Обзоры
Samorost 3, или космическая опера из жизни насекомых
39

Samorost 3, или космическая опера из жизни насекомых

Samorost3_0

Samorost, если верить Большому чешско-русскому словарю, — «декоративное изделие из корней дерева»; так называлась коротенькая игра, созданная в 2003 году Якубом Дворски в качестве интерактивного дипломного проекта для пражской Академии искусств. Казалось бы, что может быть такого особенного в бесплатном и незамысловатом браузерном Flash-развлечении, которых выходило и продолжает выходить десятки и сотни? Однако результатом этой наполовину казуальной адвенчуры, наполовину головоломки стали не только несколько призов и номинаций на премии, но и основание компании Amanita Design, и появление целого ряда подражателей в оформившемся вскоре поджанре «саморостоидов», и – к счастью для нас – разработка сиквелов. Третий выпуск этой серии представляет собой уже настоящую полноразмерную игру. Да и чего ещё, как не шедевра, можно было ожидать от авторов великолепного «Машинариума», обласканного и прессой, и любовью игроков?

Samorost 3

Жанр Адвенчура / Головоломка
Платформы Windows / Mac OS
Разработчик Amanita Design
Издатель Amanita Design
Сайт, Страница в Steam, Страница в GOG

Выпущенное в 2005 году официальное продолжение, Samorost 2, хоть и не было уже миниатюрной браузерной игрой, а выходило даже и в розничном дисковом издании, в том числе на русском языке, продолжительностью и особой новизной всё-таки не отличалось. Зато с тех пор состав Amanita Design пополнился ещё несколькими талантливыми художниками, аниматорами, программистами и музыкантами – ставшими единомышленниками Якуба Дворски и создавшими вместе с ним в 2009 году ту самую памятную и полноценную адвенчуру-головоломку из жизни роботов в маленьком и ржавом железячном городке на какой-то далёкой заброшенной планете. Помимо игр, студия занималась и занимается и веб-дизайном, и музыкальными фильмами, и короткими рекламными проектами на заказ, – и хотя в 2012 году была выпущена вполне даже примечательная Botanicula, она всё же была детищем художника Яромира Плахи и не очень походила по стилю и глубине на предыдущие работы компании.

В результате именно Samorost 3, которая находилась в разработке никак не менее пяти лет, стала возвращением Якуба Дворски в мир игр – и самым масштабным на сегодня проектом чешской студии. И хотя по антуражу и по сюжету – если можно так назвать эту составляющую игры, которая, подобно всем «саморостоидам», отличается в плане фабулы здоровым минимализмом, – мы получили законного наследника Samorost и Samorost 2, он тем не менее вобрал в себя всё то, чем успела уже прославиться названная в честь мухоморов Amanita Design. Так что будет у нас здесь и космический корабль, сконструированный из пластиковой бутылки и пары ещё таких же подручных средств и бороздящий просторы маленького карманного космоса, и диковинные грибы, и множество разнообразных букашек в духе Botanicula, и более-менее антропоморфные создания, напоминающие уже кукольный мультфильм «Возвращение Куки», к которому Якуб Дворски придумывал и прорисовывал образы персонажей. Среди всякой мелкой живности встретится нам даже и робот, похожий на обитателей незабвенного «Машинариума». (Впрочем, разве эти две темы так уж и далеки друг от друга? Не случайно ведь слово «робот» придумал автор пьесы «Из жизни насекомых» – к тому же, соотечественник создателей игры!)

Наш протагонист и главный герой серии Samorost – безымянное маленькое существо в белом костюмчике с капюшоном и помпончиком, которое в официальных материалах к игре гордо именуется «космическим гномом». Живёт он на маленькой планете-астероиде, в башне с большой обсерваторией на верхнем этаже, с фруктовым садом поблизости – и с верным псом, живущим здесь же в отдельной будке. Впрочем, спокойной жизни у героев не бывает: в первой игре нам нужно было предотвратить столкновение с нашей домашней планетой другого астероида, во второй – спасти своего четвероногого друга от похитивших его злобных инопланетян. Нынешняя история не менее драматическая, но разворачивается она постепенно: наш гномик находит загадочную волшебную дудочку – и отправляется в путешествие на другие планеты, пытаясь разобраться, для чего она нужна и откуда взялась.

Планет у нас всего девять, самых разнообразных, – маленьких и очень маленьких, обитаемых и не совсем – и напоминают они уже скорее не Чапека, а Сент-Экзюпери. Описать их словами сложно – это нужно видеть и слышать. Да, в Samorost 3 от стартового меню и до конца игры действительно нет ни одной буквы текста, и тем большую значимость обретают визуальная и звуковая составляющие. Стоит ли говорить, что в художественном отношении всё выполнено просто великолепно, с такой любовной проработкой всех деталей, вплоть до каждой травинки и пылинки, которую иначе как у Amanita Design нигде и не увидишь. В целом получается не сюрреализм, а, если можно так выразится, «микрореализм»: вот авторы раскрывают перед нами мир покрытого мхом пенька, со снующими туда и сюда крохотными его обитателями, а, скажем, на сухой планете-коряге нас ждут поющие термиты, не менее музыкальные цикады, дятлы, попугаи, точильщики – и это не говоря уже о столь же разнообразных представителях местной флоры.

Девять планет – до которых, разумеется, ещё нужно будет добраться, по очереди и с пересадками, – порадуют нас уровнями-экранами, которых здесь насчитывается примерно тридцать семь штук (для сравнения, в первых двух играх серии было всего лишь по семь таких локаций). В отличие от «Машинариума», который являлся полноценным квестом, пусть и с головоломками и мини-играми, Samorost – адвенчура довольно упрощённая: инвентарь у нас пусть и имеется, но минимальный, в один-два предмета; возможности в плане бесед со встречными персонажами небольшие – темы, о которых идёт разговор, отображаются при этом в виде анимированных пиктограмм; местные загадки решаются по большей части простым кликом мышкой в нужном месте в нужное время.

Правда, платформа Adobe Air – не самое удобное средство для создания адвенчур: правая кнопка мыши оказывается незадействованной, а левая отвечает и за прокрутку экрана (при зажатой кнопке – масштаб можно изменять колёсиком), и за перемещение, и за возможное действие (когда курсор принимает форму руки). Интерфейс вполне интуитивный, но ввиду полной своей бессловесности может быть понятен не сразу; строка меню вызывается звёздочкой в правом верхнем углу и позволяет перейти к настройкам, загрузке и сохранению, а по мере прохождения игры – ещё и к найденным книгам, достижениям и подсказкам. Упомянутые книги – это два кодекса в картинках, которые, в случае их обнаружения, способны поведать нам историю местной Вселенной и пояснить многие происходящие на наших глазах события. Такими же картинками выполнены и подсказки, которые можно запросить на каждом игровом экране – и получить которые здесь намного проще, чем в «Машинариуме»: нужно лишь только два раза подряд совместить светящиеся шарики на трёх концентрических кругах.

И это – самая простая из задачек игры, которые отличаются и многочисленностью, и разнообразием, и увлекательностью. Начиная от простых заданий, для выполнения которых требуется найти и принести персонажу запрошенный им пиктограммой предмет, – так мы, к примеру, будем в начале игры собирать для местного механика детали, чтобы он смог соорудить для нас космический корабль, – и до настоящих головоломок, в том числе чисто логических и музыкальных. Музыка и звук играют в Samorost 3 особую роль, превращающую её чуть ли не в мюзикл без слов: многие, если не все из встречаемых нами букашек и прочих зверюшек – страстные любители пения. Аудио-составляющая игры нисколько не уступает её впечатляющей визуальной части: Томаш Дворжак, известный также как Floex, в очередной раз доказал свой незаурядный талант композитора, аранжировщика и звукорежиссёра.

Найденная в самом начале дудочка оказывается не только неизменным (и чаще всего единственным) экспонатом нашего инвентаря, но и основным средством взаимодействия гномика с его космическим окружением. На многих планетах мы встретим объекты, которые при приближении к ним начинают выделяться белыми концентрическими окружностями: это означает, что в данном месте можно использовать дудочку – или в качестве слуховой трубки, или как собственно музыкальный инструмент, позволяющий активировать эту активную точку – и, например, подробнее разузнать суть стоящей перед нами в данный момент задачи, узнав у духа дерева, чего именно ему не хватает для полного древесного счастья.

Многие такие действия оказываются опциональными – приводя к пополнению нашей коллекции достижений. Стоит заметить, что Samorost 3 не предназначена для прямого линейного «прохождения», а рассчитана на тех, кому нравится всматриваться и вслушиваться в окружающий мир, – и такому игроку в неё просто невозможно не влюбиться. Конечно же, любую головоломку можно решить сравнительно быстро, если сразу обратиться к встроенным подсказкам, – но ведь и эти последние, будучи выполнены исключительно пиктограммами, требуют для своего понимания всё того же внимательного рассматривания каждой мелочи.

Более того – игра продолжается и после завершения, в лучших традициях какой-нибудь огромной по масштабам RPG с открытым миром. Разобравшись, как полагается, с местным главным злодеем и восстановив космическую справедливость, мы получаем в качестве вознаграждения от благодарных жителей-монахов «китайско-подобной» планеты такую себе гравицапу – дополнительный модуль для нашего корабля, позволяющий перемещаться по Вселенной более свободно, – и можем летать по всем девяти небесным телам в своё удовольствие, наблюдая за плодами своего труда по спасению мира и за жизнью всех его маленьких обитателей.

Можно было бы поворчать разве что по поводу не самой маленькой стоимости Samorost 3, особенно если принимать во внимание её продолжительность, которая – без учёта упомянутых выше необязательных действий и свободных космических путешествий после финальных титров – составляет в среднем около пяти часов. Но заносить этот момент в недостатки совсем не хочется: игры ручной работы такого уровня выходят далеко не каждый год – и полностью заслуживают всяческих похвал и всеобщего внимания. Если не сразу после выхода – то на ближайшей же распродаже. Наш выбор – и наши рекомендации!

april-300x115-editors-choice-white

5
Оценка ITC.UA
Плюсы: Уникальное внимание к деталям; превосходная визуальная и звуковая составляющие; разнообразные головоломки
Минусы: Нет
Вывод: Очередной шедевр, любовно выпестованный Якубом Дворски и его друзьями

 

ЗОНА51 рекомендует:


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: