Обзоры
Империя: Смутное время

Империя: Смутное время


…наносит ответный удар
В свое время «Агрессия» послужила замечательным примером того, как слишком амбициозный проект уходит на дно под грузом наполеоновских планов создателей. Игра, перед выходом рассматривавшаяся в качестве «нашего ответа Total War», оказалась слишком сырой, несбалансированной и перегруженной вторичными элементами сомнительной полезности.

Паспорт

Жанр глобальная стратегия

Разработчик Lesta Studio

Издатель «1C»

Сайт imperia.1c.ru

Возраст нет данных

О разработчике

Lesta Studio Основанная в 1991 году петербургская студия довольно долго не имела прямого отношения к разработке игр, занимаясь в основном производством видеопродукции (компьютерная анимация, спецэффекты и т. д.). В 2003-м компания пришла и в игровую индустрию, выпустив с тех пор ряд амбициозных проектов.

Игры «Антанта», «Стальные монстры», «Стальные монстры: Союзники», «Агрессия», «9 рота»

Сайт www.lesta.ru

Оценка

Идея Глобальная стратегия о средневековой Восточной Европе

Графика Стилизованный под старину интерфейс и отличные иллюстрации

Звук Приятные мелодии, мгновенно настраивающие на нужный лад

Игра Четкое и умелое попадание в целевую аудиторию

Итог 4/5

Империя: Смутное время
Империя: Смутное время
Думаю, любой тогдашний князь мечтал вот так окинуть взглядом свои владения
Империя: Смутное время
Империя: Смутное время
Местная наука
Империя: Смутное время
Сражения не назовешь зрелищными, но на деле они весьма интересны
Империя: Смутное время

В основе «Смутного времени» лежит практически та же игровая механика, но все лишнее, спорное и отвлекающее здесь безжалостно отправлено в утиль. Действительно же интересные идеи и находки «Агрессии», например занятная система персонажей, доработаны, усилены и поставлены во главу угла. В результате мы получили добротную и качественную игру – звезд с неба «Смутное время» хватать не пытается, но в отличие от своей предшественницы вполне способна подарить любителю стратегий несколько приятнейших вечеров.

Итак, перед нами глобальная историческая стратегия в реальном времени с управляемой паузой. На смену одному нетипичному сеттингу (Европа 1910–1950 гг.) пришел другой. В «Смутном времени» игроку дается возможность возглавить государство восточноевропейского средневековья и, развивая экономику, науку, религию и армию, захватывая новые земли, построить к заре Нового времени свою личную империю. В целом на первый взгляд все очень похоже на какую-нибудь из стратегий от Paradox Interactive, разве что игровое пространство ограничено территорией от Балтийского до Черного морей с севера на юг и от Каспия до западных границ Польши с востока на запад. Словом, вся восточная Европа и ее ближайшие окрестности.

На этой обширной территории царит натуральная феодальная раздробленность. Если начинать игру со стартового 1350 года (что, кстати, очень рекомендуется), то на выбор доступно примерно два десятка миниатюрных княжеств и королевств, не занимающих в совокупности и трети доступных земель. Все прочее принадлежит вольным поселениям, татарам и прочим не заслуживающим пристального внимания народностям. Собственно, за их счет и пойдет на первых порах расширение всех игровых держав.

Как и в «Агрессии», главным проводником вашей воли будут игровые персонажи. Например, чтобы повести армии в бой, нужно нанять полководца, чтобы простимулировать экономическую деятельность – назначить наместника, а без шпиона не удастся совершать диверсии по вражеским городам и селам. Все эти достойные люди перемещаются под руководством игрока по миру, помогая родной державе там, где нужно, а заодно растут над собой, повышая характеристики и овладевая новыми навыками. Так, герой-полководец, поднявшись на новый уровень, получает возможность не только водить в поход больше войск, но и развить одну из особых способностей: призывать на службу наемников или эффективно осаждать города. Герой-священник, помимо того, что лучше перекрещивает всех в своем радиусе действия в «правильную» государственную веру, может расширить собственные познания в вопросах искоренения ереси или организации важных религиозных диспутов. А герой-ученый не просто увеличивает прирост необходимого для исследований ресурса «знание», но и умеет остановить эпидемию либо серьезно ускорить текущее исследование.

Для благосостояния государства герои очень важны, и право лазутчика призвать на службу убийц, способных совершить покушение на одного из вражеских персонажей, добавлено отнюдь не случайно. Впрочем, даже без лазутчиков и военных действий герои вполне смертны, более того – внезапно смертны. Полюбившийся многоопытный полководец запросто может скончаться от старости, так что замену пожилому военачальнику нужно присматривать заранее. А уж гибель не оставившего взрослого наследника правителя – это почти катастрофа. Междуцарствие оборачивается хаосом смуты, которая почти наверняка разрушит вашу казавшуюся непоколебимой империю даже в условиях мира, не говоря уже о времени военном.

Однако не героями едиными живет «Смутное время». Есть здесь и неплохая экономическая составляющая с интересным развитием и застройкой городов, и элементы социальной политики, и жизненно-важная дипломатия. Непомерные аппетиты во внешней политике ведут к росту подозрительности и озлобления соседей. Захватите два-три даже «бесхозных» княжества подряд, и вам наверняка объявят войну коллеги, обеспокоенные таким стремительным ростом. Чтоб этого не произошло, нужно рассылать во все окрестные страны послов, которые сумеют до поры до времени сдерживать агрессивные порывы. Впрочем, рано или поздно, война все-таки начнется, тут без нее никак.

Боевые уставы и уложения «Смутного времени» на первый взгляд довольно просты, освоить их (да в общем-то, и всю игру) не составит труда. Другое дело, что незатейливые правила открывают неожиданно обширный простор для стратегического маневрирования. Даже обладая солидным перевесом в территориях и экономической мощи, не спешите праздновать победу. Противник может успешно уклоняться от лобового столкновения, и пока вы гоняетесь за его передовым отрядом, грабить и жечь ваши села, засылать лазутчиков, уничтожающих запасы пищи и сеющих смуту в городах (когда назревает голодный бунт, это несложно). И вскоре ваша огромная, но истощенная держава будет на коленях просить мира у казавшегося легкой добычей соперника.

Еще одно важное отличие от «Агрессии» – отказ от управления непосредственно сражениями. В тот раз разработчикам не удалось гармонизировать стратегическую и тактическую части геймплея – собственно, бестолковые битвы и убивали всякий интерес к «Агрессии». Видимо, поэтому «Смутное время» не пытается объять необъятное и посягнуть на Total War. Задача игрока – создание сбалансированной армии и руководство ею на стратегическом уровне. А боями пускай себе руководят полководцы – вы им за это большие деньги платите.

Единственный крупный недостаток геймплея «Смутного времени» всплывает лишь под конец игры – когда вам принадлежит огромное государство и никто не в силах оказать достойного сопротивления, дожимать остатки противников становится уже неинтересно. Впрочем, никто не мешает начать игру заново, с маленьким-маленьким княжеством, которому суждено стать великой империей. Разумеется, не без вашей помощи.


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: