Обзоры
Орки в космосе, или Слава Императору

Орки в космосе, или Слава Императору


Не будет преувеличением сказать: продукты британской фирмы Games Workshop – Warhammer 40 000 и Warhammer Fantasy – самые распространенные настольные игры в мире (утверждать, что лучшие, я не берусь). Компания существует более 30 лет и является лидером в своей отрасли. Она разработала и успешно продает две игровые системы: Battle и Skirmish, в рамках которых существуют игры на любой вкус. Документация к ним частично официально переведена на русский и доступна в специализированных магазинах и игровых клубах.

Фото Андрея Шелухина

Орки в космосе, или Слава Императору

Недостающие книги в любительском переводе легко найти в тех же клубах или на соответствующих сайтах. Таким образом, вам нужно один раз познакомиться с правилами и выбрать интересующую тему. А если она вдруг наскучит, просто подбираете что-то новое из той же системы – то есть вы всегда можете использовать имеющиеся фигурки и накопленный опыт. В Украине уже существуют клубы фанатов игр Games Workshop, в первую очередь, разумеется, Warhammer Fantasy и Warhammer 40 000 – а значит, когда решитесь погрузиться в эти захватывающие миры, вам без труда удастся найти единомышленников. Давать детальное описание нравов и быта народов вселенных Warhammer вряд ли необходимо – информация доступна, а про расы и армии знает любой, кому приходилось играть в компьютерные варианты данных игр. Я постарался рассказать о специфике настольных продуктов, а также дать несколько полезных советов начинающим игрокам – надеюсь, появятся те, кто, попробовав версию для PC, захочет ознакомиться с оригиналом. Кроме того, в статье упомянуты и другие игры этой фирмы, действие которых разворачивается в уже знакомых вселенных и логично их дополняет.

Итак, вы сражались за Императора в Warhammer 40 000: Dawn of War II либо влились в ряды Порядка в «Warhammer Online: Время возмездия», вам пришлась по душе определенная сторона, раса или персона. Возможно, возникло желание поставить на рабочем столе фигурки полюбившихся героев, затем собрать армию, поместить ее на полке и похвастаться перед друзьями. А когда есть армия, логично попробовать ее в деле. Именно такой дорогой многие вовлекаются в мир настольных игр. Другим хочется поиграть в солдатики, особенно если солдатики зеленые и оркоподобные. Но знайте, начинающий полководец должен помнить три вещи. Первое – компьютерная игра имеет с настольной исключительно внешнее сходство. Второе – те юниты, которые вам покажутся самыми сильными или попросту понравятся в компьютерном воплощении, не обязательно всех сразят на оригинальном поле боя. Третье – против вас будет играть человек, а он непредсказуемостью своих действий даст фору любому АІ. И значит, раз вы решили достичь хоть каких-нибудь успехов, не стоит стартовать с покупки фигурок (многие именно так и поступают). Они рано или поздно соберутся в армию, а ее все равно захочется бросить в сражение. И будет очень обидно, если первый же бой станет последним. Иногда, казалось бы, могучая и дорогая армия беспомощна перед менее эффектной, но грамотно укомплектованной когортой противника. Чтобы не ошибиться, прежде чем приобретать второй набор солдатиков, обзаведитесь «Книгой армии» (Codex) и внимательно изучите сильные и слабые стороны своих будущих бойцов. Определитесь, предпочитаете вы нападать, защищаться или всего понемножку, тогда проще будет подобрать фракцию, достойную вашего стратегического гения. Главное, сделать это до того, как начнете тратить деньги на фигурки. В «Книге армии» вы обнаружите немало отсылок к «Книге правил» (Rulebook). Желательно проштудировать и ее. К счастью, руководства переведены (хотя и не лучшим образом), и их можно найти в клубах или специализированных магазинах. Очевидный на первый взгляд вариант – заглянуть на ближайшие посиделки ценителей игр Games Workshop, посмотреть, пообщаться с профессионалами, а там уже определиться – увы, неоптимален. Не разбираясь в правилах, вы вряд ли вникните в происходящее на столе, а эмоциональные объяснения игроков вас скорее запутают, нежели помогут. Наблюдать за чужой игрой гораздо интереснее, когда уже разбираешься в кое-каких тонкостях.

Орки в космосе, или Слава Императору
Эльдарские guardians из мира Saim-Hann отражают атаку Assault Marines

И Warhammer 40 000, и Warhammer Fantasy – типичные коллекционные игры. Действие первой разворачивается в далеком-предалеком и очень мрачном будущем, второй – в мире фэнтези, где совмещены паровые технологии, генная инженерия, магия и средневековое вооружение. Обе игровые системы – своеобразный конструктор, причем во всех смыслах. Пластиковые или металлические фигурки продаются в разобранном состоянии. И прежде чем приступить к покраске, вам придется сначала определиться, в какой позе будет стоять боец, затем склеить его детали. Получившееся чудо красите и помещаете на игровой стол. Для полноценной игры потребуется повторить эту процедуру раз сто. Армия Warhammer – это немалые труд, время и деньги.

Сама игра выглядит следующим образом. Вы с противником устанавливаете количество пунктов, которые затратите на формирование армии. Затем выбираете сценарий. Стандартная игра (от 1000 до 2000 пунктов, 50–100 фигурок и шесть ходов) занимает от двух до четырех часов. Победа достается тому, кто (это оговаривается) сумеет выполнить условия сценария либо попросту накрошит больше солдат соперника. Игровое время делится на ходы, как в пошаговых стратегиях. Фигурки бойцов с однотипным вооружением составляют в отряды, толпой и передвигают. Вероятность уничтожения противника определяет шестигранный кубик, точнее, кубики. Чтобы поразить вражеского бойца, нужно сделать три последовательных броска (иногда меньше). Первый показывает, попадет ли ваш солдат в цель. Если да, второй укажет, может ли он нанести ей урон (зависит от силы удара вашего бойца и сопротивляемости неприятеля). И тут повезло! Тогда третий бросок уточнит, удалось ли врагу отразить удар или увернуться. На практике это будет выглядеть следующим образом. Стреляет отряд из 20 фигурок. Допустим, для поражения цели на кубике должно выпасть число, равное пяти или больше. Кидаем 20 кубиков и на десяти видим нужный результат. Итак, 50% наших бойцов попали. Далее, чтобы все же потрепать противника, необходимо выбросить на десяти кубиках число, равное четырем или больше. Испытываем удачу, к примеру, нам повезло пять раз. Теперь соперник попробует защитить своих солдат. Для этого ему придется выбросить, скажем, число, равное или больше пяти. Пусть на двух кубиках выпало нужное. Значит, три бойца получили ранения и выбывают из игры. Ваш соперник сам выбирает, какие именно фигурки будут убраны со стола. Описанная выше схема лежит в основе системы Battle (Сражение). Здесь участвуют до сотни фигурок и бросаются десятки кубиков. Для тех, кто считает это слишком сложным, долгим или утомительным, существует Skirmish (Схватка). Она рассчитана на 7–
15 фигурок, каждая из которых обладает определенной свободой действий. Такая игра длится около часа, причем по результатам бойцы получают бонусы, то есть развиваются. Если, конечно, выживут.

Настольные игры по вселенной Warhammer 40 000

Орки в космосе, или Слава Императору
Терминатор Deathwing с assault cannon. Выкрашен в символизирующий смерть костяной цвет, потому что не рассчитывал вернуться после битвы c тиранидами. Но вернулся…

О Warhammer 40 000 упомяну вкратце – это типичная Battle-игра, здесь на сотнях планет сражаются армии могущественных империй. В сентябре 2008-го увидела свет пятая редакция правил. Под нее выпущены новые стартовый набор и «Книги армий» основных войск. Если у вас возникнет желание собирать собственные вооруженные силы, то сейчас самая пора начинать, поскольку все игроки, как опытные, так и новички, в очередной раз окажутся приблизительно в равных условиях. Летом минувшего года вышло дополнение Armageddon, созданное для истинных фанатов, для тех, кто сформировал огромные армии. Дело в том, что со временем изменяются правила, появляются свежие расы и юниты, некоторые фигурки становятся невостребованными, приобретаются новые – коллекция растет. У многих собирается до 500 бойцов, а в обычной игре получается использовать лишь 30–50. Вот для тех, кому хочется большего, выпущен Armageddon – его правила рассказывают, как провести грандиозное сражение. Не стандартное, на 2–3 часа, разыгрываемое на столе размером 1,20×1,20 м, а действительно масштабное, на 10–12 часов, для которого понадобится поверхность размером 5×5 м (скорее всего, пол). В таких партиях появляется возможность выставить на поле боя пару сверхтяжелых танков, авиацию и даже «титанов». Подобное действо рассчитано на команды по 2–3 игрока с каждой стороны.

Epiс также предназначена для тех, кто хочет руководить огромными армиями. В настоящее время игра реанимирована и называется Epiс: Armageddon. Действительно, ну что это за Армагеддон, если на поле всего 30–50 солдатиков и 2–3 легких танка, как в Warhammer 40 000. Другое дело, когда число пехоты измеряется сотнями, а танков – десятками. Авторы значительно уменьшили размер фигурок. Например, высота обычного пехотинца составляет всего 7 мм, а сверхтяжелого танка – 15 мм. Понятно, что двигать каждую отдельную миниатюру мы не будем, они располагаются на подставках группами по 4–8 штук. Десять таких отрядов образуют роту, в составе которой и «воюют». Сам же механизм игры практически не отличается от механики классической Warhammer 40 000. Однако формат Epiс позволяет режиссировать на столе столкновения танковых армад при поддержке авиации, тяжелой артиллерии и «титанов».

Орки в космосе, или Слава Императору
Некромундская банда House Escher

Necromunda – классический и, по мнению многих, самый замечательный Skirmish от Games Workshop. Действие разворачивается в одном из имперских (человеческих) мегаполисов некоей Земной Империи. За лидерство сражаются уличные банды, каждой из которых управляет кто-то из игроков. Ваша задача – помочь своим подопечным добиться лучшей жизни (в здешнем понимании – вырваться из опостылевшего мира). Для этого, двигаясь от сценария к сценарию, бойцам необходимо тренироваться и в результате отважиться на некую «самоубийственную» миссию: попытаться захватить имперский звездолет или ограбить имперский же банк. В игре предусмотрена великолепная многовариантная система развития каждого персонажа с огромным количеством возможностей как для отдельного бойца, так и для организации в целом. Ваши подопечные контролируют некие участки, приносящие им доход. В большинстве сценариев придется завоевывать чужую территорию или защищать свою. Любая банда обладает уникальными особенностями, которые усиливаются, если в ее активе есть определенные районы. Именно их захват и становится приоритетной задачей. Игра замечательна не только самими столкновениями юнитов на столе, но и стратегическим планированием. При наличии хорошей компании у вас будет шанс написать увлекательную историю этого сурового мира.

Игра Inquisitor также относится к типу Skirmish. Место действия, как и в Necromunda, только здесь в вашем распоряжении всего одна фигурка высотой 54 мм (классическое значение для коллекционной миниатюры). Для сравнения: обычные игровые юниты в той же Warhammer 40 000 имеют высоту 28 мм. В Inquisitor, что логично, на первый план выведена ролевая составляющая. Ваш персонаж обладает множеством характеристик, и ему предоставляют возможность применить их на практике. Он развивается от миссии к миссии, следуя указанному вами пути. Все остальное, как в обычной ролевой игре, в руках Мастера. По сути, Inquisitor своеобразный гибрид ролевой и настольной игр в мире Warhammer 40 000.

Орки в космосе, или Слава Императору
Полковник Schaeffer, заведующий тринадцатым штрафным легионом Last Chancers и легендарный танк Baneblade, который изготовлен на Марсе, где практикуется культ Adeptus Mechanicus. Серийное производство танков в галактике наладить не удалось, поскольку технология давно утрачена

Battlefleet Gothic – занятие для тех, кто хочет сразиться в космосе. Вы можете выбрать флот любой из имеющихся рас и бросить его в бой. Механизм игры неплохо отражает столкновения космических армад, которые собираются из очень симпатичных корабликов. Battlefleet Gothic в сочетании с Epiс заинтересует всякого, желающего попробовать разыграть настоящую кампанию. Ведь, чтобы захватить планету или систему, необходимо обеспечить свое превосходство в космосе, озаботиться средствами орбитальной поддержки и предусмотреть высадку десанта. В любом случае наличие у вас флота обязательно придаст определенный шарм и неповторимость коллекции.

Gorkamorka – небольшая Skirmish-игра, события в которой разворачиваются на некой пустынной планете. Столкновения происходят между бандами орков, разъезжающих по барханам на технике собственного изготовления (различные авто, мотоциклы, багги). Именно она и является главным «действующим лицом» и уникальной фишкой этой игры. Вы получаете право создавать свои, порой самые причудливые машины и испытывать их на противниках. Орки служат лишь вспомогательной силой. Для тех, кто их не любит, есть возможность встать на сторону людей – уцелевших членов экипажа разбившегося космического транспорта. Однако зеленокожими парнями играть все-таки веселее.

Орки в космосе, или Слава Императору
Эльдарский Vyper Jetbike, антигравитационный мотоцикл

Space Hulk – отдельный, нетипичный для Games Workshop продукт. Его можно назвать «игрой из коробки», поскольку в данном случае для приятного времяпрепровождения стартового набора вполне достаточно. Сюжет рассказывает об одном из первых столкновений человечества с расой тиранидов. В далеком космосе корабль космодесанта натыкается на гигантский объект – то ли астероид, то ли заброшенный звездолет. Разведывательные операции показывают – это все-таки звездолет и он вовсе не заброшен, наоборот, кишит злобными тварями. Игра строится на постепенном прохождении череды сценариев. С одной стороны действуют от 5 до 10 «терминаторов», а с другой – полчища тиранидов. Космодесантникам надо выполнить миссию, тиранидам – им помешать (самый простой способ – съесть всех людей). Скажу сразу, уничтожить тиранидов подчистую не удастся, уж очень их много. Механика игры отличается от привычной, присущей большинству продуктов Games Workshop. Действие разворачивается внутри звездолета тиранидов, куда и высаживаются бравые «терминаторы». Игровое поле представляет собой лабиринт узких коридоров, которые выстраиваются заранее, по ним и необходимо добраться до цели миссии. Со всех сторон будут лезть орды тиранидов, отстреливаться бойцам придется постоянно. Огнемет – самое лучшее оружие, но у него крайне ограничен боезапас. Побеждает тот, кому удастся выиграть больше миссий (а их десять). Если этого покажется мало, к вашим услугам расширенные варианты сценариев, их можно найти на специальных интернет-ресурсах.

Настольные игры по вселенной Warhammer Fantasy

Орки в космосе, или Слава Императору

Проект Warhammer Fantasy огромен. Он не менее популярен, чем Warhammer 40 000, да и правила этих игр практически одинаковы. Просто вместо наземной и воздушной боевой техники здесь чудовищные монстры, а вместо огневой поддержки или орбитального удара – магия. Фигурки выстраивают на специальных подставах, чтобы удобнее было их передвигать. А в остальном все, как и везде: за власть над миром опять сражаются представители различных рас. Warhammer Fantasy – стандартная Battle, и материала о ней немало. Мне же хотелось рассказать о других, менее известных играх, действие которых разворачивается в этом мире.

Mordheim – типичный Skirmish, своеобразный аналог Necromunda, только в фэнтези-сеттинге. Mordheim вышла гораздо позже, и, возможно, потому она значительно упрощена. Есть мнение, что авторы провели работу над ошибками. Насколько им это удалось, однозначно сказать трудно, поскольку игроки разделились на два лагеря. Те, кому нравилась Necromunda, с трудом воспринимают Mordheim, и наоборот, поклонники последней считают первую запутанной и излишне сложной. Дело в том, что из Mordheim убрана та часть, которая предполагала развитие мира вне игрового стола. Сеттинг здесь абсолютно статичен и является всего лишь фоном. Игроку не нужно решать, захватывать ли сначала новую территорию или оборонять свою до последнего бойца. Достаточно просто собрать десяток фигурок, выставить их на стол и постараться выиграть. Действие игры разворачивается на руинах имперского города Мордхейм, некогда большого и очень богатого. Увы, однажды на него упала комета, и теперь это руины, заваленные кучей дорогих и полезных вещей, и наиболее ценное – обломки той самой кометы. Бесхозное добро, естественно, привлекает толпы мародеров, которые, сбиваясь в банды, рыщут по развалинам. Столкновения неизбежны. Одной из таких групп по интересам вам и предстоит руководить. Покупаете комплект фигурок (6–8 штук), экипируете их и выводите на полуразрушенную улицу против аналогичной шайки вашего оппонента. Если победите, вам достанутся некие ценности, позволяющие приобрести новых бойцов и вооружение. По результатам боя характеристики ваших веселых ребят могут улучшиться или ухудшиться. И так до бесконечности. Смысла здесь немного, но если хотите, не особо напрягаясь и вникая в сеттинг, провести свободное время, то вполне достаточно. А взяв за основу систему Necromunda, вы вольны дополнить сюжет собственными идеями.

Орки в космосе, или Слава Императору
Рядовые пехотинцы, хребет всей армии императора Карла Франца

Игра Warmaster также имеет аналог в мире Warhammer 40 000, только помасштабнее, речь, конечно, об Epic. Те же огромные армии, составленные из фигурок высотой 7 мм, объединенных на одной подставке в отряды по 12–14 штук; очень хорошие и удобные правила, которые позволяют просто и быстро, в течение нескольких часов, отыграть действительно масштабную битву. Разработаны они и для проведения грандиозных исторических сражений. Однако если Warmaster Fantasy поддерживается модельным рядом самой Games Workshop, то под Warmaster Historical выпускаются правила и отдельные книги, отражающие лишь определенные эпохи (сейчас это античность). Фигурки можно отыскать и среди продукции других фирм, например Corvus Belli и Urban Mammoth и даже уже купить в Украине.

Соль Warhammer Quest понятна из названия. Это игра а-ля Dungeons & Dragons с традиционными для продукта такого типа правилами. Вот только здесь для создания и отыгрыша полноценного приключения не требуется DM. Его функцию выполняют таблицы и карты случайных событий. Понятно, что в настоящее время таким подходом мало кого удивишь, однако игра вышла около 14 лет назад, а тогда это было революционным решением. За минувшие годы выпущено несколько редакций правил и дополнений. Warhammer Quest – типичная «игра из коробки», в которой вы найдете все необходимое. Здесь нет готовых сценариев, зато присутствует специальная колода карт (в первой редакции – таблица), с ее помощью, по мере продвижения группы героев, создается подземелье. Это гарантирует новый вариант развития событий для каждого сеанса игры. Кстати, для ценителей ролевых игр есть Warhammer RPG и стандартная книга правил к ней. Ничем особенным она не отличается, однако если вам захочется развить пару-тройку персонажей именно в этом сеттинге, система такую возможность вам предоставит.

Не совсем привычные игры, но тоже Warhammer

Орки в космосе, или Слава Императору
Уроженец мира Catachan, специалист по планетам класса Death World с непролазными джунглями и агрессивной фауной

Warhammer Historical – стандартная система правил Warhammer Fantasy, модернизированная и позволяющая создавать игры на исторические темы. Здесь участники могут попробовать себя в качестве полководца одной из реально существовавших армий. Из обычного свода правил Warhammer Fantasy убраны магия, а также монстры и прочие нелюди. Остались только чемпионы, герои и полководцы (выступают в качестве супероружия). Главное – механика не изменена, и значит, игрокам не придется переучиваться. В рамках этого проекта Games Workshop выпускает лишь специальную литературу. Помимо базовой книги правил, существует и ряд специальных, посвященных различным эпохам: от древних Египта, Персии, Греции и Рима до Столетней войны, есть версия правил и для Второй мировой. В каждой из таких книг можно найти описание событий того периода, армий и отрядов, принципы формирования исторически достоверной обстановки.

Warhammer Skirmish – базовая система для игры небольшими отрядами и отдельными фигурками. Именно на ней основаны многие продукты, скажем Necromunda, Mordheim и Lord of the Rings. В данном случае под этим названием объединены преимущественно игры на историческую тематику. Как и для Warhammer Historical, существует базовая книга правил, они являются фундаментом всех игр типа Skirmish от Games Workshop. В принципе ее вполне достаточно, дальше нужно включить воображение, а для партии просто выбрать любые фигурки (в том числе и LEGO). Например, эта система придется по душе тем, кто не хочет собирать мощную армию в Warhammer Fantasy или Warhammer 40 000. Используя Warhammer Skirmish, можно спокойно отыграть небольшие стычки с участием полутора десятков бойцов с каждой стороны. Сложность (и привлекательность) состоит в том, что Games Workshop не предлагает готовых сценариев – придется задействовать свою фантазию. Компания поддерживает это направление – закончен свод правил для игры в антураже американского Дикого Запада. Выпущены три книги, в которых есть вся информация, необходимая для проведения полноценной кампании: состав различных группировок (ковбои, индейцы, бандиты, армия), особенности снаряжения, правила развития персонажей. Отдельно представлен ряд сценариев как вымышленных, так и описывающих реальные исторические события.

В настоящий момент Games Workshop переключилась на пиратскую тематику, уже вышла первая базовая книга правил, так что желающие могут провести игру, точнее, кампанию-приключение. Сразу отмечу: выпускать фигурки пиратов, ковбоев индейцев и т. п. Games Workshop не собиралась и не собирается. Этим занимаются другие фирмы, в частности FOUNDRY. При желании вы всегда можете использовать свои миниатюры из Warhammer Fantasy или Warhammer 40 000, тем самым расширив границы полюбившегося мира.


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: