Обзоры
Настройка параметров памяти, или «Бесплатное» повышение производительности
0

Настройка параметров памяти, или «Бесплатное» повышение производительности

Одним из главных способов повышения производительности системы является увеличение частоты работы ее компонентов. Этот метод достаточно подробно описан в компьютерной прессе, поэтому в рамках данной статьи останавливаться на нем мы не будем. Гораздо интереснее проследить влияние на производительность параметров работы с памятью, изменение которых доступно из BIOS Setup многих материнских плат.

Сразу оговоримся, что "игра" с такими настройками может отрицатель но сказаться на работоспособности ПК (как и любые действия, попадающие под определение "разгон").

Итак, тайминги памяти. Если раньше доступ к их изменению почти всегда был закрыт, то сейчас появилось большое количество так называемых материнских плат для "оверклокинга", BIOS которых позволяет произвести тонкую настройку многих опций, в том числе и временных параметров памяти.

Набор доступных настроек памяти у плат может различаться. К тому же в названии самих опций наблюдается некоторый "разнобой", не позволяющий выработать единый подход к описанию соответствующих пунктов BIOS. Но как бы там ни было, параметры BIOS Setup, относящиеся к быстродействию памяти, обычно являются числовыми (или легко "приводимыми" к числовой форме — Slow, Normal, Fast, Turbo), и изменение этих настроек в меньшую сторону приводит к увеличению скорости работы памяти.

Однако не стоит пытаться установить сразу во всех настройках, влияющих на временные характеристики памяти, минимальное значение. Как уже было сказано, это может привести к плачевному результату. Здесь можно порекомендовать следующую методику: уменьшая значения параметров по очереди, документировать эти действия и после каждого изменения производить перезагрузку, проверяя стабильность работы системы. В случае, если система вдруг откажется загружаться, необходимо воспользоваться перемычкой Clear CMOS для возвращения всех настроек BIOS в исходное состояние и установить последние значения, при которых система работала нормально.

Для того чтобы продемонстрировать эффект от таких изменений, была собрана система, включающая в себя CPU Pentium III 1 GHz, жесткий диск IBM Deskstar 60GXP (20 GB/plate, 7200 об/мин), видеокарту ELSA Gladiac (GeForce2 GTS) и 256 MB памяти PC133, рассчитанной на работу в номинальном режиме со значением параметра CAS Latency Time, равным 2. В состав тестовой платформы входила также материнская плата Transcend TS-ASP3, имеющая достаточно богатые возможности для разгона. Из интересующих нас параметров в BIOS TS-ASP3 доступны изменения таких настроек памяти: CAS Latency Time, Cycle Time, RAS-to-CAS Delay и RAS Precharge Time.

Система тестировалась в трех режимах, различающихся настройками памяти. В первом случае (обозначенном на диаграммах как C1) память, работающая на частоте 133 MHz, была подвергнута максимальному разгону путем установки минимальных значений всех четырех упомянутых выше параметров. Во втором случае (C2) настройки принимали бо2льшие (т. е. самые "щадящие") значения, однако память функционировала на той же частоте — 133 MHz. И наконец, в последнем случае (С3) частота памяти была равной 100 MHz, а все настройки — установлены на максимум, кроме CAS Latency Time, значение которой было 2. Именно этот параметр позволяет изменять BIOS большинства материнских плат, в то время как остальные настройки памяти, как правило, регулировке не поддаются. Кроме того, в настоящее время на локальном рынке имеется не так много модулей памяти PC133, способных работать с CAS Latency Time 2. Однако в продаже есть память PC100, рассчитанная на CAS2. Собственно, последний вариант настроек был включен для демонстрации того, насколько различается быстродействие систем, работающих с PC100/CAS2 и PC133/CAS3.

При выполнении приложений из состава пакета SYSmark 2000 наиболее разогнанная система, как и ожидалось, показала самые высокие результаты. Естественно, не во всех приложениях наблюдался одинаковый прирост, но присутствовал он неизменно. Так, наиболее восприимчивыми к уменьшению таймингов памяти оказались Dragon NaturallySpeaking (9,5%) и Windows Media Encoder (6%). Во всех остальных случаях повышение быстродействия ощущалось не так сильно. Менее всего изменение режима работы памяти сказывается на MS Word 2000 (1%), а также Elastic Reality (1,8%).

В случае с 3D-играми наблюдалась вполне предсказуемая картина: наибольший прирост производительности (около 7%) был замечен в низких разрешениях, где основная нагрузка при вычислениях приходится на связку процессор—память. В то же время с повышением разрешения и глубины цвета эффект от более быстрой оперативной памяти становится все менее заметным. В самом же высоком режиме разница и вовсе незаметна. Отметим, что такая закономерность наблюдается и в OpenGL Quake III, и в Unreal, работающей в Direct3D. Прирост производительности (от 3 до 6,5%) имел место в том числе и в SPEC ViewPerf — тесте, эмулирующем работу профессиональных OpenGL-приложений.

Таким образом, практически во всех типах задач, выполняемых на современных ПК, имеется достаточно заметный эффект от изменения настроек работы с памятью. Такой выигрыш в производительности тем более ценен, что он не требует каких-либо дополнительных затрат (например, использования специальных вентиляторов и т. п.) и достигается путем несложных экспериментов.

Что же касается того, какой режим выбрать для получения наибольшего быстродействия — работающую в номинальном режиме память PC133/CAS3 или PC100, но с CAS Latency 2 — ответ очевиден. Повышение частоты памяти на 33 MHz дает гораздо больший эффект, чем изменение других временных настроек.


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: