, из-за этого происходящее на экране время от времени теряет какой-либо смысл. Слишком много операций начинаются без адекватных на то мотивов. Возникает даже подозрение, что в этом кроется главная фишка сценария, который в общем неплох, но периодически скатывается в откровенный фанфик. И, что самое интересное, это срабатывает.

Правда, было бы лучше, если авторы не так сильно увлекались штампами. Например, знакомые девушки Майкла то и дело попадают в плен к каким-то уголовникам, а героя ставят перед выбором: или спасти девицу, или отказаться и получить какое-то другое вознаграждение. Помните, как в «Бэтмен Навсегда» и в «Темном рыцаре» злодеи предлагали Бэтмену спасти даму или друга? В киносериале это случилось два раза за пятнадцать лет. Alpha Protocol подбрасывает такие задачки практически в каждом городе! Спасти девушку или данные, спасти девушку или гражданских и т.д.

Поэтому-то и стоит воспользоваться приведенным выше советом и засадить подбородок Майкла Торнтона канадской бородой. Как только он станет похож на сумасшедшего, все странные мелочи покажутся вполне уместными, а к диалогам не возникнет никаких вопросов. Беседы персонажей, к слову, немного напоминают Mass Effect. Герои точно так же меняются фразами, и через каждые две-три у игрока появляется выбор: «Ответить спокойно», «Пошутить», «Нахамить» и прочее. В зависимости от чего меняется отношение собеседника к Майклу. Заработали хорошую репутацию – и он ваш лучший друг, обманули и послали куда подальше – и вам уже готовы воткнуть нож в спину.

Обзор Alpha Protocol
Перки выбирать нельзя, их дают за ваши действия и решения
Обзор Alpha Protocol
Как для шутера здесь вполне терпимая система рукопашного боя
Обзор Alpha Protocol
Колеса, между прочим, с углами. Эх, nostalgie
Обзор Alpha Protocol
Даже в стены этих трущоб ввинчена система сигнализации
Обзор Alpha Protocol
Истинное лицо Майкла Торнтона

Отношения с ключевыми персонажами влияют на прохождение. Например, можно сдружиться со Стивеном Хеком, психопатом из Тайпея, а тот в качестве ответной услуги отравит поддельным кокаином Брайко, бандита из Москвы. Можно сливать добытый компромат не на черный рынок, а девушке-журналисту Скарлет Лейк – тогда, ближе к концу игры, она таки переспит с главным героем. Alpha Protocol явно проектировали с расчетом на высокую реиграбельность, основанную именно отыгрыше разных ролей (как минимум стоит попробовать пройти игру, превратив протагониста в настоящего подонка).

Десятки сюжетных развилок создают впечатление, что вы сами создаете историю. Вы действительно решаете, кому жить, а кому умереть, с кем провести ночь, а с кем поссориться. Но из-за того, что игра так или иначе прогонит вас по обязательному сюжетному маршруту Рим-Москва-Тайбэй, из-за того, что в ней нет побочных заданий, все ухищрения сценаристов все-таки немного напоминают смешные попытки сманеврировать, не сходя с заранее проложенной колеи.

Любопытно, что ассоциации с такими же маневрами вызывает и ролевая система: вроде бы вы и развиваете приглянувшиеся умения, но на игре это никак не сказывается. Хотя сначала это неочевидно – Alpha Protocol уверенно маскируется под серьезную RPG и аж два раза предлагает выбрать протагонисту профессию. На старте вы определяете, кем был герой, а по окончании первой трети сюжета – кем он стал. Есть варианты вроде: солдат, техник, шпион.

Первое решение влияет на начальные навыки (например, солдат сразу мало-мальски умеет обращаться с автоматами и винтовками). Второе – определяет, какие из этих навыков вы сможете прокачать до конца. Скажем, у шпиона это stealth, мастерство стрельбы из пистолетов и искусство ближнего боя. Остальные навыки разрешат изучить лишь частично. Но, как уже было сказано, все это – лишь для отвода глаз. Ролевая система позволяет разве что подобрать наиболее подходящий для вас баланс между стрельбой и стелсом, а в остальном – никуда не годится.

Уровни в игре почти что линейные и проходятся так: герой входит в большую комнату и начинает тихонько убивать врагов. Потом его обязательно замечают, вы расстреливаете оставшихся противников и проходите в другой зал, где ситуация повторяется. Чем больше очков потрачено на прокачку stealth-умений, тем позже вас заметят. Чем сильнее прокачали стрельбу, тем легче будет оказаться победителем в перестрелках.

В общем-то, такая схема не так уж и плоха – старенькая, но от того не менее уважаемая Deus Ex была основана на тех же принципах. Однако и stealth, и стрельба в Alpha Protocol попросту убогие. Игра должна радовать ими, а вместо этого – только разочаровывает. Очевидно же, что любому хорошему проекту со stealth-элементами нужны сложные непрямолинейные уровни и обязательно искусственный интеллект, который умел бы вменяемо реагировать на действия игрока. В Alpha Protocol уровни простые и плоские. Вы крадетесь по комнатам между врагами, ума которых едва хватает на то, чтобы ходить от точки к точке. Они не обучены искать главного героя, зато стоит тому сделать одно неверное действие, и к нему разом сбегаются все охранники.

Привычных для жанра пряток в тени тут нет. Трупы переносить нельзя (совсем как в дремучие 90-е они быстро растворяются в воздухе). И вообще stealth начинает работать, только если прокачаете соответствующие умения хотя бы вполовину максимума – после чего появится читерская возможность ненадолго стать невидимым и еще пара полезных трюков, но общее впечатление условности никуда не исчезнет.

Ситуация со стрельбой тоже оценивается скептически. Оружие хорошо звучит, однако странно сбалансировано – пистолеты, например, почти бесполезны. Да и незрелищно все выглядит: вы ведь уже поняли, что все составляющие этой игры устарели на несколько лет. И графика – не исключение.

Alpha Protocol цепляет интересной системой диалогов, ветвящимся сюжетом, необычным сеттингом. Но из-за дряхлого гейм-дизайна и никудышного оформления этот проект понравится только тем, кто действительно любит старые игры и не против дурацких условностей.


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: